Первое, что я сделал, пройдя Puzzlebots – написал письмо автору игры, геймдизайнеру и художнице Эрин Робинсон. В нем я посетовал на короткое время игры, простоту головоломок и слишком плотный сюжет. «Согласна, ответила Эрин, но нынешние приключенческие игры такие сложные и навороченные, что я решила сделать такую, какая понравится всем». И не поспоришь ведь!
Мода на ретро-игры (от HD-римейков до возвращений к оригинальной концепции вроде Bionic Commando: Rearmed и Mortal Kombat) не имеет никакого отношения к тому, что делают независимые разработчики с пикселями на ваших экранах. Просто за неимением собственных производственных ресурсов они пользуются чужими. Выстраданные творения, попадая в Интернет, ставят рекорды по обратной продолжительности пребывания на чужом жестком диске. По сути, в инди-сцене заинтересованы только сами разработчики, однако встречаются и исключения, о которых мы обычно пишем в соответствующих рубриках. А по умолчанию шанс попасть «На полки» у игры, собранной из подручных материалов, мягко говоря, невелик.
Сначала Эрин Робинсон придумала игру про роботов, которые должны были любить и быть любимыми. Их создатель, технарь с прической «штормовое предупреждение» что-то перепутал, и они стали друг друга практически ненавидеть. Однако работа в команде сблизила их, и они вылечились. Ну или что-то в этом духе.
При помощи парочки знакомых Эрин смогла воплотить концепцию в жизнь под названием Nanobots (доступна для бесплатного скачивания на сайте livelyivy.com). Затем ей представилась возможность показать свое творение Дейву Гилберту, знаменитому автору коммерческих инди-адвенчур (Emerald City Confidential – любовь навсегда), и она ей воспользовалась. Пропускаем детали – в конечном итоге компания Дейва выпустила сильно переделанную вариацию Nanobots под названием Puzzlebots, но уже за $15. Причем программированием занимался сам Гилберт.
В новой версии событий роботов придумал не один техночудак, а целая группа лаборантов. И роботы не столько питают друг к другу вражду, сколько испытывают логичное недоверие – мир вокруг представляет нагромождение незнакомых объектов, всюду чудится нехорошее, а тут еще собрат по несчастью из ниоткуда появился. И если робот-заводила Хиро предлагает отправиться в приключение по неизведанным далям, то остальные поддержат его с баааальшой неохотой.
Из Эрин уже получилась неплохая художница (бывает, бывает на свете красивый пиксель-арт), а вот мастерству рассказу ей еще стоит поучиться. С самого начала она вбрасывает на поле с полдюжины персонажей, впоследствии раз в десять минут игрового времени добавляя нового. Каждый герой удостаивается легкого текстового мазка: один лаборант говорит с акцентом, он вроде как русский; другая носит очки и страдает от неразделенной любви; третий – просто классический неудачник. Но кроме этих деталей о персонажах не говорится ровным счетом ничего, а их поступки в половине случаев просто не имеют никакого отношения к логике. Сопутствующие вопросы типа «а кто это и зачем оно тут?» заваливают игрока и превращают сюжет в подобие стены, увешанной небабахающими ружьями. Чехов укоризненно качает головой.
К нему присоединяется и Станиславский. Я пробил пару имен из титров по базе IMDB – оказалось, что у них даже есть какие-то эпизодические роли в малоизвестных сериалах. Вероятно, потому что там платили деньги – я ничем иным не могу объяснить полное отсутствие актерской игры всех «озвучателей». Кривляющиеся голоса, отвратительные настолько, что знай я заранее – отключил бы их, и дело с концом. Я уже говорил, что эта игра стоит 15 баксов? Будете играть, не повторяйте моих ошибок – в конце концов, до начала девяностых подобные графические адвенчуры создавали безо всякого цифрового озвучания. Спасибо, что простенькая музыка не отвлекает от процесса.
В остальном, кстати, все гораздо лучше. Бесплатный движок Adventure Game Studios использован не на полную катушку, но игре этого хватает. Очень приятный дизайн персонажей – в чем-чем, а в визуальном вкусе Эрин не откажешь. Головоломки в массе своей очевидные, лишь один раз мне пришлось прибегнуть к кнопке Hint (которая, впрочем, не дает прямого ответа, а лишь намекает на порядок действий). Именно это упрямое позиционирование – «адвенчура как для взрослых, но сделанная для детей» скорее всего и погубит игру. Я не буду против, если Puzzlebots провалится, потому что после такого Эрин не останется другого выхода, кроме как заняться более серьезными вещами. Например, устроиться в крупную игродельческую контору и рисовать двухмерные полотна в высоком разрешении.
На самом деле, из игры мог (да что там – он и сейчас может) получиться отличный сериал. Упругий и сжатый, как пружина в пневматическом пистолете, сюжет отлично разбивается на эпизоды и разбавляется смешными сценками про чудаковатых изобретателей, которые с помощью созданных ими маленьких роботов обретают вкус к реальной жизни. Дизайн большого числа уровней-головоломок – это лишь вопрос времени и лени. Придумать ситуации и инструменты для их решения в действительности не так сложно.
Монстр игросериалов Telltale Games вряд ли бы получил приятные контракты на Back to the Future и Jurassic Park, если бы не показал себя с лучшей стороны многочисленными эпизодами Sam & Max, Tales of Monkey Island и Wallace & Grommit. Уверен, подобных результатов может достичь даже такой независимый разработчик, как Эрин Робинсон (а еще она естественно-рыжая, и, возможно, Ченцов действительно поставит ее портрет на верстку).
Резюме: разбросанная по городам и весям США команда из пяти человек под руководством рыжеволосой геймдизайнерицы смогла соорудить нечто среднее между казуалкой «найди на экране три гвоздя и бронепоезд» и суровой адвенчурой с привкусом Gobliiins. Шустрая трехчасовая поездка волочет игрока по короткому, но емкому сюжету, достойному отдельного мультсериала, дает «поиграть в роботов» и выбрасывает его, неуверенно улыбающегося, на экран с финальными титрами. Эмм… Девушка, скажите, пожалуйста, а это все?