Что такое полгода? Для студента – семестр, для офисного планктона – две недели отпуска, а для Transport Tycoon Deluxe – в общем-то, ничто. Ведь если за 16 лет эту игру никто не превзошел, что могли решить каких-то полгода, прошедших с анонса Cities in Motion?
Лукавство вступительного абзаца заключается в том, что Cities in Motion, ориентируясь исключительно на урбанистическое поле, не пытается перебороть «междугородный» TTD в чистом виде, однако заимствует из него гораздо больше, чем чисто пассажирские симуляторы вроде Traffic Giant. Например, сложность: первый же сценарий я проходил четыре раза! Вступительная «туториальная» миссия тупо не раскрыла основу игровой механики CiM, которая заключается в том, что один маршрут – ничто, связанные маршруты – все. И еще две тонны всяких мелочей, до которых приходилось доходить своим умом.
Как и в TTD, самым массовым и выгодным инструментом оказания услуг населению в итоге оказывается железная дорога (точнее, надземный и подземный метрополитен). Бензиновый транспорт безнадежно застревает в любой пробке, по той же причине трамваи удачно рулят лишь на бульварах и в парках, а морские и авиаперевозки встают в кругленькую и неподъемную поначалу сумму. Выйти в весомый плюс наземным транспортом невозможно чисто физически (вспоминаем дальние грузоперевозки в TTD). Но главный парадокс заключается в том, что без обслуживания автобусами-трамваями-самолетами метрополитена последний не имеет смысла – слишком уж невелик естественный приток пассажиров.
Первым делом у меня не сработала тактика забрасывания протяженных линий большим числом машин на маршруте – пробки и неудачные развязки привели к километровым хвостам из автобусов и трамваев. Потом выяснилось, что делить одну остановку с двумя маршрутами неудобно, поскольку из-за необходимости «покормить» менее популярный транспорт люди надолго зависали в ожидании заветного автобуса, копя ярость и гнев. Правда, обнаружилось, что AI прекрасно владеет таким понятием, как «пересадка», и пассажиры способны в радиусе охвата переходить от остановки к остановке (причем платить за продолжение своего пути категорически отказываются; как я их понимаю!).
Попробовал я и тактику «выжженной подземки», охватив весь город своими двухколейными щупальцами. Бесполезно. Малый объем перевозок свел проект в убыток, пришлось все-таки запускать автобусные и трамвайные рукава в наименее запруженные районы. Пусть не сразу, но это дало весомую прибыль и окупило в итоге все затраты. К тому же я стал больше похож на настоящего транспортного заправилу.
Единственное место, где разработчики дали слабину, это кредит. В TTD, помнится, тщательно обдумывался каждый заемный фунт стерлингов, потому что на него приходился такой процент, что проще не брать его вовсе. В CiM все гораздо мягче: мало того, что интерес банка пренебрежительно мал, так в него еще и входит выплата кредита! То есть, через пять лет после торжественного открытия незначительной дырки в бюджете эта самая дырка рассасывается сама собой. Кто опять пустил фантастику в симулятор?
На этом несбалансированном фоне блекнут и такие чудесные вещи, как репутация компании и заигрывание с разными слоями населения – туристы предпочитают автобусы покомфортабельнее, но когда у тебя единственная остановка в округе забивается в считанные мгновения (а вторую ставить негде – и так весь центр в пробках), на первое место выходит вместительность. С увеличением охвата теряется всякая забота о пенсионерах – конечно-конечно, им нужно срочно попасть в супермаркет, но вместо прокладки метро от пригородной деревни к местному «Ашану» по всем параметрам прибыльнее гонять старушек на перекладных. Ведь куда важнее для доходов сделать так, чтобы парк развлечений был связан с отелями, вокзалом и спальным районом, а пенсионеры с окраин – это так, сплошная благотворительность.
В сюжетной кампании (набор сценариев, как и везде) периодически возникает представитель местной власти и слезно просит помочь. Собственно, в этой помощи сюжет и заключается – выполнив все задания, мы переходим к следующей миссии. Оказывать помощь сразу после старта – глупо и вредно, поскольку чаще всего вашему вниманию предлагается откровенно убыточный проект вроде «пусти трамвайный маршрут через весь город», и предлагаемая награда редко окупает затраты. В отдельных случаях достаточно поставить две остановки, связать их друг с другом, гордо назвать эту связь «Линией №3» и пустить автобус. Забрав вознаграждение, снести остановки, продать автобус и забыть про «Линию №3» навсегда.
В отличие от, по-моему, всех предшественников в жанре, по времени Cities in Motion никого не ограничивает. Сначала нужно осмотреться, прикинуть, куда тянуть метро и как лучше окружить его автобусами и трамваями (в случае с Амстердамом – в основном речными). А уже выйдя в приличный стабильный плюс, можно и журналом задач заинтересоваться. Это первое отличие от режима песочницы, а первое – отсутствие в сэндбоксе подъемных, то есть, стартовать придется с веселого кредита. Так что Cities in Motion, несмотря на некоторые неожиданности, – это, наверное, главное «транспортно-тайкуновое» событие за последние лет пять. Вы же не воспринимаете Transport Giant и Locomotion как откровение, правда?..
Материал был опубликован в журнале «Страна Игр».