В Super Mario немудрено заплутать: «новые», «продвинутые», «разрушительные», «лучезарные», «бумажные»; «страны», «миры» и «галактики» – все они словно сговорились погубить ваши воспоминания о молодости и варпах в подземелье world 1-1. Панику прочь! Отмотайте в начало списка: вот эти вот, «новые» – они на поверку-то те самые, старые!
Звучит кощунственно, а деваться некуда. Внимайте: New Super Mario Bros. 2 – это те же принцессы в тех же замках, и даже вид с того же боку. Отличают их лишь детали, коими богат японский геймдев. Они небольшие, но меняют игровую перспективу с тем же успехом, что и ползунок, поселившийся на правом ребре вашей карманной подружки.
В NSMB2 строгий уход за традициями подчеркивается этим ползунком: степень «трехмерности» определяет не более чем четкость переднего плана за счет затирания заднего; есть только платформы, а все остальное от лукавого. Примерно так же игра поступает и с вашими ощущениями: очень сложно привыкнуть к мысли, что играешь во что-то в действительно новое, потому что ну все это же ведь было! И лишь где-то на периферии сознания вертятся золотой цветок новой «профессии» да режим Coin Rush.
Хотя вот на фоне Super Mario 3D Land контраст яркий – все равно как запустить какой-нибудь Super Mario World после Super Mario 64. Все какое-то одинаковое, двухмерное, а еще эта гребаная инерция и на удивление прижимистые кирпичи с бонусами. Сложно и непривычно, к тому же крестовина нещадно натирает пальцы – на джойстике-то толком не поиграешь. А потом ничего, намозоленные большие пальцы привыкают к жесткости клавиш, а мозг – к жестокости геймдизайнеров.
Глубокомысленные экраны, составляющие уровни, кристаллизуются в понятные схемы и карты, миры потихоньку лишаются секретов и больших монет. Но, право, почему же фраза «качественный платформер» по-прежнему ассоциируется, например, с DKC 2, а не Super Mario Что-то Там? Потому что боятся поменяться. Традиционность плюс стабильность равно светлое японское будущее без единой надежды на смену парадигмы или хотя бы расширение колеи.
«Слева направо, прыгая по смешным существам, собирая монетки и кушая грибы с цветочками, ползая по трубам и прыгая по облакам, бежит к заветному флагу главный герой». Нет, ну правда, это все было столько же раз, сколько словосочетание «Super Mario» появлялось на коробках! Что там, 3D, говорите? Ага, а вы помните, как нам обещали функциональное 3D в Super Mario 3D Land? И в итоге остались только бонусные однокомнатные уровни – статичные! – где ползунок менял перспективу, чтобы можно было разгадать какую-то плевую головоломку.
Но тут и такого нету. Замордованные динамикой картинки, разработчики вынуждены были перенести свою «трехмерную» энергию на статичные сущности: вместо волшебной материализации относительной перспективы происходит банальное размытие задников. И это, конечно, создает особенную картинку. Только двухмерную, вон, на скриншоте отлично все видно.
Социализация – модное направление авангардного игрового искусства. Без включенного Spot Pass большая N тебя за человека не держит, а мультиплеер хотя бы через Wi-Fi поддерживает теперь каждый второй картридж. В случае с New Super Mario Bros. 2, кстати, картриджей понадобится два.
Помимо классической беготни предлагается сразиться со всем миром за место в лэддере «пройди три случайных уровня и собери максимум монет» (тот самый Coin Rush). Апогеем золотоносного добра является пользовательский вклад в общий сбор монеток: кто-то сдает в мировую копилку по двадцать тысяч чеканных (одно прохождение), а кто-то фармит вклады на шестизначные суммы.
Любитель драгметаллов Варио нервно дымит в сторонке (и про это даже есть комикс), в то время как вся планета Земля добывает виртуальное золото прыжками и ужимками. Пока западные разработчики мучительно пролонгируют геймплей скачиваемыми дополнениями и поддувают реплейабилити костюмчиками и локациями, Nintendo прикармливает игрока возможностью стать частью чего-то целого. Аперитив перед Miiverse? NSMB2!
Самое, наверное, ироничное заключается в том, что можно прекрасно обойтись без монеток, новых бонусов и замеров количества нулей в таблице рейтингов. Четырехтактная формула Super Mario – беги, прыгай, собирай, флагуй – чарует не меньше, чем «Тетрис» или Counter-Strike. Возьмите любую приставку от Nintendo за последние тридцать лет, и вы найдете там Марио, торопливо семенящего слева направо, прыгающего по головам смешных существ, собирающего монетки и меняющего черный флаг на красный.
А все прочее – лишь золотое нанонапыление, не более чем способ отличить одну часть Super Mario от другой.