Идеальная игра — это сбалансированное сочетание игрового процесса и методов вовлечения в этот процесс. С такой мыслью я заканчивал Monument Valley, которую уже не мог представить без этих чудесных головоломок с перспективой, без этого простого арт-стиля, без этой прекрасной музыки, без этих остросюжетных мини-историй в каждом эпизоде. Ну и вообще она отложила в мою память только положительные впечатления.
Воспитанный в суровом рациональном обществе, я с подозрением отношусь к продуктам, которые постоянно берут какие-то награды, призы на конкурсах, особенно когда в названиях номинаций фигурируют слова «искусство», «дизайн» или «стиль». Слишком уж часто люди доверяют тому, что видят, а не тому, что скрыто внутри.
Однако поднятая Monument Valley волна не прошла мимо меня. Поскольку за мобильные игры (в отличие от большинства «больших») мне приходится платить, я решил не спешить. Успешно пропустив хайп-электричку, я внес игру в вишлист и дождался значительной скидки — аж до 26 рублей. Такие деньги не жалко потратить даже на подаяние нищему, но пройдя Monument Valley, я пожалел, что заплатил так мало. И вот почему:
Ценность продукта заключается не только в нем самом, но и в том, какие усилия вы приложили, чтобы его получить. Если вы бесплатно получили высококачественный проект, не ожидая от него ничего, вы насладитесь им примерно так же, как если бы он был «крепким середнячком». А если вы запаслись ожиданиями (их как раз диктуют цена и хайп), и эти ожидания оказались полностью покрыты качеством продукта, то вы получите самый мощный эмоциональный оргазм в своей жизни.
Я обошелся без оргазмов, но это не помешало мне восхититься высоким качеством как геймплея, так и нарратива. В первую очередь потому, что Monument Valley успешно скрывает свою сложность. Может показаться, что это серьезная головоломка, требующая навыков пространственного мышления и развитого мозга… ерунда! MV прямолинейна, в ней невозможно совершить ошибку и даже случайно запутаться в измерениях мне удалось только один раз в дополнении. Никакой фрустрации, но, как и в случае с ожиданиями, и чувство победы не слишком возбуждает. С точки зрения казуального игрока — это, конечно, правильный размен.
Игровой каркас очень хорошо облицован — графический стиль Monument Valley на скриншотах ничего не говорит о геймплее, но в динамике ничего лучше даже представить нельзя. Архитектура с одной стороны вроде бы знакома, но как только первый кусок стены начал поворачиваться, вместе с ним перевернулось и мое представление о законах игры. А уж когда я понял, что в некоторых случаях нужно не просто что-то крутить и подставлять, а обращать внимание на перспективу, порой даже не сразу заметную…
У игры только одна проблема: всего 10 уровней, причем первые два работают как туториал, обучая управлению и вниманию. Как правило, каждый из последующих этапов — это не только небольшая, визуально отличимая от других история, но и дополнительный геймплейный нюанс.
Пройдя Monument Valley, я тут же купил добавку на еще восемь уровней (в этот раз заплатив все 66 рублей) и проглотил ее, практически не разжевывая — она тоже была переполнена новыми историями, хотя геймплей менялся уже реже. Прохождение всего комплекта заняло лишь несколько часов — но это были прекрасные, насыщенные часы.
Что тут добавить? Вот бы все мобильные игры так делали!
а по мне слишком короткая, да и вообще я был не удовлетворен. Слишком уж все просто. Мне больше нравятся игры где хотя бы минут 10 думаешь над разгадкой, но когда при этом все не сводится к перебору. Скажем Portal 2 — да, а Talos Principle — не совсем.
Но к визуальной стороне придраться невозможно, всё идеально.