Рецензии

Just Cause 2 (2010, Страна Игр)

Spread the love

jc2_hero

Волна «песочниц» последнего десятилетия наконец-то схлынула, оставив на затоптанной полянке только тех, кто подписал контракт на сиквел. Just Cause 2 – отличный образец вещи в себе, которая плевать хотела на кинематографичность Mafia, брутальность GTA и более 7000 квестов World of Warcraft. Игра не напрягает ни единым моментом, ежеминутно предлагая красивые просторы тропического пояса Земли и персональный простор для локальных разрушений со взрывами и спецэффектами. Расстреляйте здесь все!

Все игры-«песочницы» делятся на две части: одна группа ведет игрока по сюжету, предлагая уникальный, но одноразовый экспириенс нон-стоп; другая оставляет его наедине с миром однообразных «развлечений». Привести их к единому знаменателю или сделать что-то по-настоящему уникальное до сих пор не удавалось никому.

Проблема была известна с самого начала: персонаж сильно ограничен рамками игровых условностей. Во-первых, он, как правило, человек – следовательно, не может самостоятельно летать, телепортироваться, перемещать предметы по воздуху или превращаться в жидкость и проникать в любую точку пространства. Во-вторых, даже если это человек-паук, в теории способный запрыгнуть выше радуги, разработчики вынуждены сделать так, чтобы его потолком была крыша небоскреба, а не открытый космос. Ну и в-третьих, это попросту нелогично – давать игроку свободу. Что он с ней делать-то будет?

011justcause2_2010-05-10_09-29-42-95

И тут выясняется, что разработчики из Avalanche Studios нащупали ту самую схему, благодаря которой любая игра, намеревающаяся поделить одну полку с GTA IV, исполнит свои мечты. В JC 2 нет строго выверенной драматичной сюжетной линии, с нанизанными на нее заданиями, но нет и обескураживающего геймплея из серии «дали пистолет – крутись как хочешь».

Свобода передвижения выстроена таким образом, что куда бы ни пошел или полетел игрок, он везде найдет, чем ему заняться. Из любопытства взобрался на гору, и с разгона спрыгнул с нее на верном броневике? Умничка, не забудь после приземления оглянуться – за деревьями наверняка спрятался нефтеперерабатывающий завод, который ты еще не отвоевал у местных властей. Собрался выполнять Очень Важную Миссию? Снеси заодно пару дымовых труб, они там неподалеку. Не хочется свободы, а хочется цели? Не вопрос, смотри карту и самостоятельно выбирай развлечение по вкусу, благо выбрать всегда есть из чего. Тут самое главное – осторожность и самоконтроль; в попытке «собрать все ачивки» можно ненароком обнаружить себя где-нибудь в следующем году (я, кстати, в итоге так и поступил — прим. ред).

8190_screenshots_2015-11-17_00001

Предлагаемый сценарий не оставляет сомнений в существовании уникального шведского комплекса, который уже показал себя в Battlefield Bad Company 2. Как известно, у мировой общественности за последние лет пятьдесят сложилось гротескное мнение о США как о державе с замашками глобального жандарма. Мол, они всюду суют свой нос, имеют нелегитимные интересы чуть ли не в каждом нефтяном месторождении Земли, пачками рассылают шпионов по странам-партнерам и вообще ведут себя потребительски. А еще они все толстые, потому что жрут фастфуд.

Этот стереотип примерно равен заявлению о том, что Россия мечтает показать миру кузькину мать медведями с балалайкой и водкой или тому, что Китай желает перекрасить в красный цвет все цивилизованное население планеты, пристрастив его к рисовой похлебке и рабскому труду. Про Северную Корею в рамках данного материала говорить и вовсе неприлично.

8190_screenshots_2015-02-17_00030

Разработчики Just Cause 2 не лишены пристрастия к клюкве, поэтому пользуют все эти стереотипы на полную катушку: в игре есть и воинственный russki с персональным БТР и прилагающимся к нему грузовым вертолетом, также нашлось место для одноглазого коммуниста с мощными фейерверками за пазухой, а третьим в эту компанию вписался генерал-садист из Японии.

Все они, конечно, красавцы, вот только один момент выдается из общей канвы: несмотря на свою вычурность, персонажи эти – откровенно проходные. Они появляются ровно на пять минут, чтобы выкрикнуть пару шовинистических реплик и отдать концы под ураганным огнем Рико Родригеса (это главный герой, если что). Гораздо большую роль играет их гибель, интересным образом расширяющая повествование. Столь же мастерски и презрительно сценаристы обходятся и с прочими героями – несмотря на откровенную трешовость сюжета в целом, концовка изрядно веселит, при этом аккуратно зашивая логические дыры, что беспокойно мельтешат где-то в глубине сознания.

Короче, сюжет тут клевый, но особо задумываться над ним смысла нет.

8190_screenshots_2015-11-22_00001

Территория республики Панау просто огромна, и даже если оседлать реактивный самолет, все равно понадобится с полчаса, чтобы заглянуть в каждый уголок острова. А уж если отправиться в путь пешком – это точно работа на долгие часы, если не сутки. Но путешествие будет вознаграждено сторицей: стандартный набор климатических зон (пустыня, снежные горы, тропические болота, урбанистический пейзаж и так далее) битком набит разного рода поселениями, бонусами, уникальными объектами и соревнованиями. Очень сложно пройти метров двести и не заметить что-нибудь, что прибавит пару сотых процента к прохождению игры.

Основное занятие Рико в свободное от приключений время – захват локаций (военные базы, аэропорты, городки, деревни). Парни из «Лавины» учли ошибки первой Just Cause, и теперь каждый новый штурм выглядит иначе, чем предыдущий. Ключ к победе куется сбором сундучков с бонусами и разрушением всяких объектов, принайтованных к местности. Собрав все бонусы и взорвав все башни, генераторы, зенитки и прочие военные инсталляции, потратив при этом от одной минуты до получаса, игрок наконец увидит заветное: «Поздравляем! Поселение захвачено!». А в уголке слева сверху появится еще одно неприметное сообщение: «Локаций захвачено: 1 из 368».

just-cause-2-screenshot-29

СКОЛЬКО?! Я когда первый раз эту надпись увидел, тоже глубоко так в кресле просел и пот со лба с некоторым трудом смахнул. Но потом на меня подействовал вышеописанный принцип «приключение само тебя найдет», и ничего – втянулся. Да так, что мимо тещиного дома без шуток не хожу принципиально – либо бонус подберу, либо водосборник обрушу.

Однако и Темная сторона Силы не дремлет: некоторые локации укомплектованы столь хитро, что поиски одного-единственного недобитого электрогенератора на застроенном клочке в десять соток обнаруживают во мне такое количество нецензурной лексики, аж ругаться расхочется. И что характерно, пока не найдутся эти жалкие два процента, от несчастной базы я не отойду ни на шаг.

Проклятый перфекционизм.

8190_screenshots_2015-11-19_00001

Любой полицейский, бандит или контрактник панайской армии умеет пользоваться укрытиями, швырять взрывчатку с целью отсечь Рико пути к отступлению (нет, правда, никогда граната не падала мне точно под ноги) и даже звать подмогу. Я впервые вижу таких серьезных терминаторов в массовке. Если и тупят – то по мелочи, например, потому что маятник качать не умеют, плохая у них военная подготовка. Единственное, чему вояк не научили программисты – видимо, геймдизайнеры особо попросили – это чтобы они перед отступлением или гибелью бегали по округе и «сжирали» все патроны и аптечки, не оставляя их американскому шпиону. Лишь однажды на моих глазах враг восстановил здоровье зеленой коробчонкой с белым крестом – но это было исключительно благодаря сюжетному скрипту, что как бы символизирует.

А погони тут какие!.. Везу я, значит, по автобану очередного диссидента в аэропорт, как вдруг из-за угла появляется джип. Ему необязательно ехать по прямой или оставаться в пределах трассы – он даже может объехать с обочины, чтобы стрелок попадал не по машине, а по мне. Мотоциклисты, например, так частенько поступают. Вся зрелищность делается не заранее заданным скриптом, а средствами по умолчанию: все эти перевороты, взрывы, падения, автокатастрофы происходят совершенно натурально. Одна и та же погоня может различаться даже не в деталях, а кардинально. К счастью, сложность JC 2 не дает повода выругаться в особо невезучем случае.

8190_screenshots_2015-11-21_00001 (2)

В походный набор джентльмена влезает только одна большая пушка и пара стволов поменьше, однако от мучительного выбора нас избавили по старинному рецепту. Каждая одежка хороша впору (или в упор, если речь о шотгане): издали неплохо работает снайперка, для охоты на редкого противника нет ничего лучше револьвера, а если кучность попадания в силу повышения популяции таргетовой аудитории стала не значительнее курса зимбабвийского доллара – к вашим услугам отменной скорострельности пулемет. Правда, все сводится к пулемету, потому что в итоге (оружие можно апгрейдить) он становится настолько крут, что заменяет и револьвер, и снайперскую винтовку, и все что хочешь. На закуску – знойный мужчина Рико способен голыми руками оторвать станковый миниган и разгуливать с ним у всех на виду.

Но как всегда кто-нибудь да подпортит малину. Оптимизатор управления для PC-версии давненько не играл на персональных компьютерах: про боковые кнопки мыши (mouse4, mouse5) JC2 понятия не имеет, равно как и о том, что если в меню пункты «управление пешком» и «управление вертолетом» — это разные классы, то пусть они и остаются разными! Стоило мне повесить зуминг оружия на правую кнопку мыши, а бросок гранаты на среднюю, как вертолет принципиально перестал стрелять из пулемета. Не говоря уже о том, что «пробел» — это для любого игрока с детства ручной тормоз, а не «покинуть машину, весело размахивая парашютом». А перекрестье с сопутствующим (не дублирующим!) автоприцеливанием – это вообще одна большая консольная эпопея. На всякий случай скачал демку для PlayStation 3 – не то, чтобы небо и земля, но, определенно, каждый пользователь останется при своих. Тем более что из джойстиков в PC-версии поддерживается только контроллер Xbox 360.

Но вот что удивительно: уже через пару часов я перестал замечать лаги в наведении прицела и необходимость бросать гранаты правой кнопкой мыши и прицеливаться кнопкой «C». Чудо? Склонен винить в этом затягивающий игровой процесс.

8190_screenshots_2015-11-20_00001

К нехитрым условиям игры прилагается невероятной красоты мир, который в реальном времени масштабируется от заоблачного вида, вмещающего треть архипелага Панау на одном экране до самого мелкого камушка на дне морском. Неудивительно, что движок требует DirectX 10 (то есть, минимальные требования к операционной системе – Windows Vista или Windows 7). А вот для калькуляции физических последствий из закромов Родины была вытащена лицензия на Havoc. Древний как трехмерный гейминг, но постоянно бодрящийся старичок выдает неплохие результаты – с одной стороны, традиционно отвратительно себя ведут на местности модели персонажей (особенно жалок Рико, увлекаемый парашютом прямо по земле), с другой – роскошно бабахают и разлетаются на куски все остальные.

Про реальную физику автомобилей можно смело забыть – не в этой игре. Ничто в мире не способно запретить Рико залихватски скакать на розовом бронированном лимузине по оврагам и буеракам. К тому же это настолько незабываемое зрелище, что перебить его может только прогулка по местным морям на быстроходном катере – с этой водой хочется сродниться навек или хотя бы плакать от умиления, вспоминать Xenus 2 и с остервенением ждать отпуск на побережье Таиланда.

8190_screenshots_2015-11-21_00001

Для меня, повидавшего тысячи самых разных проектов, остался только один серьезный критерий оценки игры: пройду ли я ее до конца? Выполню ли я все возможные задания? Соберу ли все достижения/трофеи? Так вот, несмотря на то, что на территории Панау в районе 3000 activities (т.е. точек, куда надо добраться и что-то поднять или сделать), я твердо намерен полностью подчинить себе чертову республику. Не в рамках обзора, а просто потому, что лично мне этого хочется. Один раз даже на работу опоздал, вот какой страшный наркотик этот ваш Just Cause 2!

Добавить комментарий

Your email address will not be published.