Рецензии

Sid Meier’s Memoir! — как один геймдизайнер творил историю

Производственные мемуары, особенно в геймдеве — это всегда интересно, потому что мы не только узнаем про то, как развивалась индустрия в определенный отрезок времени, но и получаем экскурс в историю и культуру этого периода. Сид Мейер и сам не прочь воспроизвести историю и культуру в своих играх, так что в данном случае он блестяще справился с погружением читателя в контекст. В обычных случаях путешествие по волнам памяти автора проходит привязанным к его мировоззрению или увлечениям, но мне повезло: в своей автобиографии Sid Meier’s Memoir! он не вдается подробности о политической системе США или истории Швейцарских федеральных железных дорог, а рассказывает исключительно о том, как они повлияли на него самого и на его интерактивные произведения искусства.

Книжку я прочитал неспешно, но с большим удовольствием! Мейер прекрасно понимает, что читатель, скорее всего, хорошо знаком с его работами, поэтому больше всего страниц посвящены событиям, которые привели к появлению на свет очередного хита. Сюрпризы обязательно будут — я, например, не знал, что первую половину своего существования Microprose занималась исключительно авиасимуляторами, а «Пираты» появились как способ отвлечься от них.

Книга разбита на двадцать с лишним глав, посвященные, несмотря на упоминание конкретных игр, не столько их релизам, сколько связанным с ними открытиям. Каждая история обретения геймдизайнером Сидом нового опыта обернута вокруг детских воспоминаний о железной дороге, трагических событий в семье, увлечений самого Мейера или случайно возникшего челленджа. Sid Meier’s Memoir! можно рассматривать как двадцать уроков о создании, запуске и продаже компьютерных игр или как сборник поучительных рассказов, особенно актуальных для сегодняшних разработчиков (как инди, так и корпоративных).

Вспоминает Мейер и самые меметичные истории про себя и свои игры. К примеру, определение игры как «последовательность интересных выборов» — это на самом деле слияние двух разных выражений. Про Ядерного Ганди вы уже наверняка читали о том, что это миф. Здесь соавтор Мейера подробно описывает, откуда ноги растут у этого мема, а сам Мейер поясняет, почему совы — не то, чем они кажутся. Ну а история с Робином Уильямсом и лейблом Sid Meier’s пополняется подробностями — например, о том, что Мейер никогда не встречал Робина Уильямса и не имел никакого отношения к решению поместить его имя на обложку Pirates!

Что особенно приятно и важно — не забыл дедушка Сид и про свои неудачные эксперименты. Не про все, конечно — когда у тебя в загашнике десятки прототипов для потенциальных AAA-хитов, мощностей раскрутить каждый не хватит даже у самой плодовитой студии. Но, к примеру, о запуске и закрытии любопытнейшей соцсетевой забавы Civilization Network (CivWorld) он рассказал со всей откровенностью. Мне повезло погрузиться на несколько недель в альфа-версию этой необычной 4X-стратегии, прежде чем ее признали неудавшейся. А самым шикарным рассказом о неудачах я считаю отдельную главу про три итерации динозавровой стратегии — это классическая геймдевная история о том, как важно вовремя остановиться.

Книга большая, но написана живым и понятным языком. Четкие формулировки и точные цитаты (за неточные Сид заранее извиняется) перемежаются историческими анекдотами, описанием реалий того времени. Мейер с полным уважением отдает должное тем, кто в действительности стоял за маркой Sid Meier’s и неоднократно вспоминает и благодарит всех своих соавторов — от Брюса Шелли до Джона Шейфера. Особенное интересно было почитать его высказывания о Дэне Бантене — талантливом геймдизайнере и первом трансгендере в игровой индустрии.

Публикация мемуаров человека такого калибра говорит о том, что наша индустрия наконец-то вступила в эпоху «бронзы»: отцы-основатели стареют и уходят на пенсию, с любовью вспоминают боевые деньки, делятся опытом и оставляют исторический след размером с Титаник. Читать их заметки не менее интересно, чем играть в их игры. И если пандемия вынудит еще больше корифеев отчитаться за свои подвиги (книга Кена Уильямса о Sierra On-Line уже выехала ко мне, ждите рецензию!), то лично я буду только рад.