Нет смысла повторять рецензию на Wii-версию DKC Returns, поэтому доложу, на минутку высунувшись с сантиметром из ямы, которую я выкопал в поисках сравнений с оригинальной трилогией, что Donkey Kong Country Returns 3D – это идеальный порт отличного реимеджина. Плюс восемь новых уровней!
Тут даже объяснять ничего не надо. Donkey Kong Country Returns – это самая честная «девятка», которую когда-либо ставили видеоиграм. Игра настолько понятна, настолько отполирована, настолько набита контентом, настолько хорошо чередует тематические уровни с проходными, что ретрофагам вроде меня только и остается, что сравнивать ее с первоисточниками. Не придираться – это важно! – а именно сравнивать.
Я не говорю, что Данки Конг, дарящий свободу парения в воздухе, ускоренный перекат и пару дополнительных сердечек, это хуже, чем одноразовый сменщик для прыжков в длину. Просто в DKCR решили сделать по-другому, а не «как в такой-то части», и именно поэтому я назвал ее «реимеджин» (то есть, не римейк первой части, а ее как бы переосмысление). Ну подумаешь, превратили Трикси в Дидди, заменив косы на реактивный ранец, что с того…
Хотя как человеку, который познавал всю подноготную трилогии Donkey Kong Country долгими летними вечерами на даче в середине девяностых, мне есть за что покритиковать те впечатления, к которым меня подталкивает DKCR. Там, в детстве, Данки Конг – устаревшая неповоротливая развалина из примитивной первой части, DKC2 – наимощнейшая из всей трилогии (пройдена дважды на 102%!), а Дидди и Трикси – самый эффективный дуэт. Кремлинги – самые смешные противники, а Капитан К. Рул в секретном мире – идеальный мегабосс. Паук в кроссовках и зеленый попугай, плюющийся орехами – лучшие друзья Конгов, а Фанки – моднейший из неиграбельных Конгов. Никого из них, разумеется, в новой игре нет, и это меня чуть-чуть печалит.
С животными вообще все плохо – даже хуже, чем было в DKC: кроме носорога Рэмби кататься не на ком. Подводные упражнения с рыбой-меч Энгар отменили еще до релиза, попугай Сквокс низведен до статуса заэкранного помощника, а по небу вместо него обезьяны летают на неуправляемых реактивных бочках. Из-за этого дизайн уровней лишился изящности и запутанности классики вроде Bramble Scramble, да и вообще с вертикальным геймплеем тут практически не заигрывают.
Зато есть старые добрые вагонетки, эпизод с бочколабиринтом, уровень в духе второго этапа Contra и переходы на второй план с необходимостью всматриваться в экран, чтобы уберечь Данки Конга от трудноразличимых опасностей. И поиск секретов – вместо пары бонус-экранов да монетки DKC нужно отыскать 5-9 кусочков пазла, в некоторых случаях появляющиеся только после выполнения определенного действия – например, сбора всех бананов в проплывающей мимо цепочке.
Но, как я уже отметил, надо бороться с фанатом внутри себя и объективно отнестись к тому, что в новом DKC все просто по-другому. При должной фантазии можно даже неофициально назвать ее DKC 4 – ведь действительно, отсутствие Кремлингов и новые возможности Дидди как бы намекают на солнечное будущее относительно первой трилогии. Хотя бананы… слушайте, ну зачем тихоокеанским божкам залежи бананов семейства Конг? Это ж не пираты, которые из принципа все подряд тащат. Все джунгли в бананах – ходи да срывай.
На основе этой простой завязки разработчики сумели растянуть погоню на девять тематических эпизодов, которые делятся на шесть-семь уровней с боссом в конце. Последний эпизод, эксклюзивный для 3DS, становится доступен только после сбора всех секретов и прохождения восьми дополнительных уровней повышенной сложности. В общем и целом тут порядка сотни уровней, причем некоторые из них придется пройти как минимум дважды – не всегда удается собрать все секреты за один проход.
Обнаружить кусочки пазлов помогает тот самый попугай Сквокс, которого за пятнадцать монет продает дедушка Крэнки. У старикана вообще ассортимент богатый: можно накупить впрок дополнительных жизней или бонусов, с которыми уровень проходится быстрее.
Кроме бонусов пройти сложный этап поможет Супер Конг – мы уже знаем, что Nintendo последние три года пихает в свои игры вспомогательные интерфейсы. Но Супер Конг не соберет за вас слово KONG и не найдет все кусочки пазла, как вы понимаете.
Поэтому к дополнительным жизням не стоит относиться снисходительно. Уровни повышенной сложности высосали из меня в общей сложности несколько часов, фиксируя в голове порядок движений от старта до бочки, символизирующей конец этапа. И да, на последнем уровне я таки «слил» 99 жизней, учась прыгать по взрывающимся вишенкам и крутящимся бананам. Большие пальцы потом некоторое время побаливали, да и в запястье что-то ныло – в общем, делайте перерывы, друзья, пожалейте себя. Хотя вот в детстве, на даче, за джойстиком SNES…
Собственно, именно эти воспоминания останавливали меня от активации дополнительного кубика здоровья или эликсира временной неуязвимости; от запуска нового режима с какими-то там упрощениями и расширенным ассортиментом – этим пусть новички балуются. Я честно отыгрывал старый добрый Donkey Kong Country, стараясь понять и принять новых противников, новые умения (ну шлепать по земле, положим, Данки и впрямь раньше умел – но дуть?!), новые препятствия и новые бонусы. Где-то ко второму миру я действительно начал получать удовольствие, а уровень с набегающей волной – говорят, разработчики потратили на него больше всего времени – окончательно убедил меня в том, что Retro Studios и впрямь сумела оживить и поднять в воздух потрепанный флаг DKC.
Единственное, что меня напрягло – это раздувание контента на ровном месте. Ну предположим, прохождение уровней на время еще можно объяснить как отдельное блюдо для фанатов-спидраннеров. Но зеркальный режим, открывающийся с прохождением уровня 9-9, выглядит как дешевая попытка продать нам больше игрового времени – а главное, именно он является препятствием к получению 200% прохождения. С другой стороны, половина игры пришлась на поиск кусочков пазла – а это, как ни крути, полностью соответствует формуле DKC.
Я искренне надеюсь, что несмотря на то, чем сейчас занимается Retro Studios для WiiU, у нее там где-то внутри есть устная договоренность с Сигеру Миямото на реимеджин Donkey Kong Country 2. Чтобы с Дидди и Трикси, пауком в кроссовках, уровнем с краснеющей водой, полетом на попугае по осиному улью, Фанки в роли перевозчика; и я даже согласен на возвращение Тики в роли похитителей бананов – хрен с ними, проживу без кремлингов, лишь бы только игра называлась Donkey Kong Country Returns 2!