Поначалу кажется, что этот survival horror – чистой воды пародия на своих коллег. Примерно как «Очень страшное кино» по отношению к «Крику» или «Недетское кино» — к «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», не говоря уже про очевидные параллели с «Факультетом». История попахивает чем-то очень знакомым: студенты колледжа оказываются втянутыми в историю с вирусом, превращающих всех в зомби; секретная лаборатория находится как раз в подвалах этого колледжа, а виноват во всем его директор. Не то, чтобы это отличалось от варианта со парой спецназовцев, старинным особняком и многоуровневой подземной лабораторий одной «зонтиковой» корпорации, но… не слишком ли много в игре цитат?
Игра – про американских школьников. Жанр – чисто японский. А делали ее – европейские разработчики. Первый ролик космополитического хоррора выглядит так: лето, лужайка перед колледжем, ребята идут на уроки, затем камера переключается на спортзал – там четверо друзей играют в баскетбол, а на всем этом фоне звучит натуральный американский панк-рок. Ну, думаю, сейчас нам доморощенные Цукеры-Абрамсы забацают пошлую комедию. Увы, не забацали.
Ну хорошо, думаю я – не пародия. Так может, ужастик? Не люблю я их, но работа есть работа. И действительно, пугают. Только начнешь отпирать дверь отмычкой – тут же материализуются монстры. Только убедишься, что в комнате пусто, как обнаружишь за спиной зубастое чудище. Но дело в том, что даже мне, весьма впечатлительному в этом плане человеку, особо страшно не было. Ну выскочит из-за угла зомби, ну зарычит – но ведь ляжет от трех пуль, ляжет как миленький. Хотя был один момент, когда у меня сердце екнуло – но это уже, верно, от общей усталости. Игру-то я прошел в один присест, за шесть-семь часов.
Да-да, вот такая она небольшая. Не надо отворачивать носы – лучше вспомните, за счет чего вы сутками играли в какой-нибудь Resident Evil? Правильно – за счет того, что вечно приходилось мотаться из одной комнаты в другую то за ключиком, то за листочком, причем расстояние было обратно пропорционально близости к финалу. Создатели ObsCure решили, что негоже утомлять игрока, поэтому практически из каждой части игры можно быстро добраться до места, указанного в предыдущей подсказке. Более того, в некоторых случаях игра позволяет мгновенно вернуться в заданную точку сбора.
Главное достоинство Obscure, которое будущие дизайнеры «ужастиков» передерут без тени сомнения, — это герои. Вы ведете одновременно сразу двоих ребят, управляя только одним и отдавая команды другому (хотя он и без команд неплохо соображает). В этом есть что-то от Martian Gothic, но если там переключение между героями – жизненная необходимость, то в данном случае, играя одним героем, вы просто тащите за собой еще одного из трех (ближе к концу – четырех) персонажей. Причем крепкие студенты колледжа здесь не просто играют роль балласта или огневой поддержки; каждый обладает полезным свойством.
Джош, владелец невероятной интуиции, элегантно решает извечную проблему квестов «А все ли я собрал в этой комнате?», по нажатию пробела изрекая либо «Тут еще кое-что для нас лежит», либо «Здесь больше нет ничего полезного». Пиксель-хантеры и их трехмерные потомки заявляют о читерстве и подают в отставку. Хулиганистый парень Стэн в два счета открывает несложные замки, бой-баба Эшли сурово гасит монстров, неудачник с соответствующим именем Кенни быстро бегает, а отличница Шэннон может выдать какой-нибудь дурацкий совет. Дурацкий – потому что ситуация и без ее советов прозрачна как слой антарктического льда.
Менять героев на лету не получится, но если вы хотите пройти игру с максимальным наслаждением, то всегда можно вернуться в точку сбора, поменять партнера – и вновь продолжить свой путь. Правда, это займет много времени, так что думайте сами, стоит оно того или нет. С другой стороны, имеет смысл «попробовать» каждого героя, так как они частенько выдают фирменные шуточки типа «Эй, а мне пистолет?» — но это, строго говоря, на любителя. Убив по неосторожности одного героя, всегда можно заменить его одним из оставшихся. А если компьютер изрядно поднадоел, то можно заменить его любым из ваших друзей, кто завладеет клавиатурой или джойстиком. Тогда ObsCure приобретает новые краски, подбавляя адреналина и всеобщего веселья. Правда, атмосфера ужаса и безысходности рассеется окончательно, ну да и фиг с ней.
Несмотря на то, что на консолях игра вышла еще в октябре прошлого года, она все-таки успела утереть нос Doom 3 – сообразительные американские студенты с помощью изоленты и такой-то матери залихватски приматывают ручной фонарик к огнестрельному оружию. Недоделанные зомби боятся не только солнечного, но и электрического света, поэтому яркий луч из мини-прожектора заставит их недовольно попятиться назад, а мощный выстрел из шотгана прервет их никчемную не-жизнь.
В ObsCure на удивление мало оружия. Более того, холодных и огнестрельных вариантов здесь примерно поровну: бейсбольная бита, ее алюминиевый вариант и железяка против пистолета, шотгана и лазера. Естественно, к бите фонарик не примотаешь – и ленты жалко (ее в игре маловато), и сломаешь первым же ударом. Зато электрических друзей ажно три штуки, различающихся по мощности световой атаки. Естественно, чтобы сменить комбинацию фонарь+пушка придется отдирать старый фонарик и тратить ценную изоленту, чтобы примотать новый. Но, поверьте, оно того стоит.
Несколько разочаровывает местный зверинец. От силы пять видов тварей разной степени зомбированности и крутости. Плюс три совершенно одинаковых босса и один финальный. В принципе, для игры протяженностью шесть часов хватает и этого, но приличные люди не наваливают на игрока однородную массу, заставляя вусмерть раздолбать кнопку Enter, а интеллигентно выбрасывают различные наборы «Убей Сам». Кстати, управление здесь на редкость грамотное – мышь не используется; со стрельбой проблем нет – в наличии автонаведение и переключение на разные цели. К тому же всегда можно подключить геймпад, на который этот приставочный монстр и рассчитан изначально.
Роликов здесь – завались. Все они состряпаны на самом лучшем уровне, круче только у Square. При таком количестве можно даже собрать их все, склеить в один – получится короткометражка-хоррор. Конечно, там будет многого недоставать, но извините, они и без того тянут на полтора гигабайта. Чем же занимаются остальные три? Рассказываю.
Модели и текстуры, рассматриваемые в лупу при разрешении 1280х1024х32, не дают ни малейшего повода придраться. Некоторые графические артефакты, вроде выползающих из ниоткуда линий, иногда портят картину, но пробежка по пустынному коридору с шотганофонариком в руках иногда заставляет открыть рот. Особо плавной анимации в Obscure незамечено, зато персонажи хотя бы не дергаются как буратины. И эти текстуры высокого разрешения… ах! Да еще и динамический свет, наползающая тьма, которой сопровождаются все носители вируса «Мортифилия», покрывающая все плоскости – чудеса графики на вашем компьютере. Учитывая, что игра пользует морально устаревший DirectX 8.1, можно сделать предположение, что движок был написан специально для PC-версии, и Obscure ничуть не потеряла при портировании. Еще полминуты аплодисментов в адрес разработчиков.
Более того, ребята из Hydrovision не только любезно предоставили дизайнерам великолепный графический движок, но и физику. Несколько самобытную (предметы тут не летают аки птицы, а просто швыряются и падают), но все же физику. Можно пройти рядом с партой и ненароком свалить бутылку с кислотой. Можно отодвинуть несколько табуреток, намертво перегородив проход (один раз после такого эксперимента мне даже пришлось перезагрузиться). Проблема лишь одна: пользы от этой физики – ноль целых ноль десятых. Интерактивность интерактивностью, но чем это поможет против ходячих умертвий?
Музыка частично представлена композициями молодежных рок-групп, но в большинстве своем вас будет пугать заунывный хор мальчиков-зайчиков из Парижского Национального оркестра. В особо мрачных местах (например, открытие очередной Страшной Тайны) тонкий девичий голос будет напоминать по-французски о вечной вечности под аккомпанемент скрипок и других душераздирающих инструментов. Атмосферу уплотняет и звуковое окружение – каждую секунду вокруг вас что-то перекатывается, падает с глухим звуком, бьет стекла, воет и вообще хулиганит. Порой кажется, что очередной нарушитель общественного спокойствия вот-вот выпрыгнет из-за угла, но к счастью, все подобные случаи визуально сопровождаются их «темной аурой» (которую как раз и рассеивает фонарик), так что вы будете предупреждены – а следовательно, вооружены. Но все равно раз-другой нервно поведешь плечами при очередном внештатном звуке. Жутковато.
Что мы имеем в итоге? Добротный экшен с элементами адвенчуры. При правильной аудиоаппаратуре, яркости и впечатлительности – полноценный survival horror, исполненный в молодежном сеттинге (аналогичный проект на приставках был только один; на РС не выходило вовсе). Куча приятных роликов, незатейливый сторилайн и, как вариант – пара страшно веселых вечеров с приятелями и геймпадами. Кстати, игру стоит проходить без потерь среди населения, за это вам дадут кучу бонусов, включая два видеоклипа упомянутых молодежных рок-групп, а также набор кадров «Как создавалась игра».
Так и не собрался в свое время в ObsCure основательно поиграть…
Люблю эту серию. Жаль что продолжения не вышло.
Обе, кстати, вышли в Стим с нормальной поддержкой геймпадов и ачивок.