Рецензии

Alone in the Dark (2024)

Spread the love

В январе 1996-го мне на день рождения подарили компьютер. По принятой тогда традиции поставщик установил на него еще и пару десятков спираченных игр. Тем же вечером, проводив всех гостей, я полез в каталог C:/GAMES, и запустил там первую идущую по списку игру, зашифрованную аббревиатурой AITD. Поначалу я мало что понял, тем более что никакой инструкции не прилагалось, но к полуночи разобрался и прошел достаточно, чтобы потом еще долго лежать в кровати и пытаться уснуть после увиденного и испытанного. Сейчас я думаю: повезло мне, что колонки для звуковой карты забыли привезти.

Почти тридцать лет спустя эти воспоминания не вызывают ничего сверх слабой улыбки. Ну да, детские впечатления, первая игра на собственном (персональном!) компьютере, все равно я ее тогда так и не прошел и с большим удовольствием погрузился в следующие по списку DOOM и DUNE2. Когда анонсировали Alone in the Dark (2024), ничего даже не шевельнулось — мимо пронеслись уже две или три попытки ребутнуть франшизу, которые никак мое внимание не привлекли. А вот когда разработчики заявили, что они «пишут признание в любви к первоисточнику» — стало гораздо интереснее.

Заявление громкое, но адресатов у него вряд ли так уж много. Дизайнерам пришлось отчекрыжить от «любовного письма» самую мякотку оригинала, оставив только кучу отсылок, за давностью лет с трудом узнаваемых: если съеденную жабу во вступительном ролике еще можно привязать к ее бабушке, таки допрыгавшей до болота, то представить себе разваленный рояль тем самым макгаффином из оригинальной Alone in the Dark без подсказки разработчиков крайне сложно. Да, отдельные имена и детали («Карнби, сколько тебе заплатили за это дело? 150 долларов») всплывают, но всколыхнут они разве что тех, кто относительно недавно перепроходил классическую игру. Остальные — забыли и забыли.

Куда больше тех изменений, которые казались незыблемыми. Дядюшка Хартвуд вовсе не повесился, а жив-здоров, просто особняк Дерсето превратился в частную клинику для уставших от бренности бытия, а Джереми стал ее пациентом. Отсюда еще одно покушение на классический столп: Карнби и Хартвуд знают, что они больше не одиноки во тьме. На протяжении игры придется перекинуться парой слов то с заведующей, то с главврачом, то с тремя пациентами. Населенный особняк до поры до времени выглядит как типичное обиталище Американского Юга, даже негритянская прислуга в наличии.

Но все же главный герой повествования — это Дом. Грозный, масштабный, наполненный головоломками — напоминает даже не столько особняк Дерсето из оригинала, сколько обиталище Генри Стауфа из The 7th Guest (адвенчура, вышедшая одновременно с Alone in the Dark). Здесь придется бродить по комнатам, заниматься несложным пиксель-хантингом, читать подсказки, вскрывать сейфы и крутить таинственный медальон, переносящий из реальности то в прошлое, то в будущее, то в мечты, то в кошмары, то вообще на другую сторону Атлантики.

А кто все это делать будет? Эдвард Карнби в исполнении Дэвида Харбора (шеф полиции из The Stranger Things) и Эмили Хартвуд — за нее отдувается Джоди Комер (Вилланель в Killing Eve). Ради чистоты эксперимента я прошел Alone in the Dark за обоих героев, и хочу чтобы вы не совершили очевидную ошибку: не играйте за Карнби в первом прохождении. Во-первых, Харбор вживается в шкуру частного детектива… никак. Вот совсем. Словно по бумажке бормочет, причем с натужным акцентом южанина. Джоди Комер — гораздо лучше и эмоциональнее в своей роли. Она острее реагирует на изменение обстановки, собственные выводы и вопросы окружающих. Более решительная, схватывающая на лету — живая, короче. Во-вторых, несмотря на то что 95% контента у героев повторяются, все же есть разница: для Эмили эта история — личная (даже та часть, которая про скелет в шкафу), и она в своих разговорах, мыслях и действиях это подчеркивает. Для Карнби поиски пропавшего шизика — всего лишь заказ, позволяющий ему выбраться из долгов, и отношение у него к делу соответствующее. Только когда Эдвард погружается в воспоминания об одном из старых проваленных дел (разумеется, напрямую связанную с Дерсето), озвучивающий его Харбор вдруг вспоминает, что вообще-то он драматический актер. Но лучше все-таки оставить его на потом, на прохождение с комментариями разработчиков — оно добавляет любопытных деталей. Можно узнать, например, что одна из ванных комнат задизайнена по мотивам фильма «Сияние».

Вообще, с дизайном у игры все неплохо. Окружение отрисовано и расставлено так, что не замечаешь повторяющихся элементов — вероятно, потому что их тут практически нет. Сколько бы я ни силился, мне не удалось найти одинаковых картин или даже ковров. Не поскупились моделлеры и на целые произведения искусства: статуи в стиле известного скульптора тех времен, стильные драпировки, обложки журналов, газетные вырезки, даже трамвайный билет в высоком разрешении можно обнаружить. У каждой локации (если это не выдуманный мир) есть вполне конкретный прототип.

А вот к технической части можно и выставить претензии. Застревания в текстурах вплоть до необходимости загрузки сохраненки, невидимые стены, угловато-небрежные препятствия и неуязвимая метла, храбро защищающая ранее доступную дверь. С перемещениями по особняку вообще на удивление много странностей творится: комнаты в коридоре, которые вы только что обшарили, внезапно оказываются заперты на ключ; доступные в предыдущей главе области вдруг оказываются вне доступа — как признаются разработчики, «чтобы игроку не приходилось мотаться по местам, где им уже нечего делать», а в некоторых случаях и «чтобы игрок прошел вот через эту комнату, и тем самым мы ему напомнили о том, что в ней есть». Спасибо, конечно, но как же письмо любви к оригиналу, где бесцельная беготня по лабиринтам зловещего особняка — важная и неотъемлемая часть геймплея?

Другая часть, важная даже не столько для первоисточника, сколько для всей игровой индустрии — это выживание. Именно Alone in the Dark сформировала ключевые особенности survival horror (в чем признавался и Синдзи Миками, создатель Resident Evil): патроны есть, но мало; монстры есть, но много. Сражения с потусторонним злом вынесено в основном в параллельную реальность, куда периодически забрасывает Карнби/Хартвуд, но порой немножечко Лавкрафта выдает и сам особняк. Сделано это в действительно интересной манере: вот ты идешь по коридору Дерсето, открываешь дверь — и оказываешься в кошмаре. Самый смак в том, что это работает и в обратную сторону: внезапный переход из сна в реальность точно так же вызывает недоумение на долю секунды, прежде чем мозг пошлет сигнал — «все спокойно, расслабься».

Послабления встречаются и по этой части: оружия и патронов на среднем уровне сложности более чем хватает (как говорят сами разработчики, «иногда нам просто хочется вручить игроку Томми-ган и посмотреть, что будет»), тем более что на помощь порой приходят метательные объекты из окружения. Монстры туповаты вплоть до застревания на месте и возвращения на свой маршрут, если жертва слиняла достаточно далеко. А порой для игрока куда кошмарнее оказываются уровневые головоломки вроде побега от Черного Человека, чем порождения Матери Тысячи Младых. Тем удивительнее, что эти пазлы не повторяются — могли бы и разбавить ими пару особо затянутых эпизодов в последних главах.

Полагаю, по тексту видно, что игра меня не сильно-то зацепила. Я препарирую ее в привычном размеренном темпе, а не бешусь от произвола левелдизайнеров и воздаю хвалу, например, саундтреку (который действительно стоит внимания). Alone in the Dark оказалась максимально открытой и понятной мне и как геймеру, и как геймдизайнеру. С другой стороны, и мне уже 41, а не 14, да и рынок видеоигр давно вырос из маргинальных развлечений. Дважды в одну реку не войдешь, и какими бы ни были интенции разработчиков-реимеджинеров, у них не получится воспроизвести Тот Самый Опыт точь-в-точь, особенно если его разделяют десятки лет эволюции. Но можно двигать IP вперед, как это сделали с Jagged Alliance 3, или развивать сильные идеи оригинала в рамках заданного жанра (см. Desperados 3). С Alone in the Dark кажется, что «признание в любви» оказалось интересно в первую очередь самим разработчикам, а для какой аудитории предназначена эта игра — лично для меня так и осталось не понятым.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.