Milanoir (2018)

Через первую минуту игры вас ждет внезапный сюжетный поворот, еще через пять минут — диалоги в духе «Крестного отца», а к концу десятой минуты из ванны, где мирно отдыхает афроамериканка с дробовиком, на вас выпрыгнет голая блондинка. Добро пожаловать в Milanoir!

Миланский бандит Пьеро Саччи умеет делать две вещи: нести смерть врагам своего дона и удивительным образом избегать этой смерти самому. С маленькой зарисовки о его талантах и начинается игра. «Типичный европейский гангстерский боевик», подумал я. Но вскоре дело начало принимать один темный оборот за другим, скатываясь в поразительное дно, на котором живет безразличный ко всему Пьеро. Каждый раз, когда кажется, что хуже быть не может, случается еще один эпизод макания чувств игрока в сюжетный навозец.

На экране промелькнут и табуированные в приличном обществе жертвы, и мама бандита, и сексуальное насилие. Что уж говорить о многочисленных предательствах и временных альянсах. Мне было в целом легче перенести события Milanoir — я в прошлом году прочел запоем «Дон Корлеоне и все‑все‑все«, и до сих пор нахожусь под впечатлением, поэтому происходящее меня почти не шокировало.

Но все же, когда после ожесточенной перестрелки на станции миланского метро все внезапно затихает, ты вдруг замечаешь, что на полу и на рельсах валяются, наверное, с полсотни трупов в одинаковых позах. На какой-то миг тебя захватывает странное чувство беспредельного ужаса, но уже через пару секунд ты бодро входишь в прибывший поезд, перезаряжая UZI и готовясь к новой схватке. Наверное, Пьеро Саччи и есть игрок.

Настроение скрашивают (или компенсируют?) многочисленные перестрелки. Собственно, 90% времени пройдет в стрельбе и укрытиях. Еще 10% приходится на несложные стелс-задания, которые даже провалить нелегко, в отличие от пострелушек. Враги внимательны, метки и, в зависимости от уровня сложности, обладают поразительным здоровьем. Дизайнеры не стали сильно мудрить, и хотя противники в целом похожи друг на друга, обладателя ножа никак не перепутать с метателем коктейля Молотова. А завидев негра, срисованного с Сэмуэля Л. Джексона, следует вообще прятаться и обходить огородами — тот может с одного выстрела из «Магнума» снести башку несчастному Пьеро.

В Milanoir есть интересная механика: выстрелив в уличный знак, привлекающий внимание периодическими проблесками, можно рикошетом убить случайного оппонента. Причем чем больше углов у знака, тем больше трупов получится с одной пули. Но вместе с тем создатели осмелились пойти наперекор традициям: красные бочки не взрываются от выстрелов! Только от сюжетных в паре случаев, что еще больше возмущает.

Каждый этап Milanoir проходит по одному сценарию: после заставки, во время которой Пьеро либо куда-нибудь проникает с целью поубивать всех, либо попадает в засаду, начинается бешеная стрельба. Игрок прячется за ближайшее укрытие и начинает отстреливаться, делая передышку на регенерацию. Поскольку большинство укрытий разрушается, а к тому же противник не всегда такой уж дурак лезть на рожон, то приходится перекатываться в другое укрытие, подставляя тушку под вражеские выстрелы. Особенно неприятно это во время битвы с боссами, потому что укрытий мало, и приходится думать и действовать быстрее обычного.

Жизнь в Милане приучила Пьеро сражаться с людьми и машинами: помимо бандюг и специалистов разных профессий ему противостоят аж два босса-трамвая, и разумеется, классический босс-вертолет. При этом некоторые злодеи имеют дурную привычку убегать. Одни — чтобы продолжить битву в соседнем помещении, другие — чтобы вернуться во второй половине игры в весьма неожиданном обличье.

И все бы ничего, но ведь в шутере с перекатами самое главное — это управление. И вот здесь, похоже, разработчики объявили итальянскую забастовку.

Существуют два варианта управления в top-down шутерах: а) прицел свободно перемещается мышью или правым стиком; б) прицел перемещается по окружности с аватаром в центре, удерживаясь на максимальном радиусе. У обеих схем есть свои плюсы и минусы, но для Milanoir итальянцы выбрали нечто среднее: прицел одновременно и гуляет вместе с Пьеро, и позволяет себя свободно передвигать по экрану. В результате прицеливание превращается в борьбу правого стика с левым, а также с инерцией, задержкой и прочими радостями консольного гейминга.

Более того, несмотря на включенный autoaim, прицел с трудом удерживается на прикрепленной цели. Проведя массу экспериментов с настройками управления, после шести часов пыток на Nintendo Switch я все же не выдержал и запустил игру в Steam. Нагнал свой консольный прогресс за два часа, просто за счет того, что клавомышью в в Milanoir играть проще.

Впрочем, вне зависимости от платформы управление подвержено злому залипанию в области перекатов. Иногда «вбок+пробел» работает безупречно, если ритмично нажимать пробел (особенно в одной миссии, где это просто жизненно необходимо), а иногда не работает вообще, пока не сменишь дислокацию. Чем думали разработчики, куда смотрели тестировщики — решительно непонятно.

В свободное от перекатов время можно поозираться. Поскольку пиксель-арт я не люблю, от оценки мастерства художников воздержусь. Но отмечу, что получилось красиво, а кое-где и знакомо — я в прошлом году был в Милане, и некоторое знакомое настроение в Milanoir уловить сумел.

Вместе с художниками радует и нарративный дизайнер: о том, почему миссия называется The Warriors of Lambro Park, я понял, когда мы с братвой угодили в очередную ловушку, а потом пробирались сквозь парк к метро. А, например, уровень «Бесславные колонны» — это про древнюю, почти мифическую достопримечательность Милана, которой на этом уровне, увы, нет.

Поддерживать атмосферу помогает и музыка. Кажется, ее копировали из печальных европейских криминальных драм, каковой Milanoir, безусловно, и является. А все вместе это сочетание пиксель-арта, узнаваемых элементов и душевной музыки, напомнило мне Mother Russia Bleeds, только с итальянским вкусом и все-таки не такую клюквенную.

Напоследок отмечу, что русская локализация — на вид нормально, хотя есть баги вроде непереведенного катойконима «Туринец»; вместо него с Пьеро постоянно гавкается некто Туринезе. Оставьте это на совести переводчиков, а еще лучше поиграйте в мрачную криминальную драму на языке оригинала. Даже если вы ни слова не поймете, Milanoir неплохо вас повеселит.

Milanoir
Milanoir
Developer: Italo Games
Price: 10,79 €