Серьезные менеджеры из Ubisoft знают толк в играх, в том числе и в летных симуляторах. Они смогли договориться с «нашими» об издании «Ил-2. Штурмовик»; вытащили на свет божий полузаброшенный Lock On: Modern Combat, попутно сделав из него конфетку; а вот с Blazing Angels крупно прокололись. Даже самые вкусные пирожные в конце концов приедаются.
Начнем с того, что Вторая Мировая – это уже не просто «баян», это моветон самого низкого пошиба. Даже самая неискушенная публика независимо от своего желания уяснила, сколько коварных японских самолетов напали на базу Перл-Харбор, где именно находится Нормандия, и через какую реку переходил советский штрафбат при защите Сталинграда. Тем не менее разработчики упорно прогоняют игрока через все известные сражения, даже не пытаясь подыскать что-нибудь новенькое (кроме разработчиков Call of Duty, которые действительно каждую серию предлагают малоизвестные битвы). А с воздушными боями вообще беда – Тихоокеанские перепалки с японцами да Битва за Британию с вариациями типа ответных атак на Мидуэй и разгром Пустынных Крыс Роммеля (хотя там авиации-то практически не было). Вот и высасывают из пальца, как умеют. Правда, это не единственная беда Blazing Angels.
«Ангелы смерти» — это не симулятор, потому что не бывает таких симуляторов, где управление можно повесить на все доступные кнопки стандартного джойпада. Это аркада, простая в освоении и легкая в прохождении. Здесь аркадой пахнет отовсюду. Повреждения самолета не влияют на его поведение — на честном слове и одном крыле можно совершать ровно те же подвиги, что и на полноценном истребителе, только-только сошедшем со стапелей авиазавода. Отдельно взятый самолет выдерживает определенное количество попаданий, после чего у игрока отнимают управление и показывают, как его аппарат красочно подтверждает открытие Ньютона. Но на этом разработчики не остановились. Самолет можно в любой момент починить прямо в воздухе, нажав комбинацию клавиш, которую рекомендует механик Джо, как правило, летящий в соседнем аэроплане. Казуальный финиш, можно опускать занавес.
Для тех, кто все еще с нами, продолжим избиение. Каждый боевой вылет вас сопровождают трое героев – хладнокровный Том, по команде прикрывающий вас от атак сзади, горячий парень Фрэнк, с огромным удовольствием расстреливающий нацистские войска, и вышеупомянутый трусоватый механик Джо, от которого в процессе битвы можно услышать лишь реплики типа «Ой, я его случайно подстрелил» или «Странно, целился в одного, а попал в другого». Так как вы – командир этой эскадрильи, то вам и отдавать приказы, причем по умолчанию они заключаются в том, что ребята летают рядом с вами да ловят мух, и пока вы не отдадите приказ открыть огонь, они и крылом не пошевелят. Самих приказов – кот наплакал. Посоветоваться с механиком на тему починки самолета, попросить Тома снять с хвоста очередного фрица да приказать Фрэнку расстрелять во-о-он тот «Мессер». Верные боевые товарищи без приказа под пули лезть не будут, так что постоянно приходится отвлекаться от сражения и нажимать эти бестолковые кнопки.
Придерживаясь модной исторической тенденции, румынские разработчики перерыли все доступные архивы и прописали в игре аж 38 реально существующих моделей самолетов времен Второй Мировой. Расстреливать «Штуки» оптом и в розницу можно с британских и американских аэропланов, которые «зарабатываются» по мере прохождения кампании. Уровни ее достаточно просты, но зачастую туманны, как Лондон во второй миссии. То ли локализация подвела, то ли разработчики не могли толком сказать, в чем заключается задание – но бывает так, что делаешь все в точности по плану, а потом получаешь надпись «Миссия провалена». Сориентироваться в пылу боя, что конкретно требуется в данный момент времени, мешает повышенное содержание свинца в воздухе и другие метеорологические условия. Приходится переигрывать и опытным путем вычислять оптимальный путь прохождения. К счастью, в миссии есть контрольные точки, позволяющие начать с того момента, когда одна эскадрилья Люфтваффе уже уничтожена, а вторая только появилась на горизонте.
Будучи игрой портированной, а оттого – ограниченной в ресурсах, Blazing Angels не блистает графикой. Она не отвратительна, но слишком бедна и, пролетая над скопищем квадратных пальм, невольно вспоминаешь текущую дату – уж не две тысячи ли это второй год? «Перл-харборские» спецэффекты с перекрестным огнем и вспышками на фоне утреннего неба выглядят действительно впечатляюще, но это единственное, что может отвлечь от сосредоточенной охоты за летающими нацистами. Претензии на реалистичную физику можно отметать сразу: ни один пилот, будучи в своем уме, не станет повторять в реальности те финты, которые стали возможны с легкой руки румынских кудесников. Задев крылом вышку, самолет не закувыркается и не рухнет со страшной обреченностью на землю – он получит свою порцию повреждений и полетит дальше. Чтобы действительно разбиться, нужно вписаться в препятствие всем своим телом, удерживаясь от шальной петли Нестерова, которую можно совершить чуть ли не в метре от земли.
Сервера пустуют – ни утром, ни вечером найти соперника или соратника в онлайне невозможно. В Европе игра вышла еще в марте, у нас стараниями «Акеллы» она появилась лишь в июле, поэтому мультиплеер, о котором западная общественность отзывалась с искренним восхищением, опробовать не удалось – «театр закрывается, нас всех тошнит». Если вам все-таки хочется устроить «догфайт» в локалке, озаботьтесь о нескольких лицензионных копиях Blazing Angels. Других шансов окупить эту разработку у Ubisoft, видимо, не нашлось.
P.S. Интересный факт: эта рецензия опубликована не была. Вместо нее редакторы, заказавшие ее, повесили вот этот текст.