Sid Meier`s Railroads! (2006)

header

Сколько времени прошло с того утра, когда среднестатистический игрок поднял голову, потрогал рукой щеку, на которой отпечаталась правая сторона клавиатуры, и удивленно посмотрел на экран, по которому шустро разъезжают разноцветные поезда по аккуратно уложенной железной дороге? Для кого-то — три года, для кого-то шесть лет, а для кого-то все шестнадцать.

Сид Мейер, главный гений и злодей игровой индустрии, прекрасно знает, на какие струнки тонкой душевной организации следует давить. Обновляя строго по графику свое любимое детище – Civilization – он не забывает и про другие тайтлы, составляющие основу его интеллектуальной империи. Напомнив игрокам о существовании Pirates! в самый разгар сумасшествия, инициированного «Пиратами Карибского моря», он приступил к следующему этапу развития истории по новому витку. Правда, существует романтическая легенда, что Сид Мейер вообще забыл о своем оригинальном проекте, но, посетив выставку Miniatur Wunderland, проникся моделями с сотнями тысяч семафоров, десятками километров игрушечной железной дороги и тысячами сопутствующих зданий, вспомнил о старушке Railroads и устыдился.

7600_screenshots_2013-10-19_00001

Первое, что сделал Сид по возвращении домой – попросил у партнеров из Take-Two Interactive купить студию разработки PopTop Software, которая занималась серией Railroad Tycoon. Второе – посадил их на хлеб и воду, пообещав удвоить паек не раньше, чем те подготовят Sid Meier`s Railroads!, римейк классической игры для тех, кто не наигрался в детстве. Таким образом, непосредственный разработчик игры – разумеется, под чутким присмотром Самого – получил вдобавок к собственному опыту и наработки Мастера. Полагаю, не обошлось в офисе и без огромной игрушечной железной дороги, по которой голодные разработчики с горящими глазах ползали и передвигали с места на место поезда с вагончиками, пытаясь в полной мере осознать – что же такого удивительного и волшебного в этом, казалось бы, простейшем процессе. Хорошенько перемешав все пройденные этапы (а это не только классическая игра Сида Мейера и серия от самой PopTop Software, но еще и куча не менее популярных проектов, включая знаменитейший Transport Tycoon Deluxe Криса Сойера), содержимое вылилось в дизайн-документ. Как показала практика, не совсем удачный.

lost4

Ожидания и результат – две большие разницы. Sid Meier`s Pirates! была не просто римейком, но римейком серьезно улучшенным. Движок gamebryo позволил такие вещи, о которых Хозяин мог только мечтать в конце девяностых. Оттуда в Pirates! и танцы, и поиски сокровищ в реальном времени, и многое другое, внесшее крупинку свежести в запыленную классику. Естественно, от Sid Meier`s Railroads! ждали как минимум того же самого – чтобы все как обычно, но и что-нибудь новенькое. А зря.

Те, кто больше времени провел за Transport Tycoon Deluxe, нежели Railroad Tycoon, будут неприятно удивлены. Даже если убрать из TTD все намеки на автомобильные, авиа и морские перевозки и оставить только железные дороги, то Sid Meier`s Railroads! не приблизится к ней и наполовину. Автоматически расставляемые семафоры? Опытный магнат, не раз сжимавший в бессилии мышку при виде газетного заголовка «Ужасная катастрофа! 100 пассажиров погибли!», просто не поймет – почему? А как же тонкая планировка инфраструктуры?.. И ладно светофоры! Состав в SMR нельзя даже вручную остановить, не говоря уже о развороте на 180 градусов!

Lost1

Статистические данные, с любовью демонстрируемые игрой, вызывают одно недоумение – смотреть на них некогда, да и система анонсов вполне справляется со своей работой. Изо всех закладок чаще всего посещаешь ту, где сообщается об условиях победы, да еще иногда просматриваешь наличную технику – не пора ли установить новые двигатели на устаревающие составы (разумеется, массовая инсталляция не предусмотрена – щелкайте вручную, господа). Помимо этого имеет смысл отслеживать только состояние своей компании да конкурентов, ведь можно в любой момент продать свои акции, выкупить их или заняться поглощением очередного Ротшильда, который уже изрядно достал отбивать у меня перевозки угля из Чикагской угольной шахты. И тут вновь вспоминается TTD. Никаких кредитов в банке и выплат процентов, только продажа-покупка акций. Причем продавать все акции нельзя, иначе конкурент сможет выкупить компанию, а это запрограммированный Game Over.

Возможно, это неправильно – сравнивать классику жанра с мастодонтом, невероятно популярным и в сегодняшние дни. Но иначе рецензия просто не получится. При наличии такого мощного конкурента как Крис Сойер, Сиду Мейеру следовало бы задуматься над последствиями выпуска своего римейка заранее. Увы и ах, Крис давно и прочно занимается бледными коммерческими проектами вроде Rollercoaster Tycoon, лишь единожды порадовав фанатов римейком TTD под названием Locomotion. Но, что самое интересное, Locomotion вышел за два года до Railroads!, а выводы разработчики SMR так и не сделали. Скорее всего, потому, что Sid Meier`s Railroads! упирает в первую очередь на атмосферу игры, а не на установку семафоров, слежение за «усталостью» транспорта и просмотр бесконечных графиков.

lost9

Но хватит о дурном. Суть игры заключается в последовательной возне с прокладкой железной дороги и аккуратной закупкой поездов и инфраструктуры – полустанки со временем и деньгами превращаются в станции, а затем и в крупные терминалы с промышленными кранами, разгружающими и загружающими составы в считанные секунды. Отдельное слово в адрес того, кто разрабатывал модуль планирования маршрутов – так делать нельзя. Лишний щелчок по карте незаметно добавляет в маршрут совершенно ненужный город; железнодорожный состав, который можно оптимизировать до такой степени, чтобы с фермы он вез пять вагонов зерна, а на ферму возвращался вообще без вагонов, в действительности половину пути ходит порожняком. Там вообще много всяких мелочей, которые огорчают, а порой и заставляют перезагружать весь уровень. Можно еще поругать авторов за малое количество техники – в конце концов, с начала эпохи паровых машин до сегодняшнего дня изобрели не одну сотню двигателей, а в игре представлены всего три десятка паровозов. Ого, я опять скатился в гневный памфлет. Но ничего не поделаешь – так уж устроена Sid Meier`s Railroads!, что каждый неудобный угол цепляет за самое болезненное.

В игре нет кампании как таковой, зато есть приличное количество сценариев, которые разнятся не только картами – увы, довольно маленькими по сравнению с конкурентами. В зависимости от сложности игры и количества других магнатов, начинающих свою деятельность одновременно с игроком, необходимо выполнить десяток-полтора заданий, обусловленных этаким подобием сюжета. Например, французский сценарий, длящийся с 1840-го по 1970-й, включает в себя и построение большой Парижско-Мадридской железной дороги, и отправку писем из Орлеана в Марсель, и производство и складирование оружия. Кстати, индустриальные цепочки здесь невелики, но порой заставляют задуматься над тем, откуда и куда везти уголь так, чтобы переплавленную сталь можно было оперативно доставить на автомобильный завод.

lost3

Движок gamebryo, возможно, пошел игре на пользу. И не только – игрокам, которые до сих пор не озаботились о двух гигабайтах оперативной памяти, самое время заняться этим вопросом. Неудачникам, полагающим, что одного гигабайта на продвинутой двухъядерной системе с топовой видеокартой вполне хватит, можно только пожелать удачи. Режим прокладки железной дороги, когда игра в реальном времени моделирует чуть ли не влияние виноградников на демографический статус Парижа, в лучшем случае скатывается до 2-3 FPS, а в худшем – вешает игру на полминуты. Вся эта красота, тормозная камера и даже плавная анимация движения поездов, вкупе с графическими артефактами проявляющимися в самые интересные моменты, не радуют совершенно.

Нет, в целом игра вовсе не такая плохая. Она в первую очередь атмосферная. Вступительный ролик вызывает улыбку – и она не снисходительная, и не откровенная насмешка, а обычная искренняя реакция на воспоминания времен далекого детства. Не у всех, конечно, тогда была железная дорога, складываемая по кусочкам, заводной паровозик и несколько вагончиков. Но и у тех, кто не видел игрушек даже на витринах, проснется что-то такое, о чем они могли мечтать. Здесь атмосферно все – от музыкального сопровождения, на удивление точно соответствующего моменту, до карикатурно изображенных исторических личностей.

lost7

Даже осознание того, что игра, собственно, закончилась – всего через восемь-десять часов после начала, освоив североамериканскую карту с тремя конкурентами в режиме «магнат» — не означает, что Sid Meier`s Railroads! разочаровала. Как раз наоборот, она очаровала. Как и полагается римейку, на несколько часов, но все-таки вернула в прошлое – кого-то к ковру с разбросанными деталями железной дороги, кого-то к компьютеру и Railroad Tycoon 1/2/3. Все хорошее, увы, быстро заканчивается, но классика останется классикой даже в 2006 году, с движком уровня The Elder Scrolls: Oblivion и нелепым портретом Николая Второго.

  • Captain Person

    Автор статьи не понял игру. Я тогда тоже не врубился, но тут недавно Сорен Джонсон мимолетом объяснил в Твиттере.

    Railroads, они не синглплеерный тайкун, как предыдущие части, а экономическая мультиплеерная ртс, как его новое Offworld Trading Company. Сравнение с другими играми про паровозики, оно не совсем корректно.

    Игра от этого, правда, не становится особо интереснее, но хоть становится понятно, почему она именно такая.

    • Torick

      Поскольку я играл почти десять лет назад, то я сейчас с трудом помню, был ли там мультиплеер )
      Охотно верю, впрочем.