Эстония: женский взгляд (ч.5)

lady_safe_01Продолжаю публиковать воспоминания моей жены об Эстонии. На этот раз о ключевых, на мой взгляд, отличиях от Москвы да и России в целом, наверное — о безопасности и об «электронном государстве».

Город спит спокойно

Маленькое отступление. Надеюсь, что читая мою писанину, вы понимаете, что я тоже понимаю, что большая часть плюсов и минусов Эстонии обусловлена ее размерами и положением? Население Таллина меньше полумиллиона, а вся страна по численности не переплюнет и Юго-Западный административный округ Москвы. Поэтому в столице России на квадратном километре земли живет 5 тысяч человек, а в главном городе Эстонии — почти вдвое меньше.

lady_safe_02

Вот это и есть одна из причин спокойствия, здесь царящего. Той самой «тишины» (по сравнению с родным московским ульем), ради которой я возвращалась в этот город снова и снова. Безусловно здесь и грабят, и убивают — люди везде одни и пороки их не меняются. Но масштабы совсем иные.

Одна из первых бытовых черт, удивившая меня до глубины души, — младшеклассник на улице в темное время суток. Один! Совсем один. Кажется, их с первого класса тут отпускают на улицу без присмотра. Дети сами гуляют во дворе лет с 5, сами ходят в магазин с 7-8, сами катаются в автобусах, в общем делают все то, что и должны делать дети в нормальном городе. И никто не приставляет к ним охранных бабушек и не водит за ручку. Потому что безопасно. Спокойно. Тихо. В большинстве случаев.

Второй год тут знают в лицо, по имени и адресу садиста, тренирующегося на животных. Его даже посадили. Но вел себя хорошо, вышел по удо, сменил имя, и все равно — его новые данные снова всем известны. Особо и не поманьячишь. По весне проснулась парочка эксгибиционистов. На них только что облаву с кольями не устроили. В дамское интернет-сообщество пришла е-полицейский и попросила всех напуганных зайти в отдел, написать заявление.

safety_01

Конечно, в туристических местах есть карманники и прочая мошенническая шушера. Но это не Рим и не Барселона. Орудуют и «цыгане», на них бдительные граждане тоже уже охотятся. Очень часты кражи велосипедов, взлом маленьких офисов, воровство из машин. Чаще всего в таком обвиняются наркоманы, что есть, то есть (

А вот ДТП значительно меньше. И шансов нарваться на «эй, красивая, ты куда идешь так поздно, давай провожу» практически нет. Буйная молодежь или сидит по дворам, или быстро сливается с пейзажем, чтобы самим не получить неприятностей с законом.

Байка из прошлого. Говоря всем в 2008-м, куда собралась поехать, получала в ответ: «Ты аккуратнее, там же русских бьют! Там юные фашисты, а ты молодая русская». Ну, боялась, конечно… Конец октября, в 20 часов темно, как и положено, сумрачная каменная стена Старого города. Полезла в какие-то заросли по тропинке. Аж страшно. Лавочка, вокруг ОНИ — зверская эстонская молодежь! Звенят чем-то, шуршат. Увидев огонек моей сигареты (вернее, услышав как зубы от ужаса клацают), пошуршали активнее, встали с лавочки и ушли. «Тююю,» — подумала я — «какие вы скучные!» «Тююю,» — подумала молодежь — «еще за распитие привлекут»)))

Е-жизнь

Из предыдущего поста можно сделать не очевидный, но верный вывод. В безопасности населения заслуг государства немного. Конечно, количество ДТП и вежливость водителей к пешеходам регулируется силой штрафов, но в целом, говорят, работают здесь не сильно бойчее Москвы. Зато в других областях государство исполняет именно ту роль, которую и должно.

e-stonia_01

Решив году эдак в 99, что ничем, кроме мозгов страну не поднять, правительство стало стимулировать развитие бизнеса и IT сферы в частности. В итоге это привело к тому, что иногда Таллинн напоминает город будущего. Здесь можно забыть про документы «с собой» и половину кафкианского маразма в госучреждениях. Местный аусвайс — пластиковая карта с чипом (id kaart), причем в некоторых случаях можно и без нее, главное помнить личный номер — isikukood. Состоит из даты рождения и 4х рандомных цифр — запомнить несложно. Именно по нему можно дистанционно записаться к врачу, в учреждение, купить билеты на паром/автобус, оформить посылки и банковские документы. А также зарегистрировать ребенка и прописку и еще много чего. У всех ведомств, насколько я поняла, общая база данных, разделенная на свои сферы. То есть дерматолог в одной поликлиннике и хирург в другой, а также аптекарь видят рецепт на таблетки, а вот полицейский — уже нет. Зато он видит справку об общем здоровье, а заодно все прилагающиеся к машине бумажки, так что права здесь с собой не носят.

Это избавляет от постоянной паники «все ли я отксерил и взял или придется идти по новой». Я ношу id-карту с собой, к ней привязаны скидки в магазинах, и с ней аптекарь может продать рецептурные препараты (с неплохой такой скидкой). Знаю человека, который в ночь перед паромом на Хельсинки узнал, что карточка просрочена на полгода, а где загран — он вообще не знает. И ничего, хватило авторизации по «исикукоду». Из критической недоработки — даже граждане вынуждены менять карту раз в 5 лет. Видимо это средство пополнения казны.

e-stonia_02

Кстати о деньгах. Наличные тут можно довольно редки. Карточки принимают даже продавцы на ярмарках и рынке (хотя любят кэш, конечно). 2 евро за кофе тоже можно отдать безналом — я сначала как-то стеснялась, потом привыкла) Из личного: русская карта у меня с магнитной полосой, заверяемая подписью, тут все чипированные, что удобнее. А вот минус — то, что дебетовые считаются менее надежными и выдаются в виде Маэстро, которое Paypal и многие интернет-магазины не принимают.

Что до развития бизнеса: могу сказать только то, что здесь больше микросалонов красоты на 1-2 мастеров, чем домашних кабинетов. Это говорит о легкости документооборота и отчетности по сравнению с Москвой. Ну и о ценах на аренду, конечно. Проще заплатить налоги (подписав документы цифровой подписью с id-карты, конечно) и жить спокойно. А вот низкие и стабильные процентные ставки на кредиты — это уже заслуга вступления в ЕС, а не местных властей.

e-stonia_03

Из неочевидного, но интересного следствия включения мозга на госуровне. Таллинская транспортная система — образец для всего мира. Не шучу. Автобус ходит по расписанию, отклоняясь на 2-3 минуты максимум. На сайте всегда есть актуальное интерактивное расписание, подборщик маршрута, интерактивная карта с передвижением всех автобусов в реальном времени (все это на 3-х языках). И хотя ездить мне всегда приходится с пересадками, я точно знаю когда буду на месте.

Ах, да. Для тех, кто зарегистрирован в Таллинне, транспорт бесплатен. И хотя автобусы здесь ругают за старость и отсутствие кондиционеров (согласна!), лично я фанат местной транспортной системы. А недавно еще пустили замечательные испанские трамваи! И даже летом, когда тупо полгорода перекрыли на ремонт дорог (вот это цирк вообще был, да!), и все остановки перенесли, и даже пробки появились, все равно на сайте показывали точную своевременную картину. Уважаю такой подход чрезвычайно.