История X-Com: несекретные материалы

index

Вот несколько фактов, связанных с X-Com Джулиана Голлопа. Тут и про популярный фанфик от русского фантаста, и про неофициальные мобильные версии, и про некоторые другие тактические стратегии, в которых неопознанные лица сражаются с пришельцами. Напомню, что основной материал можно прочитать здесь.

Секретное чтиво

Роман Владимира Васильева «Враг неведом» (1997) обладает удивительным свойством: он написан сухим и бедным языком, но оторваться от чтения невозможно. Дело в том, что эту книгу украинский фантаст писал по мотивам собственного прохождения UFO: Enemy Unknown (европейское название первой игры), причем не стеснялся использовать различные детали и наименования, включая, собственно, команду X-Com. В результате чтение этого фанфика превращается в сплошную идентификацию знакомых деталей и сравнение собственных и авторских действий в различных ситуациях. Потому и увлекает.

4236

Была, впрочем, и официальная повесть по игре, которая так и называлась: X-Com – UFO Defense. Ее автор, Диана Дуэйн, подвизалась на различных работах по чужим вселенным (в ее активе есть романы по Star Trek и приключениям Человека-паука), так что это задание не стало для нее чем-то особенным. Книга получилась незатейливой, но бодрой и даже местами смешной.

И чтобы закрыть тему книжных пришельцев, не могу упомянуть о довольно странном сходстве некоторых деталей с повестью Роберта Хайнлайна «Кукловоды» (The Puppet Masters): тут вам и корабль «Мститель», и родина пришельцев в Солнечной системе (спутник Сатурна Титан вместо Марса), и секретная команда по борьбе с инопланетным вторжением. Еще одна деталь: фильм по этой книге вышел в том же году, что и X-Com. Однако Джулиан Голлоп ни разу не упоминает The Puppet Masters в качестве источника своего вдохновения, хотя с удовольствием ссылается на британский телесериал UFO и публикации известного уфолога Тимоти Гуда.

51fxuGY3-7L._SY344_BO1,204,203,200_


Aliens in my pocket

В 2003 году волгоградская команда SMK Software (в составе из двух человек) взялась перенести первый X-Com на платформу Windows Mobile. Делала она это без каких-либо договоренностей с правообладателями, использовала графику оригинальной игры в хвост и гриву, зато работа позиционировалась как абсолютно бесплатная, чисто руку набить. Финальная версия 1.26 вышла в 2007-м (поддерживаются WM 2003 и выше; экраны от QVGA до SVGA), и хочу сообщить, что несмотря на пиратский душок, Pocket UFO по своему качеству превосходит многие коммерческие продукты. Очень удобно организован интерфейс, вычищены глюки оригинала и даже ничего не вырезано! Эх, имей я отношение к Take Two…

626_199_Package

Еще была UFO: Legacy – своеобразная версия X-Com для платформы Palm OS. Но поскольку нынче ни «Палма», ни самой игры не сыскать, добавить ничего не могу.

Второй виденный мною проект по известным мотивам написан для платформы J2ME (то есть, запускается на почти любом кнопочном мобильном телефоне). Он называется UFO: Afterlight и, как несложно догадаться, пользуется той же сюжетной линией, что и одноименный «старший брат». Правда, из-за ограниченных возможностей платформы от игры осталась лишь сильно урезанная тактическая составляющая. Каждую миссию игрок путешествует в реальном времени по небольшой карте региона, сталкивается с роботами и ретикуланами, переходит в походовый режим, убивает всех, идет дальше. Из-за малого выбора действий «походовка» напоминает скорее Fire Emblem (убитый в бою персонаж не возрождается, например), чем X-Com. Но так даже лучше, тем более что сохраняться на уровне или в бою нельзя. Это серьезный удар по любителям играть на мобильнике в метро – на вдумчивое прохождение последних кампаний может потребоваться довольно много времени. Но это чуть ли не единственный минус, на самом деле.

1281645260_ufo_afterlight-2

На J2ME также вышла UFO: Aftershock, разработанная чешской компанией Redboss. Мне не удалось в нее поиграть (мобильник оказался староват), но судя по описаниям, она больше похожа на оригинал: в этой игре есть и стратегический режим с менеджментом базы, и тактический с сочетанием походового и реалтаймового режимов. Скриншоты, опять же, симпатичные.


UFO: Alien Invasion (2004)

У этой игры есть только одна хорошая, зато главная черта: она бесплатна. Вообще, фанатских поделок на удивление много (я штук десять насчитал), и большинство из них бесплатны. Но именно UFO: AI отвратительна почти во всем.

Во-первых, в графике. Первая версия UFO: AI вышла в 2004-м (а первая полноценная версия появилась лишь в 2008-м), когда от движка id Tech 2 уже изрядно пованивало. Стоит ли говорить про наше время? Даже я, уж на что привык к любым разрешениям, частенько воротил нос от качества моделей, например. К тому же при «альт-табе» пропадает курсор мыши – это просто нонсенс какой-то.

Во-вторых, в геймплее. Простая, испытанная миллионами игроков механика тащит за собой несколько серьезных проблем, результатом которой стали общая несбалансированность проекта и пара вполне конкретных дыр (например, ответный огонь, стопроцентно убивающий в определенных ситуациях).

Несмотря на все просчеты, авторы не опускают руки. Они до сих пор работают над новыми версиями UFO: Alien Invasion и, возможно, когда-нибудь исправят все. Еще лет эдак через пять-семь, ага (кстати, с момента написания этого материала прошло как раз пять лет).

Впрочем, есть и другие бесплатные проекты. Например, Open X-Com — воссозданная руками энтузиастов оригинальная игра с массой полезных новых функций. Разработка живет и здравствует, чего не скажешь о Cydonia’s Fall, от которой остался только этот прекрасный музыкальный римейк.


UFO Extraterrestrials

Разработка этой игры началась аж в 2002-м году. И уже тогда чешские игроделы (нет, не ALTAR Interactive) знали, чего они хотят: возвращение к истокам. Походовая (и только походовая!) система боя, более или менее привычное дерево технологий, отношения со спонсорами не выходят за рамки ежемесячного финансирования – в общем, все в духе X-Com: UFO Defense. Первая версия игры вышла в 2007-м, снискала свою могучую кучку поклонников и даже породила среди них узкую прослойку программистов и художников, задавшихся целью улучшить проект собственными силами.

Не обошлось и без существенных изменений: в версии UFO ET дело происходит не на Земле (что в целом ничего не меняет, глобус он и у Альфы Центавра глобус), ученые и рабочие нанимаются автоматически при постройке новых зданий для них, солдаты не умирают (но попадают в госпиталь на месяц), а еще там с самого начала дают убер-танк, который напрочь рушит баланс.

Это и другие особенности «римейка» решили исправить упомянутые модостроители: можно скачать волшебный GF-Mod, превращающий игру в более или менее аналог той самой X-Com (а еще он графику немного улучшает!). Сама же игра впоследствии была выпущена в Steam.

UFO_ET_Inventory

Xenonauts

Вот в нее я так и не поиграл (точнее, когда-то давно в бета-версию, и она мне не понравилась). Поэтому посылаю вас за справедливой рецензий, например, на ruIGN.

  • Sergey Gotsman

    > X-Com: Earth Defense.

    UFO Defense?

    • Torick

      Пофиксил, спасибо %))

  • MaZ

    Чот на литресе «Враг неведом» только от Перумова, пичаль.