Факт №11: первый симулятор полицейской службы

JimWall

Первая игра, симулирующая работу полицейского со всеми процедурами и обязанностями — это Police Quest: In Pursuit of the Death Angel (1987). Ее придумал калифорнийский патрульный офицер с пятнадцатилетним стажем, совершенно не знакомый с высокими технологиями. Вот, как это было…

Жарким июньским днем 1986-го Кен Уильямс, владелец издательства Sierra Online, специализирующегося на приключенческих играх, пригласил в гости своего знакомого Джима Уоллса. На тот момент Джим был офицером дорожного патруля Калифорнии на больничном — напомнила о себе неудачная перестрелка годичной давности. Они немного поиграли в ракетбол в личном спортзале Кена, после чего хозяин со словами «хочу кое-что тебе показать» повел Уоллса в свой кабинет.

197_1

Там они вскрыли по баночке пива, и Кен включил свой компьютер. Он рассказал Джиму о своей новой идее – о компьютерной игре, в которой пользователь управляет полицейским и расследует различные криминальные дела. Но вот беда – такую игру не сделать без настоящего офицера полиции, знающего кухню изнутри. Быть может, Джим хочет подзаработать, раз уж ему выпало валяться на больничном? В конце концов, он пятнадцать лет пахал на благо полиции штата, и все что в итоге получил – пулю от какого-то ублюдка. Уоллс допил вторую банку и сделал то, что совершил бы любой коп на его месте: согласился. Тем более, что возвращение на активную службу и без того стояло под сомнением: слишком уж глубоко его задела бандитская пуля.

Была только одна беда – Джим ни бельмеса не понимал в компьютерах. Весь сценарий игры он в буквальном смысле отстучал двумя пальцами – просто потому, что не успел научиться по-другому. Однако процесс созидания игры настолько увлек его, что он не стал оспаривать решение комиссии по восстановлению и уволился из полиции, чтобы стать геймдизайнером и создать первую в мире настоящую игру про тяжелые будни полисмена.

5ac08be4391f09414c83e0e259bc9c7a_large

Вообще, если смотреть на этот вопрос шире, то заумные игры про охранителей правопорядка появлялись и раньше. Была, например, чисто расследовательская головоломка Vera Cruz (1985), тоже написанная бывшим полицейским, только не американским, а французским; в некотором смысле ее можно назвать предтечей Ace Attourney. В том же году появилась и Law of the West (1985), в которой игрок в роли шерифа должен был правильно отвечать на приветствия криминальных элементов, а в случае неудачи – метко стрелять.

Однако именно работа Уоллса, известная как Police Quest: In Pursuit of the Death Angel (1987), считается основателем жанра. И тому есть причина: Джим действительно вложил в игру немалую долю своего опыта. Он изобразил главного героя Сонни Бондса, его начальство, его коллег и его противников на основе реальных людей; вложил в уста бандитов выдуманного города Литтон настоящий лексикон улиц Лос-Анджелеса и бережно сохранил архитектуру его полицейских участков. Но самое главное – Джим перенес в игру все процедуры, процессы и правила работы полицейской службы, которые за пятнадцать лет в органах выучил назубок.

Police-Quest-Pursuit-Death-Angel-Jim-Walls-Sierra

В этом было и отличие игры, и ее главная беда: далеко не всегда все происходило в классическом адвенчурном стиле. Чтобы выехать на дело, нужно взять в холле рацию и ключи от машины, затем пойти в раздевалку, там забрать из шкафчика пистолет, патроны и чемодан (вытащить из чемодана ручку, блокнот и парковочные талоны, затем закрыть чемодан, убрать его в шкафчик), после чего отправиться на «летучку», где тщательно законспектировать детали предстоящего задания. И ни в коем случае нельзя пропустить ни один пункт!

Фактически, все что происходит в какой-нибудь L.A. Noire (2011) автоматически, в Police Quest нужно делать самому. Это осложнялось тем, что движок AGI не поддерживал мышь, и все команды требовалось вводить вручную: например, take radio или open door. А деваться было некуда, злобный монстр геймовер ждал безалаберного игрока за каждым углом. Пропустил брифинг? Получи понижение и, как следствие, необходимость начать все сначала. Не проверил машину перед выездом? На ближайшем повороте проколешь колесо – и снова табличка Thanks for playing “Police Quest”! Игра бессердечно наказывала за малейшую провинность, но тем самым она подчеркивала: в жизни все происходит точно так же, приятель.

ba0741e9ecd35ca6c876bbf788d59f99_large

Квест не просто разошелся огромным для своего времени тиражом, но еще и породил шквал писем, пришедших на адрес Sierra Online. Именно этот результат, по признанию Уоллса, перевешивал длительные авралы и необходимость много печатать на компьютере. Одна из сетевых рецензий начинается словами «Поскольку игра привлекла мой интерес к правоохранительным органам, где в итоге я и сделал карьеру, она занимает особое место в моей жизни». Более того, по некоторым данным Police Quest использовали для тренировки новичков патрульной службы, а третью часть серии даже официально устанавливали на компьютеры одной из полицейских академий США.

Резонанс был столь силен, что после ухода Джима Уоллса из Sierra Online для работы над четвертой частью пригласили не абы кого, а Дэрила Гейтса, который всего за несколько месяцев до этого был действующим шефом полиции Лос-Анджелеса. Его увольняли долго и с большим трудом, выбить кресло из-под него сумело лишь знаменитое дело об избиении Родни Кинга. Понятно, что чиновник такого уровня не придумывал целиком сценарий и реплики для компьютерной игры, но даже тех консультаций, что он давал команде разработчиков, вполне хватило. Police Quest: Open Season (1993) круто повернула в сторону: место полицейских процедур занял практически «нуарный» детектив со всем причитающимся багажом — от наркотиков и коррумпированных копов до неонацистов и серийных убийц. А мультимедийные технологии позволили еще и внедрить «живое» видео с актерами.

2435433-police+quest+3+2013-02-16+at+4.02.23+pm

Но на этом, к сожалению, серия Police Quest как адвенчура закончилась. Пятая игра Police Quest: SWAT (1995) была уже не столько ориентирована на рутинную полицейскую работу, сколько на весьма дотошное поведение отряда специального назначения Лос-Анджелеса. Впрочем, ничего удивительного: отряд SWAT в свое время был создан именно при активном участии Гейтса. Ну а в дальнейшем не осталось ничего святого: Police Quest: SWAT 2 (1998) была тактической стратегией в изометрии, а впоследствии изначальное название вообще убрали, превратив SWAT 3: Close Quarters Battle (1999) и SWAT 4 (2005) в относительно успешные попытки вторгнуться на территорию Rainbow Six.

А Джим Уоллс остался верен своей идее. Его пригласил в свою новую компанию Эдмонд Хейнбокел, который четыре года проработал финдиром в Sierra Online. Бывшему копу выдали команду и предложили сделать новую Настоящую Полицейскую Игру, но с учетом требований современного рынка (на дворе стоял 1992-й). Это означало, во-первых, упрощение рутинных процедур типа «форму в раздевалке можно надевать только после душа», а во-вторых, увеличение количества экшн-сцен, превративших аккуратный квест в туповатый полицейский боевик. Сюжетную линию Blue Force (1993) затянули в тугой узел, свалив в кучу и соединив друг с другом практически всех встреченных главным героем персонажей. Это даже в L.A. Noire принимается с некоторой натяжкой, что уж говорить про более требовательных геймеров двадцатилетней давности? Но если честно, Blue Force понравилась мне больше, чем первые Police Quest. Может, это просто оттого что она попалась мне на глаза раньше, чем предыдущие работы Уоллса.

jrn3e 11.34.31

Впоследствии зачинатель жанра всплывал в играх Westwood: его можно в прямом смысле увидеть в Blade Runner (1997), где он сыграл продавца в оружейном магазине; имя Джим Уоллс также значится в титрах MMORPG Earth & Beyond (2002). Но на этом все. Через пятнадцать лет после своего грандиозного успеха он, как и полагается хорошему копу, ушел в отставку.

P.S. Как известно, в L.A. Noire полно отсылок к играм, книгам и фильмам. Есть среди них и указание на Police Quest. Помните, как называется бар, в котором каждый вечер выступает Эльза Лихтманн? Blue Room. Именно так в первом PQ называется место встречи патрульных офицеров после смены.