Волна «песочниц» последнего десятилетия наконец-то схлынула, оставив на затоптанной полянке только тех, кто подписал контракт на сиквел. Just Cause 2 – отличный образец вещи в себе, которая плевать хотела на кинематографичность Mafia, брутальность GTA и более 7000 квестов World of Warcraft. Игра не напрягает ни единым моментом, ежеминутно предлагая красивые просторы тропического пояса Земли и персональный простор для локальных разрушений со взрывами и спецэффектами. Расстреляйте здесь все!
Все игры-«песочницы» делятся на две части: одна группа ведет игрока по сюжету, предлагая уникальный, но одноразовый экспириенс нон-стоп; другая оставляет его наедине с миром однообразных «развлечений». Привести их к единому знаменателю или сделать что-то по-настоящему уникальное до сих пор не удавалось никому.
Проблема была известна с самого начала: персонаж сильно ограничен рамками игровых условностей. Во-первых, он, как правило, человек – следовательно, не может самостоятельно летать, телепортироваться, перемещать предметы по воздуху или превращаться в жидкость и проникать в любую точку пространства. Во-вторых, даже если это человек-паук, в теории способный запрыгнуть выше радуги, разработчики вынуждены сделать так, чтобы его потолком была крыша небоскреба, а не открытый космос. Ну и в-третьих, это попросту нелогично – давать игроку свободу. Что он с ней делать-то будет?
И тут выясняется, что разработчики из Avalanche Studios нащупали ту самую схему, благодаря которой любая игра, намеревающаяся поделить одну полку с GTA IV, исполнит свои мечты. В JC 2 нет строго выверенной драматичной сюжетной линии, с нанизанными на нее заданиями, но нет и обескураживающего геймплея из серии «дали пистолет – крутись как хочешь».
Свобода передвижения выстроена таким образом, что куда бы ни пошел или полетел игрок, он везде найдет, чем ему заняться. Из любопытства взобрался на гору, и с разгона спрыгнул с нее на верном броневике? Умничка, не забудь после приземления оглянуться – за деревьями наверняка спрятался нефтеперерабатывающий завод, который ты еще не отвоевал у местных властей. Собрался выполнять Очень Важную Миссию? Снеси заодно пару дымовых труб, они там неподалеку. Не хочется свободы, а хочется цели? Не вопрос, смотри карту и самостоятельно выбирай развлечение по вкусу, благо выбрать всегда есть из чего. Тут самое главное – осторожность и самоконтроль; в попытке «собрать все ачивки» можно ненароком обнаружить себя где-нибудь в следующем году (я, кстати, в итоге так и поступил — прим. ред).
Предлагаемый сценарий не оставляет сомнений в существовании уникального шведского комплекса, который уже показал себя в Battlefield Bad Company 2. Как известно, у мировой общественности за последние лет пятьдесят сложилось гротескное мнение о США как о державе с замашками глобального жандарма. Мол, они всюду суют свой нос, имеют нелегитимные интересы чуть ли не в каждом нефтяном месторождении Земли, пачками рассылают шпионов по странам-партнерам и вообще ведут себя потребительски. А еще они все толстые, потому что жрут фастфуд.
Этот стереотип примерно равен заявлению о том, что Россия мечтает показать миру кузькину мать медведями с балалайкой и водкой или тому, что Китай желает перекрасить в красный цвет все цивилизованное население планеты, пристрастив его к рисовой похлебке и рабскому труду. Про Северную Корею в рамках данного материала говорить и вовсе неприлично.
Разработчики Just Cause 2 не лишены пристрастия к клюкве, поэтому пользуют все эти стереотипы на полную катушку: в игре есть и воинственный russki с персональным БТР и прилагающимся к нему грузовым вертолетом, также нашлось место для одноглазого коммуниста с мощными фейерверками за пазухой, а третьим в эту компанию вписался генерал-садист из Японии.
Все они, конечно, красавцы, вот только один момент выдается из общей канвы: несмотря на свою вычурность, персонажи эти – откровенно проходные. Они появляются ровно на пять минут, чтобы выкрикнуть пару шовинистических реплик и отдать концы под ураганным огнем Рико Родригеса (это главный герой, если что). Гораздо большую роль играет их гибель, интересным образом расширяющая повествование. Столь же мастерски и презрительно сценаристы обходятся и с прочими героями – несмотря на откровенную трешовость сюжета в целом, концовка изрядно веселит, при этом аккуратно зашивая логические дыры, что беспокойно мельтешат где-то в глубине сознания.
Короче, сюжет тут клевый, но особо задумываться над ним смысла нет.
Территория республики Панау просто огромна, и даже если оседлать реактивный самолет, все равно понадобится с полчаса, чтобы заглянуть в каждый уголок острова. А уж если отправиться в путь пешком – это точно работа на долгие часы, если не сутки. Но путешествие будет вознаграждено сторицей: стандартный набор климатических зон (пустыня, снежные горы, тропические болота, урбанистический пейзаж и так далее) битком набит разного рода поселениями, бонусами, уникальными объектами и соревнованиями. Очень сложно пройти метров двести и не заметить что-нибудь, что прибавит пару сотых процента к прохождению игры.
Основное занятие Рико в свободное от приключений время – захват локаций (военные базы, аэропорты, городки, деревни). Парни из «Лавины» учли ошибки первой Just Cause, и теперь каждый новый штурм выглядит иначе, чем предыдущий. Ключ к победе куется сбором сундучков с бонусами и разрушением всяких объектов, принайтованных к местности. Собрав все бонусы и взорвав все башни, генераторы, зенитки и прочие военные инсталляции, потратив при этом от одной минуты до получаса, игрок наконец увидит заветное: «Поздравляем! Поселение захвачено!». А в уголке слева сверху появится еще одно неприметное сообщение: «Локаций захвачено: 1 из 368».
СКОЛЬКО?! Я когда первый раз эту надпись увидел, тоже глубоко так в кресле просел и пот со лба с некоторым трудом смахнул. Но потом на меня подействовал вышеописанный принцип «приключение само тебя найдет», и ничего – втянулся. Да так, что мимо тещиного дома без шуток не хожу принципиально – либо бонус подберу, либо водосборник обрушу.
Однако и Темная сторона Силы не дремлет: некоторые локации укомплектованы столь хитро, что поиски одного-единственного недобитого электрогенератора на застроенном клочке в десять соток обнаруживают во мне такое количество нецензурной лексики, аж ругаться расхочется. И что характерно, пока не найдутся эти жалкие два процента, от несчастной базы я не отойду ни на шаг.
Проклятый перфекционизм.
Любой полицейский, бандит или контрактник панайской армии умеет пользоваться укрытиями, швырять взрывчатку с целью отсечь Рико пути к отступлению (нет, правда, никогда граната не падала мне точно под ноги) и даже звать подмогу. Я впервые вижу таких серьезных терминаторов в массовке. Если и тупят – то по мелочи, например, потому что маятник качать не умеют, плохая у них военная подготовка. Единственное, чему вояк не научили программисты – видимо, геймдизайнеры особо попросили – это чтобы они перед отступлением или гибелью бегали по округе и «сжирали» все патроны и аптечки, не оставляя их американскому шпиону. Лишь однажды на моих глазах враг восстановил здоровье зеленой коробчонкой с белым крестом – но это было исключительно благодаря сюжетному скрипту, что как бы символизирует.
А погони тут какие!.. Везу я, значит, по автобану очередного диссидента в аэропорт, как вдруг из-за угла появляется джип. Ему необязательно ехать по прямой или оставаться в пределах трассы – он даже может объехать с обочины, чтобы стрелок попадал не по машине, а по мне. Мотоциклисты, например, так частенько поступают. Вся зрелищность делается не заранее заданным скриптом, а средствами по умолчанию: все эти перевороты, взрывы, падения, автокатастрофы происходят совершенно натурально. Одна и та же погоня может различаться даже не в деталях, а кардинально. К счастью, сложность JC 2 не дает повода выругаться в особо невезучем случае.
В походный набор джентльмена влезает только одна большая пушка и пара стволов поменьше, однако от мучительного выбора нас избавили по старинному рецепту. Каждая одежка хороша впору (или в упор, если речь о шотгане): издали неплохо работает снайперка, для охоты на редкого противника нет ничего лучше револьвера, а если кучность попадания в силу повышения популяции таргетовой аудитории стала не значительнее курса зимбабвийского доллара – к вашим услугам отменной скорострельности пулемет. Правда, все сводится к пулемету, потому что в итоге (оружие можно апгрейдить) он становится настолько крут, что заменяет и револьвер, и снайперскую винтовку, и все что хочешь. На закуску – знойный мужчина Рико способен голыми руками оторвать станковый миниган и разгуливать с ним у всех на виду.
Но как всегда кто-нибудь да подпортит малину. Оптимизатор управления для PC-версии давненько не играл на персональных компьютерах: про боковые кнопки мыши (mouse4, mouse5) JC2 понятия не имеет, равно как и о том, что если в меню пункты «управление пешком» и «управление вертолетом» — это разные классы, то пусть они и остаются разными! Стоило мне повесить зуминг оружия на правую кнопку мыши, а бросок гранаты на среднюю, как вертолет принципиально перестал стрелять из пулемета. Не говоря уже о том, что «пробел» — это для любого игрока с детства ручной тормоз, а не «покинуть машину, весело размахивая парашютом». А перекрестье с сопутствующим (не дублирующим!) автоприцеливанием – это вообще одна большая консольная эпопея. На всякий случай скачал демку для PlayStation 3 – не то, чтобы небо и земля, но, определенно, каждый пользователь останется при своих. Тем более что из джойстиков в PC-версии поддерживается только контроллер Xbox 360.
Но вот что удивительно: уже через пару часов я перестал замечать лаги в наведении прицела и необходимость бросать гранаты правой кнопкой мыши и прицеливаться кнопкой «C». Чудо? Склонен винить в этом затягивающий игровой процесс.
К нехитрым условиям игры прилагается невероятной красоты мир, который в реальном времени масштабируется от заоблачного вида, вмещающего треть архипелага Панау на одном экране до самого мелкого камушка на дне морском. Неудивительно, что движок требует DirectX 10 (то есть, минимальные требования к операционной системе – Windows Vista или Windows 7). А вот для калькуляции физических последствий из закромов Родины была вытащена лицензия на Havoc. Древний как трехмерный гейминг, но постоянно бодрящийся старичок выдает неплохие результаты – с одной стороны, традиционно отвратительно себя ведут на местности модели персонажей (особенно жалок Рико, увлекаемый парашютом прямо по земле), с другой – роскошно бабахают и разлетаются на куски все остальные.
Про реальную физику автомобилей можно смело забыть – не в этой игре. Ничто в мире не способно запретить Рико залихватски скакать на розовом бронированном лимузине по оврагам и буеракам. К тому же это настолько незабываемое зрелище, что перебить его может только прогулка по местным морям на быстроходном катере – с этой водой хочется сродниться навек или хотя бы плакать от умиления, вспоминать Xenus 2 и с остервенением ждать отпуск на побережье Таиланда.
Для меня, повидавшего тысячи самых разных проектов, остался только один серьезный критерий оценки игры: пройду ли я ее до конца? Выполню ли я все возможные задания? Соберу ли все достижения/трофеи? Так вот, несмотря на то, что на территории Панау в районе 3000 activities (т.е. точек, куда надо добраться и что-то поднять или сделать), я твердо намерен полностью подчинить себе чертову республику. Не в рамках обзора, а просто потому, что лично мне этого хочется. Один раз даже на работу опоздал, вот какой страшный наркотик этот ваш Just Cause 2!