Великая французская революция стала символом грандиозных перемен, выгнавших поганой метлой все признаки отжившей старорежимной эпохи. Assassin’s Creed: Unity, словно в подражание ключевому событию мировой истории, всем своим существом показывает, что она тоже куда лучше и прекраснее предыдущих игр серий. Но, как и с Великой французской революцией, в процессе развития событий все участники разбегаются по своим углам, а миллионам наблюдателей в конце только и остается, что перешептываться: «А при короле-то лучше было».
Как бы нам самим того ни хотелось, а сравнений с ранними частями не избежать. Прыгая с крыши на крышу парижских многоквартирных домов в конце XVIII века, нет-нет да и перенесешься мысленно в Венецию или Флоренцию начала XVI, в шкуру бегающего за девками и драками Эцио Аудиторе. Схожесть ощущений подтверждается, если внимательно посмотреть на главного героя Unity, Арно Дориана – и он, и итальянец явно происходят от одного архетипа: статный молодой авантюрист, обласканный фортуной, ищет свою судьбу. И вы не поверите, какие нотки слышатся в ключевых мелодиях AC: Unity… да-да, это мелодия Йеспера Кюда, которой он ославил Assassin’s Creed 2!
Узнается и собственное убежище – кафе «Театр». Это не особняк Монтериджоне и не поместье Дэвенпорт в плане утилитарности – здесь нет никаких полезных функций, кроме сбора доходов, но это уже такой обязательный кусок фирменного геймплея, что куда ж без него? Вон, систему ресурсов и крафта выкинули, проапгрейдить кафе полностью можно вообще за один подход, и по большому счету можно вообще без него обойтись, но привычка же! Люди не поймут!
И это лишь один из примеров того, чем на самом деле является AC: Unity – кадавром, собранным из усовершенствованных кусков геймплея былых игр. Такое ощущение, будто в головном офисе Ubisoft, унюхав надвигающийся кризис серии, затребовали список ключевых особенностей всех игр с разбивкой по популярности у публики и прессы. Ну-ка, говорит мсье Гиймо, назовите мне лучшую игру серии. Ах, это Assassin’s Creed 2? Отлично, а что в ней чаще всего одобряют критики? Харизматичного героя? Историческую архитектуру? Продвинутую графику? Вы все правильно поняли, господа – за работу!
Шутки шутками, но ведь это правда – Unity может всерьез похвастать красивейшими храмами, дворцами и палатами. Не только благодаря новому крутому движку, но и мельчайшим подробностям, которые присущи игровой Бастилии, собору Парижской Богоматери или Дому Инвалидов. Неописуемая даже скриншотами красота этих мест заставляет поверить, что судьба чудесным образом занесла вас в Париж двухсотлетней давности. Контента здесь, пожалуй, поменьше, чем в Assassin’s Creed III, но французская столица, как оказалось, битком набита культурно важными элементами – уж точно не меньше, чем Венеция и Флоренция, вместе взятые. Более того, если раньше можно было войти лишь в специально построенные здания, то сейчас каждый второй дом приглашает вас внутрь гостеприимно распахнутыми окнами и дверьми.
Первое серьезное изменение вы увидите, может, и не сразу, но заметите совершенно точно. Штука такая: во всех предыдущих Assassin’s Creed в центре сюжета была криптоисторическая борьба протагониста и локальных властителей – отсюда эти постоянно нахмуренные городские стражники, мутирующие со временем в офицеров и элитных гвардейцев, необходимость взаимодействия с местным криминалитетом и прочие признаки приключений в нелегальном поле. Могущественный тиран в этих играх обязательно был заметным пассионарием (Рашид «старец Масиаф» ад-Дин Синан, Родриго и Чезаре Борджиа, Чарльз Ли, Лауреано Торрес – ну, вы поняли), которого в конце игры убивал смелый ассассин, а по официальным причинам – какой-нибудь фанатик или «по ошибке выпитый яд». В Unity этого, к сожалению, нет – а ведь казалось бы: Великая французская революция – самая главная из трех десятков французских восстаний, политических деятелей на тот момент – зачерпывай да ешь, ключевых событий – выше крыши, негодяев и кандидатов в тамплиеры – на две амбарные книги. Но нет, 80% исторического шарма плавно переезжает в суховатую энциклопедию, а в оставшихся 20% эпизодически мелькают Видок, Лавуазье, мадам Тюссо, маркиз де Сад, Наполеон с Робеспьером да пара персонажей, которых по имени узнают разве что французские отличники.
В AC: Black Flag и AC: Rogue, кстати, исторический фон тоже задвинули подальше, а объединяют все три игры отсутствие Дезмонда Майлса по уважительной причине. Быть может, завершив первую трилогию, разработчики решили, что нужно заодно и отвязаться от привычной схемы «ассассин против исторических фигур»? К тому же в Unity можно играть и безо всякого знания предыдущих частей – здесь нет никого из старой гвардии, а во вступительном ролике дают краткую вводную о том, кто вы, что вы и зачем.
Но ладно бы революция – в конце концов, есть вещи не менее важные. Как насчет рассказа? Остросюжетен ли он? Актуален ли да злободневен? Ни-фи-га.
В принципе, завязка интересная, ей бы самое место в шекспировскую рукопись (еще одно сходство с AC2): главный герой – Арно Дориан, чьего отца-ассассина убивает залетный тамплиер. Арно бы рад отомстить, но ему в ту пору всего десять лет, поэтому его тут же усыновляет… другой храмовник – Великий магистр местной ячейки Ордена, некто де ла Серр. У того есть родная дочка (тоже будущая сектантка), с которой Арно взрослеет во всех смыслах. Мотивы и расчеты Великого магистра относительно Дориана-младшего так и остаются сокрытыми от публики, потому что через несколько лет его тоже убивают, а обвиняют в содеянном оказавшегося неподалеку Арно. Юношу бросают в Бастилию, но тут наступает 18 июля 1789 года…
Дальше на протяжении тринадцати коротких глав ассассин будет бегать по революционному Парижу, настигать злодеев в трущобах и дворцах и периодически пересекаться с Элизой де ла Серр – той самой дочкой убитого темплара, которая как раз вступила в Орден. Надо заметить, что и ассассины, и тамплиеры в Unity друг о друге все прекрасно знают, но почему-то не хотят переходить к кровавой сече – видимо, уже поняли, что это бесполезно. Арно и Элиза то целуются, то враждуют, бегают по крышам и дворцам то вместе, то порознь, и лишь под конец находят общую цель. По донесениям наших разведчиков, сценаристы постоянно били себя по рукам, чтобы не скатиться в примитивный сюжетец про Ромео и Джульетту, но у них не получилось ни бодрящего боевика, ни сопливой драмы. А что еще смешнее – убийцу приемного отца Арно, конечно, найдет и заколет, а вот за родного отца ему отомстить не доведется – по крайней мере, не в этой игре. Вероятно, эту часть истории приберегли для DLC.
Вообще, складывается впечатление, что Ubisoft Montreal сознательно обескровила сюжет AC: Unity, сделав его необязательной частью игры – вроде того, что делают в последнее время разработчики Call of Duty и Battlefield. Как и в AC: Brotherhood, во главу угла ставится возня в «песочнице», и на этот раз она по богатству и насыщенности, пожалуй, сравнится с третьей частью. Основная цель беготни по Парижу – заработок предметов и денег на их покупку, хотя сюжет можно пройти и без них, поскольку всю необходимую экипировку суфлер подсунет по ходу пьесы.
Геймдизайнеры довели побочную активность до простейшего механизма. Пробегая по улице по своим важным ассассинским делам, Арно может внезапно увидеть, как два «патриота» пытаются ограбить или даже убить мелкого лавочника, заподозренного в сочувствии роялистам. Игра тут же любезно подсвечивает их с предложением убить. Два укола – и готово; появляется надпись о том, что выполнено одно из пятнадцати уличных событий. Такие «фастфудные» квесты возникают постоянно, отнимают у Дориана не больше полуминуты, а в награду за 5-10-15 и так далее добрых дел дают все возрастающие суммы денег.
С исследованием новых районов (которые можно обегать в полном объеме хоть в самом начале) открываются детективные истории – пожалуй, самые интересные занятия в AC: Unity. Арно прибывает на место преступления, знакомится с его сутью, затем опрашивает окружающих, собирает улики – порой даже по нескольким локациям – и, в конце концов, с вашей помощью определяет виновного и производит гражданский арест за вознаграждение. Даже если вы ошиблись, никаких морально-бытовых последствий не будет – просто денег меньше дадут.
На карту Парижа вынесены и точки активации совместной игры, навязывания которой мы опасались еще с первыми видеороликами. Задания в этом режиме сделаны по тому же образцу, что и обычные поручения – их все можно было бы выполнить и в одиночку. Матчмейкинг работает быстро, и даже если не находит готовых игроков, без проблем закинет вас в уже идущую сессию. У совместной игры только одна проблема – лаг в бою не позволяет нормально парировать и отскакивать. К счастью, со смертью бойца миссия не заканчивается, а павшего собрата можно вернуть к жизни, убрав необходимость бежать через всю карту с последней контрольной точки. «Кооператив» не является обязательным, но в нем можно заработать очки опыта для покупки навыков, крайне полезных в повседневной жизни ассассина, и кое-какую экипировку. Ну и ливры, конечно.
Еще один уникальный источник денег – «разломы», открывающиеся по мере прохождения сюжетной линии. Пробравшись в портал, Арно попадает в другой исторический период, где за указанное время должен собрать разбросанные по городу предметы – аналогичный режим, кстати, был в AC2, только без путешествий во времени. Разломов не очень много, они все просто исполняются, а денег приносят вполне приличных – как раз такие суммы, которые помогут уверенно встать на ноги в самом начале игры.
Главным пассивным источником денег по-прежнему работают обыск трупов и сундуки – открытые и запертые. Последние, как правило, охраняет персональная гвардия, плюс требуется навык взломщика и отмычки. Вскрытие производит мини-игра – банальная, тысячу раз виденная в других играх со взломом, да еще и не очень аккуратная. Зато «красные» сундуки в финансовом плане гораздо выгоднее прочих. А также в программе: кокарды с триколором, некий ресурс для мобильного приложения, заметки для энциклопедии, загадки Нострадамуса, а также задания от клуба ассассинов и уважаемых граждан Парижа.
В стычки с превосходящим противником внесли некоторые изменения. Никаких убийств по цепочке и однокнопочных контратак. У врагов теперь есть обозначенная сложность AI и шкала здоровья, они обожают прерывать вашу серию атак предательским ударом или выстрелом, и даже своевременное парирование не всегда спасает, приходится жертвовать шансом хорошего урона и отпрыгивать подальше от горячей точки. Тактической глубины придает укрытие по системе LKP («последняя известная позиция»), одолженное у Splinter Cell: Conviction. Увидев, что Арно скрылся где-то за зеленой оградой, стражники побегут толпиться вокруг кустов, а в это время ассассин может выйти с другой стороны и заколоть незадачливых гвардейцев.
В некоторых сюжетных заданиях нужно тщательно планировать проникновение на охраняемую территорию. В этом помогут как встроенные в сюжет средства отвлечения (даровав свободу заключенным крепости, можно зачистить двор от охраны, не запачкав собственных рук), так и личные гаджеты Арно – например, склянка с ядом служит отличным оружием массового поражения. Шутиха выманит неудобно стоящего охранника, дымовая граната позволит Дориану безболезненно заколоть парочку расчихавшихся врагов, а пистолет – ну, куда ж без него? Важное нововведение в арсенале – «призрачный клинок», пристегнутый к запястью арбалет со сменными лезвиями. Идеальное, но ограниченное по количеству зарядов оружие для упокоения на расстоянии без лишнего шума. Альтернативно арбалет стреляет психотропным снарядом, обращающим даже самого преданного своему делу офицера в берсерка, нападающего на всех подряд.
Короче говоря, наконец-то стало интересно сражаться.
Каждая игра серии Assassin’s Creed оставляет свои впечатления. AC: Unity мы запомним как эксперимент, подгрызающий столпы предыдущей трилогии и вносящие свои значительные поправки. Мы запомним ее как игру с графическим движком нового поколения – с придирчиво детализированными зданиями (говорят, Нотр-Дам де Пари обошелся Ubisoft в два года человеко-часов) и огромным количеством виртуальных людей на открытых пространствах (еще одна уникальная технология). Мы запомним ее как игру с неплохой тактической боевкой и правильным количеством гаджетов. Мы запомним ее как песочницу с жиденьким сюжетом и грузовиком побочных заданий.
Великая французская революция продлилась десять лет, сменив в процессе трех правителей. Никто не знает, в каком направлении пойдет Ubisoft в следующий раз, и когда она нащупает правильный путь, устраивающий и наших, и ваших. А сейчас, как говорит один из персонажей AC: Unity, остается только смазать жиром молоток и ждать, когда кот на нем женится.
это уже из свежего?
Нет, рецензия была написана с релизом игры, опубликована в «Игромании».