Капитан Джек Воробей – безусловный герой нашего времени. Дети не хотят играть в Чапаева, Матросова или хотя бы красноармейца Сухова из «Белого солнца пустыни». Нынче в моде говорящие попугаи, жадные флибустьеры и проклятое сокровище. Но как же душа.. Неужели она осталась в «Sid Meier’s Pirates!»?
Веселый аттракцион Диснейленда, положивший начало кинотрилогии, кажется символом выражения «из грязи в князи». Ну в самом деле – разве можно предположить, что какой-то уголок огромного парка станет прообразом культурного события? Это все равно как если бы полет Гагарина вдохновил Джорджа Лукаса на создание «Звездных войн».
Да, «Пираты» — отличная фантазия, из тех, что отвлекают от проблем и стрессов. Огромные деревянные корабли, в существование которых верится с трудом. Одноглазые, одноногие и прочие пираты-инвалиды, внушающие уверенность в том, что настоящему морскому псу по плечу любое дело. Смелые и молодые пираты, берущие на абордаж судна чуть ли не в одиночку. И, разумеется, юные девы – как подарок самым настойчивым и храбрым.
Как известно отечественному геймеру, ведущие спецы по виртуальным пиратам обитают в компании «Акелла». Увы, нельзя сказать, что концепция «Корсаров» уникальна по сравнению с Pirates! Gold от Сида Мейера, однако именно московская студия создала прецедент – игру по мотивам «Пиратов Карибского моря». Разумеется, со всеми лицензиями и прочим. Из-за спешки игра получилась, мягко говоря, неудобоваримой. Но если бы разработчику дали больше времени – никто не сомневается, что кинолицензия себя оправдала бы. Хотя всякие там «Корсары 3» показали, что некоторым разработчикам следует обращать внимание в первую очередь на собственные руки.
Впрочем, вернемся к нашим пиастрам. Итак, капитан Джек Воробей, увязший по горло в запутанной истории с Дейви Джонсом, должен собрать Пиратский Совет. Для чего он – никому не известно, кроме тех, кто действительно стоит за этим событием. Кому-то очень хочется выпустить на волю Калипсо, богиню океана, воплотившуюся в теле колдуньи Вуду. Вот примерно на этом и построена игра по мотивам кинофильма «Пираты Карибского моря: На краю света».
Помните момент, когда Уилл Тернер избавляет Джека Воробья от сомнительной участи поработать ужином у туземцев? Вот с этого и начинается игра. Джек Воробей бегает по холмам и спасает свою команду. Действие плавно перемещается в город, затем в другой. Пытаясь отыскать в прямом смысле ключ к сердцу Дейви Джонса, он попадает в его Тайник, откуда выбирается только с одной целью – найти проклятое сердце. Таким образом, половина игры следует сюжету второй части кинотрилогии – «Сундук мертвеца», а другая половина повторяет события «На краю света».
Несмотря на то, что разработчиками были заявлены все трое главных героев в качестве играбельных персонажей, больше всего времени посвящено Джеку Воробью. В принципе, ничего страшного в этом нет, тем более что боевой стиль у всех пиратов абсолютно одинаков. Да и не факт, что кому-то из юных головорезов захочется ассоциировать себя с этой «женщиной на корабле», Элизабет Суонн. Каждый умеет наносить слабый удар, сильный выпад, хватать врага за грудки или, скажем, отвлекать его внимание – и все это можно комбинировать в различные цепочки, в итоге дающие сильный эффект. Более того, одно из субзаданий в каждой миссии – это совершить такую вот цепочку. Что, правда, не особо выполнимо.
Дело в том, что интерфейс игры, мягко говоря, ужасен. Три удара плюс блок равно четырем клавишам, нажимать которые необходимо в такой жуткой последовательности (а еще неплохо бы указывать направление удара стрелками), что не попасть под контрудар практически невозможно. Проблема еще и в том, что игра неохотно реагирует на нажатия – в итоге проделать даже простенькую комбинацию из четырех ударов оказывается довольно сложно. Отсюда мы имеем скучную, постоянно повторяющуюся боевую систему. Удар, еще удар, пинок, блок, удар – и так миллионы раз. Надоедает смертельно всего за час.
Правда, помимо обычных приемов есть еще и вспомогательные вещи: метательные ножи, пистолеты и фугасные заряды. Все они используются как оружие последней надежды, когда враг в большом количестве наседает, а зажимать кнопку блока рука уже устала. Увы, при себе можно иметь не больше трех экземпляров каждого из этих роялей в кустах, зато пополнять запасы легче легкого – добрая половина врагов завещает игроку ценный трофей.
Каждая миссия выглядит примерно одинаково: сначала нам подсовывают непрерываемый ролик на движке, затем бросают в гущу врагов – мол, получай наслаждение. Иногда действие перемежают интерактивным роликом (Quick Time Event, господи, как же они надоели), причем в случае неудачи придется повторять сначала не только ролик, но еще и то, что было до того – например, битву с мини-боссом. Встречаются и отдельные мини-задания вроде прохождения QTE для получения дополнительных очков и новых комбинаций, костюмчиков и прочего барахла для фанатов. Нельзя не отметить пиратский покер и пиратские же кости. Вот здесь действительно постарались – и атмосфера, и антураж подкрепляют интересные мини-игры. Хотя особой смысловой нагрузки они не несут, но приятно после двухчасового махания виртуальной шпагой напрячь реальный мозг. Мило – но не более того.
Отвратительный движок заслуживает бития сапогами по голове не только за то, что он такой неуклюжий – он жутко ограничен. Камера упорно не желает двигаться, демонстрируя только один угол зрения: можно запросто попасться в ловушку, когда кнопка «вверх» — это выход с одного экрана на второй, и в то же время, оказывается, выход со второго экрана обратно на первый. Модели, несмотря на попытки дизайнеров максимально исполнить сходство с оригиналом, выглядят как мусор, подобранный на моделлерском форуме; текстуры страшны в своем убожестве, а о динамических тенях в Карибском бассейне, наверное, узнают еще не скоро.
А вот за озвучку действительно обидно. Труд замечательных актеров, сумевших изумительно сымитировать голоса Джонни Деппа, Киры Найтли, Орландо Блюма и так далее, пропал втуне. Интонации и фирменный юмор «Пиратов» сыграли далеко не последнюю скрипку в диалогах – очень жаль, что их так мало. Музыка достаточно интерактивна, чтобы сигнализировать о тех или иных изменениях в геймплее – более того, она проистекает из официального саундтрека трилогии.
В общем и целом, Pirates of the Caribbean: At World’s End – типичный пример подхода «сделаем как в фильме», но подход этот – спустя рукава. Игра дает поиграть за всех персонажей, за которых хочется поиграть; она практически не отходит от канона; позволяет побродить по всем локациям, которые были в фильме.
Однако прочие игровые моменты грозят потопить судно еще в порту. Самая большая проблема заключается в том, что ничем интересным в игре заняться нельзя. Даже при наличии такого крутого персонажа, как Джек Воробей, и даже в такой экзотической локации, как Тортуга, игроку остается лишь следовать за стрелочкой, указующей засаду с очередными головорезами. Весь интерактив, который ему достается – это сбор предметов да участие в Quick Time Events, причем сопровождается все это монотонным тыканьем в кнопку удара. Даже если вы чисто случайно оказались фанатом трилогии «Пиратов», вам наверняка захочется пропустить эту игру. Нельзя же, в самом деле, потакать бесчеловечной жадности Disney.
Книги и фильмы о пиратских приключениях существовали задолго до сценария Pirates of the Caribbean. Один только «Остров Сокровищ» вкупе с «Одиссеей капитана Блада» по своей культурной ценности перевешивает все зарытое золото Джека Воробья. Кто из нас в детстве не мечтал стать Джимом Хокинсом, отыскивающим золото капитана Флинта? Кто не мечтал поплавать под парусом по Карибскому бассейну, посещая прославленную Тортугу, общаясь с неграмотными туземцами Кубы и грабя «пузатенькие» корветы голландцев, испанцев и прочих «властителей семи морей»?..
Увы, не в этот раз.