Платформерское лобби, традиционно сильное на портативных игровых устройствах, в прошлом году активности не проявило. NSMB2 оказалась «крепким середнячком», а Paper Mario и Rayman Origins не сделали существенного вклада в свои серии. Зато это получилось у портативной Epic Mickey, которая выудила полезные вещества сразу из двух источников: двух- и двадцатидвухлетней давности.
Диснеевская анимация уже давно представляет собой не знак качества или школу рисования, а целое культурное явление. Отрисовка, раскадровка, даже самоплагиат – перепутать с другими студиями просто невозможно. Экспансия на компьютеры и домашние консоли проходила под теми же флагами: визуальные решения в играх «от Диснея» почти никогда не были предметом критики. Я тут на соседних страницах рассыпался в похвалах новому «Профессору Лейтону», мол, это самое крутое 3D на 3DS. Так вот, Power of Illusion – это самое крутое 2D на 3DS. Без шуток и скидок, тут каждый пиксель на своем месте.
Точно с таким же блеском и шиком открыла шестнадцатибитную эпоху игра Castle of Illusion: Starring Mickey Mouse. Бессменный герой империи Диснея путешествовал по концептуальным комнатам замка, скакал попой по врагам и метал в них яблоки. В конце каждого из пяти уровней мышонок повергал босса и забирал у него драгоценный камень, а перед самыми титрами удручал своими ягодицами злобную колдунью Мизрабель.
Спустя двадцать с лишним лет история повторяется: Микки Маус вновь попадает в Замок Иллюзий, в котором он должен преодолеть все препятствия и спасти свою подружку Минни из костистых лап ведьмы. На этот раз он вооружен не только стальной задницей: в его распоряжении есть специальный вихрь для борьбы на коротких дистанциях, два вида краски для метания и особые призывы.
Заголовок Epic Mickey, впервые появившийся на экранах два года назад, прикручен не только для проведения ассоциаций с основной серией от Уоррена Спектора. Микки попадает в новый Замок Иллюзий прямиком из Пустоши в компании со своим предтечей Освальдом, кроме того, краски нужны не только для стрельбы по сказочным персонажам: с их помощью ушастый художник дорисовывает недостающие предметы или, наоборот, растворяет их прямо внутри уровня.
На раскрасочно-закрасочном геймплее, собственно, и базируется основная платформерная инновация Power of Illusion: пририсовав королевский жезл над акулой-охотницей, Микки сможет выбить из опасного врага драгоценное «сердечко»; растворив платформу, выстрелом из пушки попадет в труднодоступное место и получит важный бонус. Это я только вкратце описал, на самом деле там много нюансов, главный из которых заключается в том, что с Epic Mickey: Power of Illusion не очень удобно ехать в метро – играть джойстиком и кнопками и одновременно держать стилус под рукой (например, свободными пальцами) получается только у граждан с хорошо прокачанной ловкостью. Валяться на диване, спрятав стилус в складках живота одежды – наш выбор!
Так вот, Замок Иллюзий. Каждая часть этого гостеприимного сооружения посвящена одному из трех мультфильмов – мое внимание, в частности, привлекла вторая глава, целиком проходящая в Аграбе и Пещере чудес из Disney’s Aladdin. Благодаря хорошему знакомству как с первоисточником, так и с соответствующими двухмерными играми, я смог по достоинству оценить аккуратность разработчиков, бережно перенесших в свою игру все, кроме музыки (лицензии не было? Безумно жаль). Картинка – шик, анимации – блеск.
Знакомые герои оживали у меня на глазах, благодаря автору диалогов, который сумел написать реплики в характерных, с детства знакомых интонациях. Джафар говорит именно так, как он говорил бы в оригинальном мультфильме, а Джин сыпет такими шуточками, что я невольно проговаривал их про себя голосом Робина Уильямса!
Стилистика важна еще и потому, что тут много текстового общения. Путешествуя по замку, Микки встречает не только непосредственных персонажей, относящихся к теме уровня (помимо «Аладдина» это еще «Питер Пэн» и «Русалочка»), но и прочих героев диснеевских анимаций разных лет, от Белоснежки до Рапунцель. Эта концепция чем-то напоминает Mickey Mania, но на самом деле нет, потому что хронологическая последовательность в чередовании этапов Power of Illusion отсутствует.
Каждый спасенный Микки Маусом персонаж поселяется в комнате в особой Крепости, где Освальд и компания ведут подготовку к разрушению чар Мизрабель. У героев (23 штуки!) всегда найдется в запасе какое-нибудь задание, которым они делятся с Микки после короткого диалога. Гуфи требуется лестница, чтобы починить домик, Питеру Пэну нужно покрепче пришить свою тень, чернокожая официантка Тиана (из «Принцессы и лягушки») хочет открыть ресторан, поскучневший Джафар просит отыскать верного Яго, Алисе не хватает набора посуды для чаепития…
Да, кстати, считается, что все участники полнометражных мультфильмов как бы вырваны из своих картин до их окончания, и еще не очень подозревают, что их ждет. Учитывая, что чаще всего задания дают диснеевские принцессы, очень забавно читать их диалоги, в которых они высказывают свои мысли и мечты, о реализации которых мы на самом-то деле уже знаем.
В результате выполнения квеста Микки получает местную валюту или апгрейд: новую суперсилу, дополнительное укрепление задницы, повышение мощности стрельбы, увеличение запаса жизни, краски или растворителя. Кроме этого обрадованный персонаж моментально улучшает обстановку в своей комнате, приближая ее еще на шаг к идеалу. Микки тоже может помочь ему в этом деле: звезды апгрейда выдаются за первое прохождение каждого из одиннадцати этапов, а также продаются лукавым торгашом из Аграбы (для этого надо отыскать его на одном из уровней второй главы).
Без апгрейдов тут вообще никуда, сложность растет с каждым уровнем – неторопливо, зато очень уверенно. Если первые этапы на крышах викторианского Лондона пробегаются за три минуты, то на полное освоение подводных камней «русалочьих» уровней могут уйти в буквальном смысле часы. Финальное сражение с Мизрабель не очень сложное и совершенно не зависит от случайностей, но оно сконструировано таким образом, что для его прохождения нужна или отработанная ловкость вкупе с ритмом, или хорошо прокачанный восьмидесятипятилетний мышонок. Приобщиться к манчкинизму можно вскоре после начала игры – отыскав Скруджа Макдака на первом этапе, не поленитесь выполнить его цепочку квестов, что приведет к открытию лавки с апгрейдами.
Единственный серьезный минус игры связан с недостатком контента. Разработчики здраво рассудили, что если они не замотивируют игрока по пять раз проходить один и тот же уровень, то пойдут жалобы о том, что это игра на три часа, верните мои деньги (впрочем, все равно идут). Поэтому все задания от персонажей отправляют в один из освоенных ранее этапов – как правило, нужно осмотреть все уголки уже знакомого уровня и заприметить появившийся там сундук или второстепенного персонажа вроде краба Себастиана или Семерых гномов.
С одной стороны, это кажется дешевым решением проблемы, а с другой… Почему-то мне вспомнилось мое детство двадцатилетней давности, когда мы Castle of Illusion с ее несчастными пятью уровнями осваивали долгими осенними вечерами, потому что сохранений не было, апгрейдов не было, и еще надо было помнить, где лежат звезды и дополнительные жизни на каждом этапе…
Вот всем бы так.