Отличное управление, умная и в меру случайная подача ресурсов, с десяток видов разрушительного оружия; заботливо напоминающий о ситуации сценарий, капли (ах, какой дождь идет на LV-426!), распадающиеся на конечности Чужие, трусливые во всех смыслах наемники, фансервис в каждой койке, нетривиальные перестрелки из-за укрытий – этого немного, но разве этого мало?
…я обшариваю мостик легендарного корабля «Сулако» в поисках лута и жетонов для коллекции. Осматриваю одну комнату, другую, третью. Мои напарники – два серьезных взрослых морпеха неопределенно-среднего возраста – ведут себя как расшалившаяся детвора: бодают низенькие окна, бегают по комнатам и разве что руками не размахивают. Пока я аккуратно обираю трупы наемников корпорации Weyland-Yutani, только и слышу, что звон бьющегося стекла.
Через пять минут наша троица будет рвать когти по разваливающемуся в буквальном смысле кораблю.
…мой маленький отряд бежит по коридорам, из которых со свистом улетучивается воздух – в одном из таких коридоров я обнаруживаю дверь, которая не может закрыться из-за застрявшего между створками огнетушителя. Расстреливаю огнетушитель. Дверь тут же закрывается, воздух перестает утекать. С игровой точки зрения ничего не изменилось, но почему-то я утираю лоб и перевожу дух.
Еще сцена: в грузовом отсеке идет перестрелка с наемниками. Случайно попадаю по баллону с газом, тот взрывается, часть обшивки корабля улетает в открытый космос, и всех, кто находился рядом, тут же высасывает безразличный вакуум. Нас эта участь минует: через секунду после аварии система безопасности автоматически закрывает брешь дублирующей переборкой.
В конце уровня, в посадочном трюме, мне приходится сделать три подхода, прежде чем я добегаю до нужных тумблеров, и мы, наконец, покидаем несчастный «Сулако», чтобы на честном слове и одном крыле совершить посадку на легендарной планете LV-426.
Я все это запомнил вот почему. В отличие от большинства шутеров, Aliens: Colonial Marines периодически напоминает, зачем и куда вы идете в данную минуту. Заскучать и задуматься не получается – как раз в тот момент, когда собираешься задаться вопросом типа «А где это я и что я тут забыл?», один из напарников бросает пару реплик, позволяющих вспомнить все. К счастью для всех, левел-дизайнеры мыслят коридорами, поэтому заблудиться здесь решительно невозможно. А если, наоборот, далеко забежать вперед, то приотставшие напарники телепортируются прямо к вам. Неожиданно? Это еще не все. Сквозь них в большинстве случаев можно пройти! А еще тут в трех местах есть бесконечный респавн врагов. А еще тут трупы с легким, едва слышным шипением (или показалось?) растворяются в воздухе. И графику современной не назовешь – скорее, она близка к стандартам 2006 года, когда Unreal Engine 3 лишь начинал демонстрировать свою силушку молодецкую.
Пожалуй, в этом наблюдении есть толика смысла. Изо всех слухов, что ходят обAliens: Colonial Marines, я готов безоговорочно поверить только в тот, который утверждает, будто весь «сингл» делала TimeGate Studios. Это команда, ответственная за дополнения к F.E.A.R.: Perseus Mandate и Extraction Point. Их трудно назвать гениальными, но с точки зрения ценителя шутеров они были ничуть не хуже оригинала, особенно EP. Так вот, тотальный геноцид Чужих и демонстрируемая на практике ненависть к наемникам во многом похожи на то, что я делал с солдатами-клонами компании Armacham. Aliens: Colonial Marines будто бы создана по тем же самым чертежам, покрывшимся пылью и сажей от сгоревших в индустриальном горне дизайн-документов.
Азарт. Вот как называется тот коготь, которым игра подцепляет и подносит меня к своему уродливому лицу, пытаясь рассмотреть во мне достойного кандидата на свои сомнительные прелести. О нет, я не зажимаю руками рот и не кривлюсь от вида размытых текстур – я за компьютером уже двадцать лет, видал такие пиксели, какие ей и не снились. В том числе, кстати, и в Aliens Trilogy – еще одной не очень удачной попытке привлечь внимание к творениям Гигера.
Можно ставить под сомнение любой мой аргумент, но что можно противопоставить тому факту, что я прошел Aliens: Colonial Marines дважды, и оба раза – по собственной воле? Все просто: первый раз я по привычке, от которой надеюсь когда-нибудь избавиться, выбрал обычный уровень сложности. Через два часа я понял, что совершил ошибку, но потраченного времени было жаль. Еще через три часа, выбросив Королеву Чужих за борт, я пропустил финальный ролик, стер все данные профиля, и выбрал New Game. Как и ожидалось, на 75% сложности я наконец-то начал получать удовольствие. Чужие убивали меня с трех укусов, наемники заставляли выжидать момент и перебегать между укрытиями, чтобы подобраться с зажигательной гранатой поближе, а патроны для любимого ствола стали неожиданной роскошью. Я впервые обратил внимание на то, что у меня в арсенале есть два дробовика, а не один, и что пистолет, как и прочее оружие, можно улучшать за набранные уровни.
Изменился и мой подход к челленджам – теперь это был действительно вызов. Шутка ли – завалить в рукопашном бою десять противников, да еще и не погибнуть при этом! Конечно, я мог смухлевать и выполнить это дело на Easy… но я бы просто перестал себя уважать. А в реальности я перестал пропускать список выполненных достижений, публикуемый в конце миссии. Вот теперь в нем было чем гордиться.
Начал я прислушиваться и к событиям. Если при первом прохождении меня интересовало только то, что творится со мной и моими виртуальными друзьями, то теперь я проявлял интерес и к автоответчикам и аудиодневникам. Пожалел доктора, вынужденного вскрывать собственного брата; с любопытством узнал о том, что творилось в семье Ньют перед тем, как ее родители погибли от лап ксеноморфов; послушал о бюрократических препонах, чинимых сотрудниками Weyland-Yutani. Я не фанат Aliens, и даже щит Hadley’s Hope, который в фильме можно было увидеть только в специальном издании, мне ни о чем не сказал. Мне достаточно было того уровня фансервиса, который я понял – про экзоскелеты и их свойства, про куклу Ньют, про «ничего страшного, когда я проснулась, этот недоскорпион уже был мертв». Последнее, кстати, пробрало очень мощно – я же помню, что означает мертвый лицехват, валяющийся рядом со своей жертвой, только что пришедшей в сознание…
А еще я понял, какую ошибку – самую крупную, наверное – совершили разработчики. Американские мыслители изобрели новый вид ксеноморфа с люминесцентным горбом, которым так гордился Рэнди Питчфорд на каждой презентации, однако фанатское общество этих потуг не оценило. Самый смешной файл с расширением .gif от 12-го февраля показывает, как тот самый новый монстр, ориентирующийся на звук, смешно ковыляет мимо остолбеневшего морпеха. Парадокс в том, что так оно и было задумано в A:CM – действительно, при виде этих смешных кракозябликов нужно замереть на месте и не дышать, пока те не пройдут мимо. Но фанаты вселенной Aliens, ранее никогда не сталкивавшиеся с новой разновидностью своих гладких субъектов культа, сочли увиденное на YouTube за ошибку искусственного интеллекта и заранее проставили «четыре из десяти» в своих маленьких, аккуратно разлинованных тетрадочках.
Ну, то есть, это как будто заставить Дарта Вейдера танцевать – согласитесь, ни у одного вменяемого разработчика рука не поднимется сделать такое, и ни один фанат такое не купит. Хотя… погодите-ка.
Но это действительно самое страшное, что случилось с игрой – настолько страшное, что даже я, не фанат, в какой-то мере огорчился. Вообще, после Aliens versus Predator (2010) я и не ожидал, что будут какие-то хорроры, кто-то откуда-то будет выпрыгивать, а сочащаяся кислота разъедать мне ботинки и пальцы ног. И я оказался прав в своих ожиданиях – даже на 75% сложности стая эбонитовых тварей не представляет особой угрозы. Нужно только отслеживать, чтобы они за спину не запрыгнули. В кат-сценах – а куда ж без них – алиены ведут себя по-джентльменски. На предпоследнем, довольно интенсивном этапе, они вежливо переминались с ноги на ногу, пока я неторопливо отстегивал топливные шланги, чтобы шатл мог взлететь и подавить огнем назойливых ксеноморфов. Учитывая, что это была третья и самая активная в игре точка бесконечного респавна, считаю это дизайнерское решение по-своему удачным.
Равно как полезным, пусть и очень олдскульным, считаю необходимость подбирать аптечки, броню и оружие отдельной кнопкой – как в F.E.A.R. я запоминал, где лежит невостребованная аптечка, так и здесь я старался не хватать лекарства без нужды. Правда, возвращаться на пол-уровня назад уже не требовалось, динамическая система выдачи ресурсов в Aliens: Colonial Marines знает, когда игроку нужно подсунуть новенький шлем, а когда – спасительную аптечку. С патронами халява не прокатывает, они в большинстве своем появляются случайным образом, из-за чего порой приходится переключаться на другой ствол. Как и в любом шутере, святая триада «дальность, кучность, скорострельность» образует неравносторонний треугольник, чьи вершины можно подправить апгрейдами или прямыми руками. Никто в здравом уме не станет снимать плевальщика на том конце ущелья из дробовика или стрелять в упор из снайперской винтовки. Но универсальности ради можно прокачать «снайперке» скорострельность, а дробовику – уменьшение кучности. К концу игры, если вы были достаточно дотошны в поисках аудиодневников и солдатских жетонов, можно даже открыть самые лучшие апгрейды, снимающие различные ограничения вроде короткой очереди у импульсной винтовки. Правда, к тому времени они вряд ли пригодятся, жирок-то копится.
Кроме нешуточной слаженности преследованию подлежат и челленджи. И если в сингле, найдя удачную ситуацию для задачи типа «отстрели Чужим двадцать конечностей», можно перезагружать чекпойнт до посинения, то в мультиплеере нужно и товарища прикрыть, и обеспечить выполнение условия «подлечи тяжелораненого соратника пять раз».
Зато в мультиплеере будут уместны как нигде больше! Даже самые завзятые критики игры признают, что Aliens: Colonial Marines в онлайне – достойная забава. Режимов немного, самый интересный из них – Escape. Четверка морпехов пытается последовательно переходить из комнаты в комнату, а четверо ксеноморфов должны их остановить. При этом алиены могут возрождаться, а морпехи – «оживлять» недобитых соратников. Каждый раунд игроки меняются сторонами.
Но стоит ли это все тех денег, которые просит Sega? Нет, конечно. Скорее всего, на летней распродаже в Steam ценник опустится до 330-250 рублей. В этот момент ее возьмут многие, пойдет очередной раунд нытья, но в то же время оживится и мультиплеер. Если вы хотите взять от Aliens: Colonial Marines максимум, то просто немного подождите. Но если вы вдруг страстно соскучились по шутеру старой школы – что-нибудь вроде F.E.A.R., но без slo-mo – то тут я даже спорить не буду. Берите, конечно, не пожалеете.
Рецензия была написана для журнала «Страна Игр«: http://www.gameland.ru/xbox360/aliens-colonial-marines/reviews/55719/
Если что — в 1с интерес(по крайней мере в моем городе) мне дали расширенку в нагрузку за дивайнити коммандер(для стима, всего за 26 рублей). На вопрос сколько я должен за алиенов, мне сказали — нисколько, они уже все списаны давно. Так что ловите момент