Разработчики эксплуатируют тему Второй Мировой примерно с тех же времен, когда люди впервые начали программировать игры. Но лишь к 1999 году дизайнеры пришли к мысли о том, что шутер по этой ужасной, но, к сожалению, реальной войне, может состоять не только из тонн свинца и миллионов трупов, но и настоящего Сюжета и Атмосферы.
Правда, и разработчики то были не простые. DreamWorks Interactive была основана в 1995 году известным режиссером Стивеном Спилбергом. Тем самым, повернутым на динозаврах (что вылилось в очень нетипичный, но провальный проект Tresspasser) и археологии в лице Индианы Джонса. После оглушительного успеха своего эпика Saving Private Ryan (1998) Спилберг приказал начать разработку игры по событиям Второй Мировой, благо под рукой был капитан Дейл Дай, который консультировал и фильм. Почва под ногами проекта твердела с каждой минутой.
На Sony Playstation к тому времени вышло не так много шутеров от первого лица, поскольку возможности консоли не позволяли разгуляться на всю катушку. Зато на игровой приставке следующего поколения как раз вышел GoldenEye 007, на который тут же сориентировались разработчики из DreamWorks Interactive. Игра про Вторую Мировую сразу дала понять, что она – не обычный отстрел всего, что движется, а еще и на своего рода stealth-экшн. Так, например, в Medal of Honor (1999) можно было переодеться в форму нацистского офицера и спокойно расхаживать по вражескому штабу, собирая важные документы, используя пропуска, отключая сигнализацию и так далее. Исполнял эту роль офицер Департамента Секретной Службы (предтеча ЦРУ) по имени Джимми Паттерсон.
Вслед за первой игрой вышел спин-офф под названием Medal of Honor: Underground (2000). В нем первое лицо принадлежит Манон Батист, которую можно было встретить в оригинальном MoH в качестве второстепенного персонажа. Ничего выдающегося в недосиквеле не было, если не считать слегка улучшенного AI.
После определенного успеха на PlayStation издательство Electronic Arts приняло судьбоносное решение разнести проект по платформам нового поколения. Все той же DreamWorks Interactive было поручено воссоздать Medal of Honor для неразлучной троицы «PlayStation2 – Game Cube – Xbox»; подряд на версию для PC получила малоизвестная к тому моменту 2015, inc.
Medal of Honor: Frontline (2002), вышедшая на трех консолях, не совершила никаких революций ни в жанре, ни в серии. Это был еще один шутер с тем же главным героем – Джимми Паттерсоном. Зато наконец-то пригодилось наследие Стивена Спилберга. Первый эпизод в точности повторяет высадку в Нормандии из «Спасения рядового Райана»: транспорты мчатся к изрытому берегу, рядом взрываются лодки, Джимми выбрасывает взрывной волной в воду, немецкие пули добивают отряд под водой – в общем, страх и ужас. Для пущего эффекта присутствия игроку разрешают повертеть головой, но вмешаться в скриптовый сюжет нельзя. Было очень страшно, но жутко атмосферно.
Незадолго до мультиконсольной версии MoH свет увидел Medal of Honor: Allied Assault (2002). Вообще, странно, что крупное издательство решило не концентрироваться на порядковых номерах. Серии MoH друг от друга можно отличить разве что по дате выхода и платформе. А уж двойное название для PC-проекта, что обычно ассоциируется с дополнениями или претенциозными играми начала 90-х, было бы совершенно неприемлемо. Впрочем, это уже проблемы маркетинга.
Зато продюсеры отлично выполнили свою работу. Студия 2015, которая еще до того была связана контрактом с EA, готовила тестовый проект на движке Quake III. Представителям издательства понравилась работа, выполненная программистами и дизайнерами студии; к тому же не один человек рекомендовал эту команду, так что сомнений не оставалось: именно эти ребята воплотят Medal of Honor на PC.
И действительно, у них получилось очень хорошо. Medal of Honor: Allied Assault заграбастала свою кучу наград на различных выставках, от множества журналов и онлайновой прессы. Еще до выхода игры журналисты поражались скриншотам в невероятном разрешении 1600х1200, что, казалось бы, на движке Quake III практически неподъемно. Позже все убедились, что очень даже возможно – была бы машинка пошустрее.
Как и MoH:F, игра была построена на многострадальной высадке в Нормандии со всеми драматическими элементами по Спилбергу. Помимо этого лейтенанту Майку Пауэллу предстояло пробежаться по Алжиру и Норвегии, выполняя различные миссии, включая крупномасштабные отстрелы наглых фрицев, спасение товарищей по взводу и другие увлекательные приключения.
Эстафету вновь подхватила DreamWorks Interactive, которая была наконец-то куплена Electronic Arts и объединена с другими разработчиками в студию Electronic Arts Los Angeles. В адд-оне Medal of Honor: Spearhead (2002) игрок выступил в роли сержанта Джека Барнса, который умудрился посетить аж три фронта: вездесущую Нормандию в качестве десантника знаменитой 101-й дивизии; битву при Балге в роли защитника Арденн; взятие Берлина в образе сотрудничающего с Красной Армией офицера. Кстати, озвучивал этого уникального персонажа известный актер Гэри Олдман (примечание из 2016-го: так вот откуда у Резнова ноги растут!).
Второе дополнение под названием Medal of Honor: Breakthrough (2003) разрабатывала студия TKO Software, которая на днях, кстати, была полностью расформирована. Акценты сместились в сторону Италии. От перевала Кассерин в Северной Африке главный герой Джон Бейкер попадал прямиком в захват Союзниками Сицилии, а затем продвигался в Мессину, выполняя задания на итальянском берегу. Адд-он был довольно бледненький, хотя и позволял покататься на танке. Общая атмосфера игры была уже не такой кинематографичной, она не обволакивала игрока, а буквально орала в ухо: «Чувак, расслабься, ты просто наслаждаешься мною!». Расслабиться при таком прессинге было, мягко говоря, сложно.
Примерно к этому же времени EALA закончила Medal of Honor: Rising Sun (2003) – третье пришествие популярного сериала на приставки. К сожалению, дизайнеры употребляли не тот продукт, который следовало, поэтому история капрала Джозефа Гриффина, спасшегося из ада Перл-Харбора и отправившегося в военный тур по Филиппинам, Гвадалканалу и Сингапуру в поисках Золота Ямашиты, попахивает очень токсично.
Если кто не в курсе: во время войны японцы захватили золотой запас нескольких стран Восточной и Юго-Восточной Азии, собрали награбленное в одну кучу и попытались вывезти его в Японию. Однако союзнические войска так сильно надавили на японский флот, что генералу Томоюки Ямашита, сопровождающему ценный груз, пришлось закопать сокровища в районе Филиппин в надежде откопать его после войны. Но все имевшие отношение к Золоту Ямашиты были казнены или убиты сразу после Второй Мировой, так что археологи ищут этот клад и по сию пору.
Вам не кажется, что этот сюжет мало соотносится с тем образчиком мастерства, который нам продемонстрировали в MoH: Allied Assault? А ведь EALA планировала еще одну игру, с братом Джо Гриффина в главной роли – к счастью, проект был отменен.
Как вы уже наверняка заметили, многие игры серии Medal of Honor, пусть даже и выходящие на разных платформах, во многом повторяют друг друга. Иногда даже вплоть до места событий — см. многострадальный пляж Омаха. Medal of Honor: Pacific Assault (2005), вышедший в начале прошлого года постигла та же участь: первый уровень в Перл-Харборе и последующая высадка в Гвадалканале напомнили безалаберный MoH: Rising Sun. При этом новый движок невозмутимо попросил себе процессор в 1.5 ГГц и видеокарту, совместимую с DirectX 8.1 – и это только минимальные условия. Даже сейчас на high-end компьютерах запустить игру с максимальными настройками – получить гарантированные тормоза и падение FPS по любому мало-мальскому поводу.
Сама же игра была неоправданно сложна, ни в одной серии MoH не было такого жуткого разброса ситуаций: в одной сцене при удачном стечении обстоятельств вас могли убить с одного выстрела или же вы случайно могли положить всех японцев до того, как они вас заметят. А уж миссии на истребителе наверняка запомнились каждому из-за количества сохранений и загрузок! Впрочем, геймеры плевать хотели на все трудности и водили рядового Томми Конлина по всем закоулкам Тихого океана, не ропща на судьбу-злодейку.
Последняя к данному моменту игра серии, Medal of Honor: European Assault (2005), вышла на все том же консольном триумвирате в прошлом июне. Вернувшись к истокам, разработчики из EALA придумали для нас лейтенанта Уильяма Холта из Секретной Службы. Ему предстоит пройти аж четыре театра боевых действий: Францию (к счастью, не Нормандию), Северную Африку, СССР и Бельгию. Миссии, которые он выполняет, попахивают каким-нибудь Return to Castle Wolfenstein – то бравый лейтенант взрывает прототипы ракет V-2, то крадет из-под носа советских офицеров немецкие документы по разработке опасного вируса; в заключение же он уничтожает сумасшедшего нацистского профессора и прототип атомной бомбы. И это, граждане, тотальный финиш.
Не оказались обойдены вниманием и «младшие товарищи» — в частности, экзотическая платформа Apple Macintosh, на которой вышел MoH: Allied Assault со своими адд-онами. На GameBoy Advance вышел Medal of Honor: Underground (2002) – порт оригинальной игры и уникальная по своей сути Medal of Honor: Infiltrator (2003), которая была вовсе не FPS, а милая аркада с видом сверху и дополнительными режимами: stealth-миссии и отстрел фрицев а-ля тир. Последняя к тому же линковалась к MoH: Rising Sun в версии для GameCube – совершенно непонятно зачем.
Так в чем же успех популярности Medal of Honor? Казалось бы, обычный шутер с кучей средненьких дополнений и сиквелов, основанный на реальных военных операций и битвах, но с диким количеством отсебятины и попыткой внедрить в игру плохую фантастику. На деле же триумф заключается в деталях. D-Day, показанный в «Спасти рядового Райана», в Medal of Honor выглядит точно так же; кажется, будто в гущу пуль бежит не безликий офицер, а капитан Миллер в исполнении Тома Хэнкса; и это не ребята из саперного взвода подкладывают динамит под укрепления фрицев, а ты сам. Атмосфера – вот что делает Medal of Honor заслуживающей всех этих наград, медалей и статуэток. Далеко не один журналист успел пошутить насчет того, что скоро у «Оскара» появится еще одна номинация: лучшая режиссура видеоигры. И MoH – яркий признак того, как надо делать игры, чтобы у «Оскара» действительно появилась эта номинация.
Герои, конечно, как были фикцией, так ей и останутся, но соблюдается хотя бы аутентичность происходящего. Остается надеяться, что отсутствие идей все-таки не скажется на общем качестве серии, иначе ее не спасет даже гениальная режиссура, которую игровой индустрии подарил один бородатый любитель археологии и динозавров.
(2016) P.S. За прошедшие десять лет Medal of Honor так и не смог реабилитировать свое доброе имя. Medal of Honor: Airborne (2007) отказался от фантастических элементов, но в целом оказался слабой игрой. Перезапуск Medal of Honor (2010) и его сиквел MoH: Warfighter (2012) вновь сделали упор на нарратив и атмосферу, но, опять же, не смогли сделать нам интересно; к тому же EA приходилось конкурировать с собственными Battlefield, а в особенности спин-оффом Bad Company, который и сюжетно, и геймплейно на голову выше последних Medal of Honor. Непонятно, что будет с этой историей дальше — возможно, еще года через три-четыре нас ждет очередная попытка возродить жанр «сюжетный шутер». Но я бы лучше ждал этого от каких-нибудь других разработчиков.
(XS Magzazine #01 ‘2006)