Рисованные приключения, популярность которых в годы Великой Депрессии превышала посещаемость мультфильмов Уолта Диснея, переживают Ренессанс. Огромное количество фильмов – в год по две-три картины, компьютерных игр, переизданий, а также «осовремененные» приключения пятидесятилетней давности – и все это ради детей и взрослых, которые каждую неделю забегали в магазинчик не для того, чтобы купить свежую бизнес-прессу, а чтобы тайком пролистать набор картинок с невнятной сюжетной линией и большими надписями «БУХ!» и «БАМММ!».
О феномене комиксов и месте в культурном развитии мира написано немало. Но мне достаточно знать, что эта, в общем-то, чуждая нашему менталитету идея заключается в гипертрофированном чувстве абсолютного; в нереальных и нелогичных ситуациях, а также в возможностях, превышающих человеческие – собственно, поэтому 90% комиксов и посвящены различным супергероям. У издателя комиксов Marvel таких героев набралось уже более чем достаточно, и вот уже лет пятнадцать этот «супергерой» бумажной продукции сдает внаем лицензию на своих приключенцев компании Activision. А та, в свою очередь, запрягает подчиненные ей студии на производство игр по комиксам и свежим фильмам.
Treyarch и Raven Software, попавшие в кабалу Activision, разрабатывают уже не первый проект. За их плечами и многочисленные игры про Человека-паука (включая одну по фильму), и экшны по вселенной супергероев, которая так и называется: Marvel Universe.
Эпический пафос — непременный спутник комиксов и всей близлежащей продукции. Если трагедия – то как минимум вселенского масштаба, если бомба – то обязательно атомная, зато если любовь – то простая и застенчивая, напоминающая взаимоотношения семиклассников, но чистая и незамутненная, требующая жертв – в том числе и от самих супергероев. Ни в коем случае нельзя верить во все происходящее, ведь комикс – это не более чем сказка, только для современных детей.
И тут сценаристы верны канону: когда Доктор Дум нападает на корабль организации SHIELD, Ник Фьюри в срочном порядке вызывает всех мета-людей. На его зов прилетают Капитан Америка, Тор, Человек-Паук и Росомаха. Теперь от этой четверки зависит судьба не только Х-Людей и сопутствующих мутантов, но и всего человечества в целом. Оказывается, Доктор Дум образовал новую фракцию под названием Masters of Evil (Повелители Зла) с одной-единственной целью – украсть мощь Одина, древнего скандинавского бога. В этой нелегкой задаче ему помогают Локи, Ультрон, Барон Мордо, Энчантресс и другие антигерои с феноменальными способностями.
Уже хорошо, правда? Но это только начало. В процессе игры вы откроете массу новых героев, за которых можно будет поиграть все семнадцать уровней. Не будем стесняться и перечислим эту великолепную когорту: Blade (да-да, тот самый антивампирский Блэйд), U.S. Agent (один из Мстителей, бывший Капитан Америка), Deadpool, Dr. Strange, Luke Cage, Elektra, Ghost Rider, Vengeance, Phantom Rider, Human Torch, Iceman, Invisible Woman, Iron Man, War Machine, Ms. Marvel, Sharon Ventura, Binary, Mr. Fantastic, Scarlet Spider, Spider-Woman, Arachne, Spider-Girl, Storm, The Thing и Beta Ray Bill. Как видно из списка, в Marvel: Ultimate Alliance представлен целый спектр героев – как одиночки, так и сборные команды (Мстители, Фантастическая четверка, Х-Люди). Большинство из них доступны после первого же уровня, остальных придется «открывать» по ходу действия.
Как и полагается приличному экшену, Marvel: Ultimate Alliance прямолинеен до последних титров. Управляя одним из четырех героев (в любой момент можно выбрать другого), игрок ведет команду через уровни, наполненные вражескими солдатами, наемниками и механизмами. Семнадцать эпизодов, обязательные к посещению, это не только сюжетные уровни, но и визиты в прошлое некоторых героев, а также сражение с классическими злодеями. Иногда на пути попадаются другие супергерои, имеющие как непосредственное отношение к Доктору Думу, так и желание уничтожить этих жалких рабов Марвела. Борьба со всеми этими неприятными явлениями скоротечна: ловко управляясь с джойстиком (играть с клавиатуры равносильно самоубийству), игрок наносит удары, супер-удары, подпрыгивает в воздух и атакует сверху, а также применяет свои исключительные особенности. Спайди стреляет паутиной, Тор обрушивает на себя огромное количество энергии, увеличивая силу атаки и выносливость, Капитан Америка бросает свой знаменитый щит и так далее. Разумеется, не все супер-силы одинаково полезны, и я готов поспорить, что ни один здравомыслящий человек не возьмется проходить всю игру, управляя исключительно Ms Marvel, ибо худшего супергероя еще поискать.
Дизайн уровней примитивен, а задачи на сообразительность напоминают первые урони Sokoban с чит-кодами на самом легком уровне сложности. Перетаскивать блоки с места на место, разбивать в пластиковую крошку консоли и электрогенераторы – все это мы уже проходили тысячи раз. И даже тогда, когда чувствуешь, что разработчики вроде как озаботились серьезной головоломкой, все оказывается проще простого. К примеру, на уровне с Асгардом есть статуя. Она напоминает героям, что бог, которому посвящена скульптура, является покровителем северного и западного ветров. Позже на том же уровне игрок натыкается на две статуи, которые необходимо развернуть в нужное положение, чтобы пройти дальше. Ясно и без очков, что одну надо повернуть на запад, а другую на север. Однако разработчикам показалось, что это нетривиальная загадка, поэтому они еще и нарисовали указатели на полу, показывающие, в какую сторону надо поворачивать статуи.
За убийство противников всех видов и раскрасок герои получают опыт и очки умений для покупки и улучшения суперсил. Помимо апгрейдов есть и костюмы, каждый из которых дает целый набор бонусов персонажу. Например, один комбинезон позволяет улучшить защиту и силу отдельно взятого суперудара, а другой – повышает количество жизней и получаемый опыт. Для каждого героя припасено до трех разных костюмов — это такой дешевый способ повысить реиграбельность продукта, набивший оскомину и вызывающий желание посетить офис разработчиков, заглянув перед этим в магазинчик спортивных принадлежностей.
Менять старых коней на переправе нецелесообразно, так что если уж начинать играть Человеком-Пауком, то менять его при достижении уровня эдак десятого нет ни малейшего смысла. Хотя определенная рациональность в подборе персонажей необходима: несмотря на примитивность жанра, каждый герой обладает собственным уникальным стилем игры. Не различные классы из классических ролевых игр, но что-то близкое.
Управление простое и рассчитано, видимо, исключительно на джойстик. Одной кнопкой бьем, другой прыгаем, третьей наносим супер-удар, четвертой применяем супер-силу (да-да, это разные вещи), пятой хватаем за грудки (а отсюда – еще несколько комбинаций). Остальные кнопки – чисто интерфейсная функциональность вроде включения/выключения мини-карты, вызова меню персонажей и так далее. Играть можно и вдвоем, и даже вчетвером – но вряд ли это имеет смысл без хорошего 40-дюймового монитора. Да и вообще, стоит ли заморачиваться на дополнительные джойстики? В конце концов, для совместных развлечений на одном экране существуют игровые консоли.
Схватив валяющуюся стальную трубу или, скажем, молот Одина, можно наносить более мощные удары, удовлетворяя животную страсть к насилию быстрее и яростнее. Правда, при этом будут недоступны некоторые супер-удары, но захлестывающее чувство превосходства куда сильнее, чем эти жалкие вспышки Х-энергии. Играя вдвоем, можно проворачивать командные фокусы: один хватает врага, другой бьет его сзади свинчаткой. Какие там уличные хулиганы! Настоящие супер-герои куда практичнее.
Предыдущая игра этого, гхм, жанра – X-Men Legends 2: Rise of the Apocalypse – была интереснее в плане дизайна уровней, но несколько блекла в области рукоприкладства. Marvel: Ultimate Alliance – куда более качественный продолжатель великого дела игроизации супер-героев. Тем не менее, автор остается при своем исключительном мнении, что лучшая комиксоидная игра – это пародия на все комиксы Freedom Force (причем обе части). А Raven – продажные капиталисты, променявшие великие Heretic и Hexen на книжки-раскраски.