Есть простые вещи, что гениальнее самых сложных. Никакая лихо закрученная история или сериал о шести сезонах не сравнится с красотой фрактала, звучанием «Лунной сонаты» и теплотой человеческого тела – особенно в тот момент, когда их так не хватает. Создать простую, но гениальную вещь очень сложно – это, без преувеличения, целое искусство, но даже самому искусному произведению требуется немного хорошего ремесленного качества.
Речь идет не об очередном инди-продукте с заманчивым нарративом или норштейновской анимацией. Наоборот, вводные данные отчаянно сигнализируют о том, что God Mode следует обходить стороной. Судите сами: средней популярности отечественные разработчики берут свой собственный шутер десятилетней давности (который и сам был клоном популярной игры), улучшают исходную картинку со стандартов 2003-го до стандартов 2009-го, отказываются от однопользовательской части и выпускают скромный кооперативный шутер с пятью картами, каждую из которых можно пройти за полчаса. Уж не халтура ли это?
И да, и нет. Перевод трехмерных моделей в новый формат с навешиванием текстур высокого разрешения – это военная хитрость и экономия, которую вроде как мало кто заметит. Да и дизайн уровней, позаимствованный у той же Will Rock, изначально слишком прост, чтобы обвинять его создателей в самоповторе. Однако помимо заимствований в God Mode есть немало интересного.
Жанровая принадлежность игры – кооперативный шутер, близкий по духу к Left 4 Dead и соответствующим режимам Far Cry 3 и Gears of War. Квартет персонифицированных моделей с пушками входит на арену (коридор, лестницу, мост – а иногда и все вместе), портал за ними угрожающе краснеет, а изо всех щелей начинают лезть скелеты, минотавры, циклопы и прочие элементы древнегреческой мифологии. Собственно, дело происходит в Аиде – «это такой ад в тоге», как любезно сообщает местный комментатор. Он единственный неигровой (а также невидимый, и неосязаемый, но очень хорошо слышимый) персонаж God Mode. К томному голосу нелегко привыкнуть, зато потом его анонсы встречаешь с рефлекторной улыбкой.
Так вот, задача боевых товарищей – расстрелять все волны монстров, пройти несколько комнат и убить босса. Единственное препятствие – ограниченное уровнем сложности количество жизней. Баланс в этом отношении соблюден хорошо: на Bronze можно практически любую карту пройти самостоятельно (крайне скучное занятие); Silver – с напарником, а лучше двумя; Gold – только в укомплектованной компании, желательно с голосовым общением.
В игру, кстати, уже встроен войс-чат, но на момент выхода он был возмутительно убог. Зачищая царство Аида со случайными людьми, мне порой приходилось отключать звук вообще, потому что «замолчать» напарников в игре нельзя, а слушать чью-то немецкую порнушку на заднем плане категорически не хотелось.
Главное отличие, из-за которого God Mode нельзя назвать унылым клоном кооператива Far Cry 3, заключается в том, что каждый бой неповторим. При входе на новую арену бойцам выпадает случайное «испытание веры». Например, враги могут стать выше и сильнее. Или ниже и слабее. Или ваше здоровье начнет самостоятельно таять. Или противник начнет взрываться ядом при смерти. Каждое условие может сильно поменять тактический рисунок боя, особенно когда речь идет о высоком уровне сложности. Оказаться с одним напарником на «серебре» в финальной схватке с «испытанием», которое убирает с уровня все бонусы, – это серьезный вызов удаче.
Но награда обязательно найдет героя. По окончании марафона все переносятся в комнату, ежесекундно рожающую золотые монетки. На этом этапе разрешен «дружественный огонь», и случайные попутчики нередко устраивают бойню за право собрать двойную медальку. Впрочем, большинство встреченных мной игроков явно знакомы с дилеммой заключенного, и обычно мы не мешаем друг другу набивать карманы. По окончании приступа жадности наступает очередь тратить заработанное – на покупку нового оружия или апгрейд старого, на новую внешность и расцветку брюк.
Разработчикам удалось сохранить баланс между вещами ненужными и важными. Простота God Mode привлекает сильнее, чем какой-нибудь сессионный шутер, в котором нужно постоянно помнить характер каждого ствола и мучительно выбирать расцветку шапки из полусотни вариантов. К сожалению, игру подводит характерная наследственность. Можно создать свой сервер, но подключиться к нему допустимо лишь по приглашению – нет ни публичных анонсов как в старые добрые времена, ни лобби, где можно было бы выбрать уровень сложности, карту и команду по душе.
Кроме того у GM серьезная ценовая заявка – западные игроки на полном серьезе благодарят Atlus за десяти- (XBLA, PSN) и двадцатибаксовую (Steam) игру, наши же геймеры 400 рублей тратить на неведомую зверушку никак не желают. У God Mode нет и групповой скидки, которую предоставляют некоторые издатели игр с упором на кооперативный режим. Еще у некоторых игра напрочь отказывается запускаться, но это крайне редкий случай. Тем более что питерцы понимают суть проблемы и работают над патчем. Наконец, не хватает каких-то совершенно несложных вещей, способных продлить удовольствие и дать стимул к совершенствованию – хотя бы банальной таблицы очков и регистрации команд.
God Mode не сияет, но у нее остаются шансы встать на одну цифровую полочку с Left 4 Dead. Все, что для этого нужно – несколько решительных шагов со стороны разработчика и издателя. А пока – держитесь, ребята, подальше от Аида.