Cuphead (2017)

Думаю, вы прекрасно знаете историю Cuphead: шесть лет инди-разработчики без геймдев-опыта пытались исполнить свою мечту и делали то ли мультик из игры, то ли игру из мультика. Выбрав самую длинную и запутанную дорогу, они собрали на ней все возможные грабли и, в очередной раз перезаложив свои дома, дошли до финальной стадии. Вот тут в дело и вступила армия фанатов, все эти годы дожидавшаяся Cuphead.

Как одному из таких фанатов (умеренно-интересующегося толка), мне удалось самое главное — не завысить свои ожидания. Я рассчитывал на платформер с необычной анимацией (что-то в духе Mickey Mania), уморительными сценками и чем-нибудь еще на сдачу. Примерно так оно и вышло.

Самое приятное, что в разговоре о Cuphead невозможно сослаться на какой-то конкретный всеохватывающий референс. В режиме Run’n’Gun она напоминает Contra, Mega Man или даже Gunstar Heroes без чекпойнтов. В случае с боссами — Punch Out!! или серию Epic Boss Fighter. Даже про «летящих» боссов не скажешь: о, это из Gradius или там Thunder Force.

Какие-то боссы оказались посложнее, какие-то попроще, но я могу уверенно сказать: из 27 противников повторяющихся нет. Где-то придется много прыгать, где-то тщательно целиться (или взять автонаводящиеся пули и просто чуть дольше продержаться), но нигде нет такого — «а, этот X прямо как Y, эту я тактику знаю». У каждого босса — вдвое или даже втрое больше фаз, чем то, что вы увидите за один прогон. Каждый раз порядок фаз меняется, и за один бой вы их все точно не увидите.

Два ведущих инструмента для прохождения игры: терпение и труд. Cuphead тычет в вас пальцем и наглядно показывает, как внутри вашего мозга качаются синапсы нервной системы. Если бы игра существовала в момент, когда я писал статью о видах игровой прогрессии, у меня была бы отличная иллюстрация к «прогрессии в умениях».

Отсюда рождается то, за что Cuphead полюбили игроки (те, что ее дождались). Сбалансированной сложностью, не слишком раздражающим рандомом и ощущением «вот-вот завалю босса» игра просто требует остаться и дочесать болячку, даже если пора бежать на работу или ехать на пляж. Последний раз такого рода аддиктивность я испытывал, наверное, только в Rogue Legacy.

Параллельно с парадом боссфайтов существуют короткие, на полторы минуты уровни с беготней и стрельбой. Они неплохо разбавляют сражения с гигантскими овощами и злобными русалочками, а заодно позволяют собрать немного золотых монет, чтобы прикупить второе оружие или полезную абилку.

Поначалу предметы не очень важны, но в процессе понимаешь, что автопарирование или дымовая шашка могут спасти не одну жизнь (а на каждую попытку их есть всего три). Правда, немного неудобно каждый раз выходить на карту, чтобы повозиться с экипировкой, но вариантов не так много, да и основным все равно будут +2 жизни (за счет чуть пониженного урона) да автонаводящиеся пули (еще немножко ослабляет урон).

Понятно, что на самом деле мы ждали не игру, а мультиков — как двадцать пять лет назад с понедельника жаждали наступление воскресного вечера. Художники и аниматоры Cuphead не подвели, мне достались восемь часов мультипликации а-ля «Дисней 30-х»: гипертрофированные улыбки, ожившие предметы обихода и растения, сказочные чудовища и циничные NPC. Если описать увиденное одним словом, то это будет «роскошь».

Но есть проблема. Визуалка в Cuphead — высший балл, но когда на нее смотреть-то? Лишь в драках с боссами, когда я уже видел, что хэппи-энд мне не светит, я бросал управление и просто смотрел на монитор, на десятки маленьких деталей — задники, движения боссов, оружие, анимированные угрозы. Порой я даже колебался, когда слишком быстро одолевал босса — это означало, что скорее всего я видел не все его фазы.

Cuphead — это не тот случай, когда можно сказать: «Игра осваивается за один вечер и заканчивается на третьем», потому что запускать ее следует на свежую, хорошо реагирующую голову. Но если уж сели играть вечерком, запаситесь бутылочкой: после каждого первого босса хочется выдохнуть, после каждого второго — опрокинуть стопарик и закурить. Ни с чем не сравнимое удовольствие.

Копия игры для рецензии предоставлена магазином GOG.com

  • Ayu-_-domo

    БЕСТ!

  • realavt

    >Визуалка в Cuphead — высший балл

    …перегаженный неотключаемым в опциях говнофильтром хроматических аббераций и фильтром шума, так что в итоге эту визуалку довольно плохо видно, даже те старые мультфильмы не выглядели так дерьмово в техническом плане. К счастью, на ПК можно влезть в виндовый реестр игры и таки выключить эту цветовую размазню к чертям собачьим. Консольщики, разумеется пролетают — ну разве что разработчики таки обратят внимание на заметное количество жалоб в стимовских обсуждениях и таки выпустят патч с расширенными опциями…

    • Torick

      Я не настолько крутой визуал, чтобы увидеть хроматические абберации, но в целом проблему понимаю. Лично мне было вполне норм играть, но надо посмотреть на игру пассивно.

      • realavt

        https://i.imgur.com/528JljY.jpg
        Вверху релизный вариант, внизу с отключенным через редактирование реестра эффектом. Учитывая, что это цветное «мыло» в самой игре полностью убрать невозможно, лишь слегка уменьшить — это спасение для глаз, картинка сразу становится гораздо качественнее.

        • Torick

          Ага, вижу разницу в приближении. На большом масштабе — не вижу.