На Кипре тоже есть тяжелый рок! И его любители — в достаточном количестве, чтобы пару раз в год сюда приезжали группы A-класса. Я на концерты не ходил уже лет пять, и собирался продолжать в том же духе, но уж больно интересно посмотреть на кипрских фанатов хэви-метал. Поэтому я купил билет на группу Sabaton, из песен которой знал лишь одну, причем в исполнении другой группы. Чего только не сделаешь из любопытства!
Хоть Интернет на Кипре и дорогой, но есть практически у каждого. Купить билет на веб-сайте оказалось простой задачей, хотя смутил один момент — «tickets will be delivered to pick up at the door on the night of the show«. Мы с коллегами бились-бились над переводом этой фразы, и в итоге решили, что если билеты не доставят по домам, то поедем сразу в кассу амфитеатра, размахивая распечаткой с номером заказа. И действительно, за билетами пришлось ехать в кассу, где уже стояли две очереди — одна покупала билеты, а другая — забирала уже заказанные. Владение высокими технологиями сэкономили нам 5 евро из 25, к слову.
Место проведения — Амфитеатр муниципалитета Лакатамия — похоже на результат любви среднего московского клуба с «Зеленым театром»: крыши нет, еду не готовят, но у входа можно прикупить мерчендайза и тут же затариться пивом впятеро дороже магазинной цены. Затем пройти в зрительный зал и расположиться с компанией в любом секторе, периодически бегая то за добавкой, то в туалет. Беглый осмотр сидячих и подсчет площади партера на глазок дали число в районе 2500-3000 потенциальных зрителей. Немного смутило, что Sabaton согласилась выступить в таком некрупном зале, но оказалось, что они на Кипре уже второй раз, так что сомнения отпали.
Начало было заявлено на 19:00, но в этот час только начали запускать население, а реально пришлось ждать полтора часа появления на сцене хоть кого-нибудь. За это время диджей любезно ознакомил публику со своим хэви-плейлистом, а некоторые коллеги даже выписали себе пару названий, определив группу по композиции, благодаря мобильному приложению. Хайтек на марше!
Наконец, в 20:30 на сцену вышел первый «разогрев» — Saint Judas. Относительно цивильно одетые греки затянули doom metal, под который готичная солистка что-то тянула на родном языке. Моментально стало ясно, что греческий язык для металла (вне зависимости от тяжести) не подходит вообще — в нем не чувствуется ни энергии, ни эпичности, ни пластичности слов. Вокалистку мы забраковали, а вот единственный гитарист пилил очень неплохие соло и вообще держал планку мастерства на уровне большем, чем заслуживала остальная группа.
Вторыми выступили ребята покрепче — Solitary Sabred. Почти все с длинными волосами, лабали что-то похожее на power metal, играли и пели на английском языке какой-то эпик про ведьм. Единственный прокол — коренастый вокалист с аккуратной короткой стрижкой в джинсах Levi’s, больше похожий на владельца парикмахерской. Его оправдывала только искренняя страсть к своему делу, никнейм Asgarlord, майка World of Warcraft (одна из его песен, кстати, была посвящена дополнению Legion!) и добрых две-три октавы, которые он брал безо всякой халтуры.
Каждой группе выделили аж по часу времени — так вообще где-то делают? Судя по всему, это был редкий случай для местных меломанов побывать на концерте местных же металлистов. Тем более, что до Лакатамии еще надо добраться, а тут организаторы недорого предоставили трансфер для тех, кому два часа в одну сторону тащиться. Юные киприоты воспользовались шансом на всю катушку, и знатно колбасились весь разогрев, особенно под вторую группу. А вот мы, сидевшие в амфитеатре, изрядно подустали.
К половине одиннадцатого мы прождали Sabaton уже три с половиной часа, из которых два ушло на знакомство с цветом местного металла. Партер уже был забит полностью, некоторые стояли с баннерами и скандировали: «Sabaton! Sabaton!». Любопытно, что обладателей традиционного металлического хайра было очень мало. С кипрской погодой длинные волосы носить очень трудно — постоянно потеет шея и спина. Зато бородатых (и с лысиной!) набилось ползала, не меньше, и у каждого второго борода какая-нибудь вычурная, с вплетенной фенечкой или с фигурной стрижкой.
Ну а дальше все было предсказуемо. «Сабатоны» выскочили на сцену да как запели, да как запрыгали! Зал оказался подготовлен — у одной девицы даже нашелся флаг Польши (для песни о восстании в Варшавском гетто); она же потом махала флагом Швеции на Gott mit Uns, единственной композиции, которую группа традиционно поет на шведском языке.
В перерывах между песнями вокалист заигрывал с залом, извинялся за то, что прокатили Кипр в прошлом концертном туре и в качестве компенсации пел песни с предыдущего альбома. Некоторые игры с залом, показавшиеся мне мастерским экспромтом, в действительности были срежиссированы — я это понял и по реакции зала, и потом, когда почитал источники. Но смотрелось все равно как отличное шоу!
Вот только из нового релиза сыграли мало и без особого огонька. Жаль, как раз эти песни я и ждал, потому что это был единственный альбом, который я раз пять в наушниках прокрутил, чтобы запомнить хотя бы припевы. Из трех тысяч слушателей Sabaton ориентировалась на большинство — старых фэнов, которые знали почти все слова, это было слышно по дружному гулу из партера.
Думаю, такому фокусу есть просто объяснение — если ты собираешь тур в страну, куда группы такого уровня заезжают в лучшем случае дважды в год, то лучше опираться на твердых фэнов, которые и слова выучат, и музыку твою полюбят, и флаг Польши надыбают. Немножко грустно, но реалии диктуют еще минус балл Кипру. Пожалуй, это и хорошо, что я перестал ходить на концерты.
P.S. Когда концерт уже заканчивался, я увидел сбоку от сцены одиноко стоящего вокалиста Solitary Sabred. Он внимательно наблюдал за поведением Sabaton на сцене и, кажется, понимал для себя что-то новое.
прям ностальгия по временам, когда я писал рецензии на концерты и посетил за 2 года 68 движух по этой теме)
А жена будет писать про кипр со своей колокольни?
Без понятия ) мне бы самому набраться сил и закончить старые черновики.