Комиксы. Вокруг сплошные комиксы. Недавно оторвавшись от пародийной Freedom Force 2, я зарекся связываться с «графическими новеллами», и до полного исключения супергероев из жизни оставалось совсем чуть-чуть, но… Тут-то появился The Punisher, который вдолбил мне в голову простую истину: никакими комиксами хорошую игру не испортить.
Признаюсь честно, фильм смотрел, в игру играл (и даже когда-то в детстве на «Денди» играл в игру по самому первому фильму). И все же после просмотра The Punisher с Томом Джейном, прочтения всех материалов по The Punisher 2 и, наконец, прохождения вот этой новой игры я окончательно запутался.
А вот вы, в отличие от меня, наверняка в курсе, что некто Говард Сейнт приказал убить Фрэнка Касла и его семью в отместку за то, что тот убил его сына. Но загвоздка в том, что сын был знатным преступником, зато Касл – отважным полицейским. По какому-нибудь закону гор такая месть имела право на жизнь. По закону цивилизованному – нет. Но проблема еще и в том, что закону цивилизованному неохота разбираться, кто прав, а кто виноват, если в деле замешал сам Говард Сейнт. Поэтому некогда цивилизованный Фрэнк, ветеран вьетнамской войны, затаривается чисто мужскими игрушками и разносит к чертям собачьим всю семейку Сейнта. Однако игра совсем не об этом.
Другой отпрыск Сейнта – Джон – умудряется выжить, несмотря на то, что Фрэнк на всякий случай взорвал их дом. Взрывом Джона выносит в окно, стекло полосует ему лицо, но память ему, к сожалению, не отшибает. В общем, то ли из-за лица, то ли просто так он получает прозвище Jigsaw (мозаика) и придумывает страшную месть Фрэнку Каслу. Об этом узнают те, кто пройдут The Punisher, а также те, кому хватит терпения дождаться фильма The Punisher 2, в котором – и это точно известно – главным злодеем будет именно Jigsaw. Про читателей комиксов и не говорю – они уже давно все знают.
Начинается все очень просто – рядом со своим домом Фрэнк обнаруживает наркопритон. К наркоте у него очень неприязненное отношение (сынок Сейнта как раз на ней и погорел), к тому же в этом доме стреляют из шотганов и от этого в окошко падают всякие неудачники. Дальше магнитная катушка сюжета раскручивается, раскручивается и в итоге приводит нас к русским контрабандистам. По мнению сценариста, эти простые ребята тащат в Америку все: от проституток и наркотиков до танков и ядерных бомб – и это на одном корабле! От них цепочка идет к местному филиалу Якудза, представители которых почему-то бегают в беретах и кричат совершенно не по-японски, а уже оттуда – лично к Джону Сейнту и его гвардии.
С первых же минут игры понимаешь – разработчики ориентировались на бессмертный Max Payne (причем скорее первую часть) практически по всем статьям. Все ужимки и перекаты накачанный Фрэнк перенял у субтильного Макса. Но если у последнего артистичность соответствовала его ловкости, то смотреть, как неуклюжий Каратель перекатывается, прыгает вперед или назад, выставив оружие — попросту смешно. И все же эта нелепая картина спасает ему жизнь.
Не раз встречались случаи, когда я на последнем издыхании добирался до врага «прыжками», чтобы, наконец, схватить его. Близкий контакт с оппонентом полезен в нескольких смыслах. Если, приблизившись, нажать Q, то враг умрет быстрой, но недостойной смертью, что прибавит вам очков. Если нажать E, то Фрэнк проведет захват «под ключ», превращая врага в живой щит, из которого есть два выхода – прикончить его или допросить. Допрос дает не только ценную информацию и неисчерпаемое удовольствие от вялых угроз («Да ты че! Я сынок босса, он тебя в бетон закатает!»). Иногда он дает «флэшбэки» и очки. Но обо все этом чуть ниже.
Убив некое количество супостатов, Фрэнк получает полное право зарядиться воспоминаниями о невинно убиенных родственниках и устроить массакр в особо крупных размерах. Вооружившись двумя ножами, он с полминуты бегает в состоянии безумия, не получая ни единой царапины, но кромсая при этом всех независимо от наличия брони. Если еще и купить апгрейд на восстановление жизней, то этот хитрый прием неоднократно спасет ваши нервы. Впрочем, если учесть, что игра даже на Hard является вполне простой, то эти разы можно сосчитать по пальцам одной руки.
В принципе, никто не запрещает разбираться с врагами и на расстоянии, но кайфа от этого мало. Куда приятнее подобраться сзади, бесшумно схватить негодяя за горло и мягко стукнуть об землю, ломая позвоночник или шею. Или – обожаю этот прием! – бросить ошеломленному противнику свою пушку, чтобы он поймал ее, а пока он пытается сообразить – достать пистолет и произвести контрольный в голову. Рай для садиста! Впрочем, методы допроса хоть и поскуднее, но тоже доставляют радость: допрашиваемого бедолагу можно постучать головой об пол, слегка придушить, попугать пистолетом или просто измочалить. Самое главное – не переборщить при допросе, потому что вы не только не получите информацию, но и потеряете столь ценные очки.
Да, пора уже рассказать, что это за очки такие. За каждое убийство, спасение заложника и удачно произведенный допрос вам начисляют очки. На них можно покупать улучшения – повышенную аккуратность стрельбы, подствольный гранатомет, глушитель для некоторых видов оружия и так далее. Также количество очков влияет на качество прохождения уровня, которое заканчивается бронзовой, серебряной или золотой медалью. Награды открывают что-то вроде дополнительных миссий на территории уже пройденных уровней, что повышает геймплей в целом.
Вся эта псевдоролевушность – не просто наследие приставочных шутеров, но уже давно сложившаяся система. В GTA: San Andreas ролевые элементы заметно влияют на сложность игры, а шутер Xenus вообще возведен в рамки чистого ролевого FPS. Что касается The Punisher, то он изначально выходил на приставках, где из-за ограниченной продуктивности платформы разработчикам приходится искусственно пролонгировать геймплей всякими фенечками типа «пройди игру десять раз – получишь новый скин для персонажа» или «собери все обертки от жвачки – сможешь посмотреть на страничку из комикса». На мой скромный взгляд, такие задачи игру ничуть не украшают и только заставляют тупо повторять однообразные действия. Но это уже мое личное мнение – возможно, кого-то The Punisher зацепит по-настоящему.
Движок у игры – собственная, довольно удачная разработка Volition, скрещенная с известным ядром Havok, уважающим все законы физики. Поэтому тела вражин правильно падают с лестниц, свешивают руки с перил, отлетают от выстрела из дробовика и производят другие акробатические действия в реальном времени. Окружающая Карателя среда, как правило, является хрупкой и недолговечной, поэтому разрядить пару магазинов (чего-чего, а патронов здесь хватает) в мониторы, стеллажи, телевизоры, шкафы и другую мебель – строго разрешается. За процессом разделки врагов как-то не обращаешь внимания на качество жертв насилия, но застопорив процесс (например, во время допроса), обнаруживаешь, что все полигоны потрачены на рельефную картинку мускул Касла, потому что остальные модели выглядят… скажем так, неубедительно. Тяжелое приставочное наследие.
Звук игры – вполне на уровне. Вопли бандитов, мольбы заложников и выстрелы, выстрелы, выстрелы. Касла озвучивает лично Том Джейн, который играл его в фильме, и герой получился ровно таким, каким его ждут игроки – узнаваемым. Музыка иногда раздражает повторяющимися навязчивыми мотивчиками, а рок-композиции, звучащие лишь в нескольких местах – скудны по своему количеству.
Стилистика игры – как и комикс – типичный «нуар», только не с маниакальной депрессией, торчащей из каждого угла, а с ненавистью к преступности, слепой мести. К тому же, хоть и совершенно не в кассу, но от этого не менее весело проявляется юмор разработчиков. Диалоги персонажей даже вынесли в отдельную колонку на IMDB, что с играми там происходит редко. Встречаются и различные ссылки на те же комиксы (часто упоминается герой Daredevil, у которого свои претензии к Jigsaw), и просто пародии. Так, в одном месте, когда Фрэнк убивает какого-то якудза, другие борцы с Карателем в ужасе кричат: “Oh my god, he killed Kenji!”. Да, в 2005-м эта шутка еще не надоедает.
В итоге мы имеем не особо напряжный «слэшер» — бегай, кувыркайся, стреляй, производи всякое насилие над человеческой личностью и наслаждайся диалогами. Рекомендую тем, кто уже успел соскучиться по Max Payne, а также немногим поклонникам Enter The Matrix – вам обязательно понравится.
[…] Хороший текст про игру взглядом из 2015года. […]