Сколько стоит альтер-эго?

alter-ego

(статья написана в 2004-м году для журнала CHIP Russia)

Практически одновременно с появлением MMORPG (онлайновые ролевые игры с огромным количеством участников) появились и онлайновые черные рынки, на которых можно продать честно заработанные виртуальным трудом виртуальные вещи и виртуальную же валюту. Но, понятно, за реальные деньги.

Первой жертвой виртуальных продавцов стала сверхпопулярная Ultima Online. Мелкая торговля заэкранными персонажами процветала еще в допотопных MUD (Multi-User Dimensions/Dungeons) – когда за ящик реального пива можно было приобрести хорошо раскачанного виртуального героя, над которым хозяин корпел недели две. Правда, такие действа процветали только в очень серьезных играх с пользователями не меньше тысячи-двух – а иначе транзакция просто не имела бы смысла.

В Ultima Online же 250 000 абонентов, каждый из которых имеет возможность стать грандмастером (наиболее круто прокачанным персонажем) в нескольких областях, накопить сокровищ в миллионы раз превышающие доходы стартовых персонажей, купить ценную недвижимость – всего за каких-то пару месяцев, если узнать все лазейки и вложить побольше личного времени. После чего продать упаковку за соответствующую сумму. Как насчет $500? Это выгодно, если посчитать, что нерегулярные доходы Васи из Питера составляют 200 долларов, из которых за пару сотен рублей оный Вася купил ящик пива знакомому админу из клуба, что позволяет Васе круглосуточно пользоваться компьютером и интернетом для оптовой прокачки персонажей.

uo
Ultima Online стала первой «народной» MMORPG, не уступившей популярности даже более симпатичным трехмерным аналогам.

На Западе торговля виртуальными предметами, персонажами и недвижимостью занимает не последнее место на аукционах – достаточно зайти на аукцион eBay и набрать там “Ultima Online character”. На момент написания статьи поиск выдавал три тысячи лотов, из которых самый дорогой (недвижимость плюс персонаж) стоит $700.

Впрочем, не «Ультимой» единой. Более популярной MMORPG не без основания считается Everquest (500 000 подписчиков). И, соответственно, второй по «покупаемости» — самый дорогой лот на том же eBay стоит всего $200 (персонаж 65-го уровня). Кому-то покажется слегка неуютно путешествовать по трехмерным окрестностям чужим персонажем, но западные игроки, у которых попросту не хватает времени играть, получают удовольствие, покупая чужое оборудование и персонажей, дабы побродить по городам и весям, раздавая пинки малоимущим старателям. Правда, раскачка в Everquest – дело неблагодарное, иначе почему бы лотов на eBay было всего семьсот штук?

Конечно, владельцы MMORPG предпринимали попытки закрыть аукционы — как нелегальные, так и легальные. В 2001-м Sony, издатель игры Everquest подала в суд на eBay и Yahoo!, обвиняя их в том, что они способствуют продаже интеллектуальной собственности компании. Аукционщики думали-думали, но, видимо, так ни к чему и не пришли: торговля персонажами как процветала, так и процветает.

everquest
В Everquest большее значение имел дух приключений и открытий, нежели прокачка.

Однако есть и разработчики, думающие в другом направлении. Так, например, Funcom, создавшая популярную Anarchy Online, совершенно спокойно смотрит на транзакции реальных денег между игроками. А, к примеру, отечественная разработка «Бойцовский Клуб» так и вовсе предлагает купить валюту игры у «представителей администрации», за которую уже пользователь может приобрести то, что ему нравится – от обычных кредитов до артефактов (предметы с очень высокими характеристиками). От непосредственных разработчиков известно, что в создание игры за два года было вложено около $200.000, причем уже за первый год оперирование все вложения отбились.

Более того, существует игра под названием Project Entropia, в которой валюту игры можно вполне официально продать за доллары. Правда, для этого придется самому вложить некоторые средства для первичного развития, а уж потом-то развернуть бизнес на всю катушку.

Впрочем, продажа виртуальных принадлежностей – не единственное, на чем можно заработать в средней руки MMORPG. Информация – вот что правит миром, думают особо хитрые игроки и предлагают… туры по виртуальным мирам за реальные деньги. Между прочим, услуга пользуется огромным спросом! По тому же Everquest вас поводят за руку часика три, показывая достопримечательности и рассказывая о возможных опасностях или, наоборот, бонусах, — и все это за каких-то 50 долларов. Но это на Западе; у нас в компьютерных клубах можно встретить бедно одетого «ультимщика», который за пару сотен деревянных выдаст на-гора полезных советов на год вперед, покажет, где скачать нужные программы, как «макрить» персонажа и многое другое из того, о чем техподдержка Electronic Arts вам ни за какие деньги не поведает.

global
Разработчики Project Entropia получили лицензию на банковские услуги — игроки могут легально конвертировать виртуальную валюту в реальную.

Так все-таки, способен ли отдельно взятый игрок заработать немного карманных денег, сидя каждый день в Интернете по пять-шесть часов? Попробуем рассмотреть на примере того же «Бойцовского Клуба». Во-первых, это российский проект (все общение будет происходить на русском языке), а во-вторых, для обналичивания виртуальных средств вам не понадобится кредитка – достаточно счета в банке и какой-нибудь Интернет-системе (наиболее предпочтительна WebMoney).

Основные предметы для продажи: кредиты (официальная валюта), еврокредиты (дополнительная валюта), артефакты (предметы с повышенными характеристиками) и персонажи. Существуют разные способы заработать реальные деньги: можно стать официальным дилером и продавать еврокредиты за реальные деньги с благословления администрации. При этом 90% с каждой сделки отходит администрации, вам же остаются 10%. Таким образом, продавая еврокредиты на сумму $1000, вы получаете $100. Оплаты идут как через WebMoney, так и через банк и даже при личной встрече. Основная проблема состоит в том, что дилером стать очень непросто – нужно иметь прямые контакты с администрацией и обладать талантом убеждения в том, что вы – именно тот человек, который ей нужен.

bk1
«Одни смеются над теми, кто вкладывает огромные деньги в картинки, а другие смеются над теми, кто называет эти деньги огромными».

Администрацией не возбраняется и продажа еврокредитов и артефактов за реальные деньги. Дело в том, что теоретически можно купить все это за кредиты, но придется очень сильно постараться, чтобы найти продавца. Да и курс к тому же не очень-то и выгодный: за один еврокредит вы в среднем заплатите 10 кредитов, а за сотню, соответственно, 1000 кредитов. Надо заметить, что обычный игрок, не пытающийся зарабатывать кредиты, такую сумму сможет приобрести только через месяц игры. А курс неофициальной продажи еврокредитов за реалы составляет примерно 1 доллар за екр, так что для хороших продаж надо будет как следует покопаться.

Впрочем, нелегальный заработок кредитов в БК тоже имеет место: можно стать паладином (модератором) и брать взятки в огромных количествах, пока не выгонят. Можно заниматься кидаловом игроков, сбрасывая кредиты через подставных лиц и в срочном порядке продавая их за реалы. Но в любом случае, продавая кредиты за реальные деньги вы автоматически становитесь вне закона – ибо это запрещено администрацией. Известные мне теневые продавцы стараются не заводить новых клиентов, а добытые кредиты продавать только постоянным покупателям.

BK_001
Владелец этого персонажа (упакован примерно на 85 000 евро) впоследствии попытался профинансировать свою собственную MMORPG, но, не получив быстрой отдачи, продал бизнес.

И, наконец, продажа персонажа. В БК считается, что наивысшим уровнем, которого сейчас можно достичь за месяц – это восьмой. Персонажа восьмого уровня можно продать на черном рынке долларов за триста-четыреста. К сожалению, мне неизвестно – совершались ли подобные сделки, но владелец одного из рынков утверждает, что из трехсот игроков восьмого уровня как минимум трое куплены у их реальных владельцев.

Таким образом, если повертеться как следует, пообтереться, познакомиться с одним игроком, с другим, с третьим, выйти на администрацию, поговорить, попробовать – в общем, применить все свои социальные навыки, то можно и заработать относительно неплохие деньги хотя бы за посреднические услуги. Жизнь в виртуальном мире может приносить реальный доход. И, как и в реальности, для хорошего старта необходимы знания.

  • DqMaster

    Имея возможности, продал в своё время 4 БК аккаунта в 2003 году на сумму в 1100 долларов.
    Разумеется, персами из одной подсети, но легализованной в своё время модераторами БК.