Игровая индустрия

America’s Army: виртуальный военкомат

Spread the love

openerВ 1999 году Министерство Обороны США зафиксировало самый низкий уровень набора в армию за тридцать лет. В связи с этим Конгресс призвал к «агрессивным, инновационным экспериментам» по привлечению новобранцев, а казначейство выдало на это дело $2.2 млрд в год. Теперь свяжите эту информацию с тем, что в 2002-м в онлайновых играх принимали участие 200 000 граждан США, и получите на выходе серию игр America’s Army, открыто призывающую сходить в ближайший военкомат.

70% учащихся высших школ США заканчивают их с дипломами и поступают в колледж или университет. Остальные идут работать на бензоколонки, в фастфуды и другие малоинтересные места, но большинство все же выбирает армию. На тот же 2002 год армия США состояла из 480 000 солдат регулярной службы, что в два с половиной раза больше, чем армия виртуальная. Правда, есть еще армейский резерв (в 2002-м – 550.000 человек) и Национальная Гвардия. Набор в регулярную армию США – строго добровольный и потому весьма низкий.

aaord2_lg

America’s Army: Operations (точнее, демо-версия под названием Recon — «Разведка») появилась очень вовремя: в День Независимости, за полгода до начала вторжения в Ирак. К апрелю 2003-го форумы игры уже пестрели сообщениями типа «Блин, клево! Хочу в армию!», и неудивительно, что некоторые бывшие геймеры нынче тлеют в цинковых гробах. Какой бы хитрой ни была пропаганда милитаристов, реальная жизнь разительно отличается от виртуальных перестрелок. В мониторе – движок Unreal, объекты и полигоны; в Ираке – ежедневные смерти от рук обозленных партизан.

Циничные разработчики, создавшие игру по госзаказу США, и не скрывают целей. Точнее, они говорят, что работали ради того, чтобы свет увидел инновационный трехмерный шутер, но промеж себя называют AA «playable recruiting tool». Не исключено, что Министерство Правды… простите, Обороны считает точно так же.

aaord3_lg

Обмолвка насчет печально известного института из Оруэлловского «1984» не случайна. Движок America’s Army сталкивает между собой две команды, но каждой из них дается установка: напротив – враг. Он одет во вражескую униформу, он воюет против Свободы. Рядовой Джон, считающий, что он патриот, стреляет в рядового Джека, который тоже считает, что его флаг звездно-полосат. Напоминает грустную повесть Кира Булычева «Вид на битву с высоты», где могущественные личности развлекались тем, что сталкивали бывших солдат между собой, давая каждой стороне идентичную установку. Или, если хотите, «детский» вариант – «Рыцари сорока островов» Сергея Лукьяненко.

Популярность игра заработала самостоятельно: похожесть на сверхпопулярный Counter-Strike, ее бесплатное распространение, продвинутые технологии, широкая реклама и поддержка – и все это на деньги налогоплательщиков. Последнее особенно грустно. Представим гипотетическую ситуацию: позавчера мама геймера честно заплатила налоги, вчера на эти налоги разработали America’s Army, сегодня геймер поиграл в нее, завтра пошел в армию и погиб на войне, а послезавтра эта же мама сидит перед ранчо президента США и обвиняет его в гибели сына. За что же ты платила налоги, американка?

aaord4_lg

Официальные данные: зарегистрировано несколько миллионов игроков. Из них в любой момент на серверах присутствуют не менее 3 000. При такой интенсивности набрать рекрутов, чтобы окупить пропаганду, кажется нереальным. Видимо, все-таки затраты себя оправдывают – игра регулярно подпитывается патчами и дополнениями, не говоря уже о недавней задумке «окучить» потенциальное пушечное мясо – едва достигших совершеннолетия владельцев консолей.

Любопытные журналисты выяснили, что 28% игроков все-таки кликали на баннер «военкомата» GoArmy.com, размещенный на сайте America’s Army. Увы, нам неизвестно, сколько народу пришло из самой игры, где кнопка «Иди в армию!» возникает чуть ли не каждые пять минут. Кто вообще нажимал эту кнопку? Ведь придется переключаться из клиента в браузер, тратить время…

aar101_5

На официальных серверах есть так называемые «лэддеры» — карьерные лестницы. Практически каждое действие в бою оценивается по системе «чести» (Honor): убил врага, спас заложника, вывел VIP в безопасную зону – получи плюс. Убил своего, заложника или VIP – получи минус. Но если в Counter-Strike это просто ослабляло команду перед следующим раундом, то в America’s Army такие действия могут привести к запрету логина на всех официальных серверах – армии психи не нужны. Правда, сами игроки относятся к «высокоморальным и честным» как к ненормальным – для высокого рейтинга необходимо совершить столько героических поступков, что без круглосуточного фарма добрых дел это просто недостижимо.

Вместе с тем, несмотря на все заверения разработчиков, до реализма «Американской Армии» далековато: в игре практически нет крови, трупы исчезают через некоторое время, нет никакой возможности проявить эмоции. Александр Гэллоуэй, профессор Нью-Йорского Университета считает, что игра, несмотря на то, что у нее есть все шансы, даже не приближается к реализму – скорее уж к национализму.

aaord1_lg

Чтобы поиграть в это чудо пропагандистской мысли, достаточно зайти на сайт www.americasarmy.com, скачать клиент, зарегистрироваться и начать игру. На вопрос о том, как они относятся к тому, что в AA играют нерезиденты США и даже потенциальные ненавистники Америки, руководители проекта пожимают плечами и отвечают, мол, игра не в полной мере демонстрирует возможности и способности Армии США, и бояться тут нечего. Возникает логичный вопрос: значит, подсовывая игру вчерашним подросткам, Министерство Обороны сознательно обманывает потенциальных рекрутов?

Боюсь даже представить, что могло быть, если бы компания Sony, одновременно с началом кампании в Ираке зарегистрировавшая торговую марку «Шок и трепет», все-таки решила выпустить свою игру аналогичного характера…

aaord5_lg

America’s Army, бесспорно, уникальна. Но вместе с новыми возможностями она открывает и многие опасности. Если игра способна стать сильным инструментом пропаганды, то этот вариант могут использовать в нежелательных целях – полтора года назад на просторах Интернета появилась игра от неведомых арабских разработчиков, в которой те призывали «убивать неверных». Правда, никакой критики качество продукта не выдерживало, да и сайты распространения быстро прикрыли.

На параноидальные мысли наводит сам факт существования AA: что если игры станут своего рода виртуальной пропагандой ненависти? Отличный со всех точек зрения продукт – но напичканный идеологией по самое не могу. Играешь и пропитываешься ею, чем дальше — тем больше… Пока America’s Army не воспринимается всерьез во всем мире, да и в США по большому счету тоже, но никто не знает, что будет завтра.

Святослав Торик, убежденный пацифист

Добавить комментарий

Your email address will not be published.