Приключения третьих «Героев» в России

Двадцать лет назад, 17 марта 1999-го, в России вышла первая официальная локализация в формате jewel case, а заодно и величайшая игра всех времен и народов по версии отдельных экспертов. По этому поводу Александр Михайлов, генеральный директор фирмы «Бука«, рассказал о том как они выпускали Heroes of Might and Magic III на родине слонов, сколько дисков удалось продать, и почему бухгалтерии компании пришлось по вечерам верстать руководство к игре.

Началось все даже не с «Героев». В августе 1998-го случился дефолт, в результате которого курс доллара вырос втрое, а народный интерес к импортной продукции упал в соответствующей пропорции. Рынка игр это коснулось не сильно — когда ты покупаешь у пиратов 9 из 10 дисков, то двукратный рост стоимости болванки не особенно повлияет на твои решения. Но если ты — издатель легальной продукции, то тебе придется очень тяжко в новых условиях. И тогда «Бука» решилась на необычный шаг.

Александр Михайлов: «Была бизнес-стратегия по использованию пиратских каналов распространения. Для этого нужно было приблизить цены на легальные проекты к пиратским. И мы приходили ко всем зарубежным разработчикам и издателям и говорили: давайте мы возьмем вашу игру и будем продавать ее очень дешево, и платить вам 20 центов с экземпляра (это очень мало). Ну и некий аванс тоже готовы платить. А чтобы не было опасений того, что мы будем продавать игру дешево на другие территории, – все будет на русском языке».

Это предложение устраивало не всех — слишком мало предлагала «Бука», а учитывая финансовый кризис в России, разработчик мог вообще без денег остаться. Но нашлись и те, кого устраивала даже такая копеечка. Первыми стали Sirtech с ее долгожданной тактической стратегией Jagged Alliance 2, вторыми — 3DO и Heroes of Might and Magic III. Поскольку JA 2 сильно задержалась в разработке, то дебютантом в «джевеле» стали именно «Герои 3».

В США игра ушла на золото 17 февраля, чтобы через две недели оказаться на полках магазинов. Это означало, что у пиратов образ появится в начале марта, и «Бука» решила сработать на опережение, заранее разослав пресс-релиз о том, что 15 марта в России выйдет официальная локализация в упаковке jewel case. Отечественные геймеры уже были знакомы с этим форматом на примере адвенчуры «Петька и Василий Иванович спасают Галактику«, и в принципе понимали, что им предлагают.

Несмотря на то, что Ассоциация «Русский щит» (сообщавшая в милицию о пиратских точках) уже существовала, «Бука» тогда с ней не работала. Пираты согласились взять лицензионные «джевелы» на реализацию — уже хорошо. Я даже помню, как пришел в начале марта на рынок и увидел на лотке пиратский диск с HoMM 3, а рядом — подвешенное объявление на листе А4 «Русификация Героев 3 от Буки выйдет 15 марта!!!».

Однако этой дате не суждено было остаться в истории. В действительности игра появилась в магазинах и на лотках лишь 17-го числа. Вот что рассказывает продюсер локализации «Героев Меча и Магии 3».

Владимир Миняев: «Помню, что мы лажали страшно со сроками, и курьер с Уральского завода, где мы печатали тиражи, приехал, как мы и договаривались, в 6, потом приехал в 9 — сотовых-то тогда не было, потом сказал что больше сегодня не приедет, а пираты жутко поджимали. В итоге мне дали денег на самолёт до Екатеринбурга и обратно — и я слетал, отдал мастер-диск. Помню, холодно было страшно.

Еще помню, что пиратка просто ошеломляла — я за неделю после начала продаж собрал огромный чемодан разной пиратки, и ездил с ним по миру, пугал зарубежных издателей. Потом мне на почту смешные угрозы приходили, чтобы мы сворачивали легальную деятельность, но мы посмеялись и не свернули».

Сроки сдвигались из-за отсутствия опыта локализации у издательства. Это был первый проект «Буки» такого рода (да еще и уровня!), и шишки набивали буквально на каждом шагу.

Александр Михайлов: «Перевод вышел с огромными проблемами. Это была наша первая локализация, и мы фактически учились, переводами занимались люди, которые до этого никогда этим не занимались – простые сотрудники компании. Вплоть до того, что бухгалтерия верстала мануал. Времени было крайне мало, мы понимали, что если выпустим сильно позже мирового релиза — все съест пиратка. Но мы очень хотели выпустить этот проект, и выпустить его как можно более качественным. Это помогало».

Владимир Миняев: «Помню, что в итоге мы облажались с одной переменной, там было связано с дипломатией, и если к тебе подкатывал юнит с желанием присоединиться — игра крэшилась. Мы кому смогли патч по электронке послали, на сайт вывесили, а с интернетами тогда было всё не очень хорошо — мы записали кучу трёхдюймовых дискеток с патчем и рассылали их почтой всем зарегистрированным покупателям».

Александр Михайлов: «Мы сделали все, что на тот момент могли — так, как на тот момент умели. Наверное, надо было сманить кого-нибудь из тех, кто делал пиратские локализации – много грабель сумели бы обойти».

Несмотря на пиратов, задержавшийся релиз, проблемы с локализацией и неработающей дипломатией, третьи «Герои» все же помогли «Буке» не только заработать деньги, но и поднять авторитет среди зарубежных издателей. Игру хорошо приняли на отечественном рынке, и она надолго на нем поселилась.

Александр Михайлов: «Надо сказать, что проект продавался очень долго, фактически до кризиса 2008-го, когда рынок РС-игр на физических носителях стал стремительно сокращаться. Общий тираж – около полумиллиона, это сильно больше, чем мы думали изначально. Перед этим по аналогичной модели был выпущен «Петька и Василий Иванович спасают Галактику», продажи которого были в 5 раз меньше».

Оправдала себя и ставка на jewel case.

Александр Михайлов: «Конечно, джевел принес больше полноценной «коробки» – соотношение продаж отличалось на 2 порядка, а цена – на один. Я не помню, что говорили 3DO, но они увидели, что мы платим роялти, и все последующие их проекты они спокойно отдавали нам».

Правда, этот подход оказался палкой о двух концах. На переговорах о выпуске дополнения HoMM III: Armageddon’s Blade компания 3DO потребовала, чтобы диски печатались с установленной антипиратской защитой Macrovision Safe Disc. Но на территории России и стран СНГ не было ни одного завода, который был бы оснащен этой системой, а печатать и завозить диски из-за рубежа было слишком дорого для бизнес-модели «джевелов». Пришлось «Буке» отказываться от контракта.

Впрочем, дух «Героев» оказался силен. Через некоторое время 3DO отозвала свои требования к защите диска, и в России все же вышли оба дополнения к «Героям меча и магии 3», а впоследствии и все выпуски Heroes Chronicles. А кому говорить за все это «спасибо» — вы уже знаете.

Автор выражает благодарность PR-менеджеру «Буки» Артему Студеникину за помощь в организации интервью.

Купить Heroes of Might & Magic III, как и двадцать лет назад, можно у самой компании — например, в онлайн-магазине.