Если игра поставляется на одном CD, требует 640 мегабайт на жестком диске, в требованиях прописана топовая конфигурация за 2002-й год, а разрешение по умолчанию – это 800х600, то у бывалого игрока возникают здоровые сомнения относительно адекватности разработчиков. Конечно, хочется верить в то, что Collision Studios открыла новые способы по оптимизации движка и различных ресурсов, и что внутри нас ждет маленькое теплое чудо – но, увы, чудо это недалеко ушло от своих собратьев типа Alpha Prime или, извините, Kreed.
В попытках прыгнуть выше головы, а заодно хоть как-то оправдать геймплей (о котором ниже), авторы «придумали» сюжет, который прекрасно знаком мало-мальски заинтересованному геймеру. Некто Джек Хард, владелец школы подводного погружения, катает своих клиентов на катере и учит их нырять. Однажды некто Хаммерсон попросил Джека доставить его в определенную точку и нырнуть там к самому океанскому дну. Это потом выяснится, что Хаммерсон – агент ФБР, а на дне покоится целый подводный городок (ранее принадлежавший СССР), наполненный террористами. А пока что Джек всего лишь слышит предсмертный хрип своего клиента и входит в гостеприимно распахнутый шлюз…
После Far Cry подобный сценарий выглядит как бледная, неуклюжая копия. Понятно, что ему не на Оскар номинироваться, но никакой необходимости в таком плагиате никак не наблюдается. Даже если под рукой нет именитого писателя-фантаста, ничто не мешает людям с хорошей фантазией выдумать что-нибудь поприличнее. Тем более, что сама по себе подводная тема – это уже отличный повод для оригинального сюжета.
Наверняка у многих уже возник вопрос – если дело происходит где-то на океанском дне, уж не будет ли там скучных, однообразных комнат, переходов, залов и так далее? Да! Все именно так! Тесные, темные и неуютные помещения, низведенные ленью дизайнеров до огромных разноцветных кубиков с видом изнутри. Местами встречаются подводные пещеры, так что обвинить в совсем уж чудовищной лени игровых архитекторов никак нельзя. Однако заявленные головоломки с водой практически отсутствуют, а из того, что нам обещали разработчики, едва ли наберется на десять минут чистого геймплея. Вместо этого игроку придется постоянно зачищать помещения, убивая одного террориста за другим. Со временем противников становится больше, они обзаводятся более мощной броней, хотя AI как был изначально туповат, так им и остается до победного конца.
Какими бы крутыми ни были противники, все они склеивают ласты с одного попадания в голову даже из какого-нибудь пистолетика. При этом они не очень-то любят менять позицию (после «Сталкера» наблюдать такую апатию несколько непривычно), зато практически никогда не бегают поодиночке. Не совсем понятно, откуда на морском подводной базе столько народу, но по всей видимости это клона: модельки различаются исключительно броней, увешанной желтыми, синими или красными лампочками. Но что самое интригующее, каждый из бойцов, если он вооружен автоматом, носит с собой ровно шесть патронов. Ни больше, ни меньше. Я долго силился разгадать эту загадку – увы, ничего толкового из этого не вышло. Кроме того, что в начале игры патроны следует тщательно экономить, дожидаясь дробовика и плазмогана.
Кстати, футуристические стволы в Red Ocean выполняют функцию «оружия последней надежды». Когда кончаются все патроны, а враги продолжают лезть как тараканы, достаточно расчехлить тот же плазмоган и как следует зарядить в толпу. Результат – не хуже разрывной гранаты. Альтернативный режим тратит больше патронов, но накрывают большую площадь. Интересно, что получить это оружие можно только после победы над первым боссом – истерического характера гражданин, напоминающий Дарта Вейдера, если бы тот состоял на службе у Гитлера.
Техногенная архитектура так и тянет «вызвать Ихтиандра». Если забыть, что за тонкой стенкой – толща воды, то можно представить себя где угодно: на подводной лодке, на марсианской научной базе или на заводе имени Двадцатилетия Октября. Правда, в последнем случае было бы трудно объяснить такое количество туповатых террористов, выскакивающих из ниоткуда и открывающих пальбу. К тому же хозяева базы террористов весьма небрежны – повсюду разбросаны бочки с какими-то взрывчатыми веществами.
Зачистка комнаты происходит по следующему сценарию: высовываемся за угол, локализуем бочки, ждем первую волну охраны, взрываем бочки, наслаждаясь, кстати, симпатичными спецэффектами, затем уже «вручную» расстреливаем недобитков. На крайний случай можно метнуть гранату и спрятаться обратно – враг достаточно туп, чтобы крикнуть «блин, граната!» и геройски погибнуть.
Red Ocean не был бы таким нудным, если бы не постоянный дефицит аптечек и боеприпасов. Дурацкая вынужденная экономия приводит к тому, что больше времени тратится на переключение между пушками, чем на собственно отстрел террористов. Выбор оружия также великолепно несенсационен: нож, два пистолета (второй – с жуткой отдачей), дробовик, два автомата и две энергопушки. Ни снайперской винтовки, ни ракетницы, ни гранатомета. У каждого оружия есть альтернативный режим стрельбы – но обычно за ним маскируется банальное прицеливание. А, ну и еще гранаты. Правда, летят они недалеко, но зачастую все же спасают никчемную Джекову жизнь.
К счастью, аниматься исключительно нудным складированием террористов пачками придется не более шести часов. Отдельно можно отметить сражения с боссами, к примеру, одиночное выступление против подводной лодки. Некоторые битвы выглядят откровенно сложными, в то время как другие – настоящий образчик интеллектуального отдыха. Зачем это было сделано – непонятно. Мультиплеер, к счастью, отсутствует как класс. Не каждый мозг такое выдержит.
Ворчания по поводу малого размера данных, к счастью, оказались лишними. Графика Red Ocean повернулась к нам лицом — на удивление милым, с современным макияжем. Движок использует все классические навороты: бамп-мэппинг, световые эффекты, отличные четкие тени (увы, статичные). Выглядит все это прямо как Doom 3, хотя красноокеанному мотору творение id не догнать ни за что. При близком рассмотрении текстуры расплываются, превращаясь в невкусную кашу из пикселей, так что если уж и пытаться насладиться игрой – то лучше делать это на расстоянии.
Достойны упоминания такие интересные физические эффекты, как полет ящиков и бочек от взрывов. Что касается воды, которую разработчики позиционировали чуть ли не вторым главным героем после Джека Харда, то она себя особо не проявляет. Редкие эпизоды с ее участием скорее удручают, чем вносят заветный интерес. Как уже говорилось в начале, Red Ocean нетребователен к системе, но для максимального удовлетворения от проделанной работы потребуется актуальная в нынешнее время графическая карта.
А вот с анимацией беда. Противник умирает в самых нелепых позах, предварительно проехавшись на попе по железному настилу. Природа обделила бедолаг нервной системой, в итоге от попаданий враги лишь подпрыгивают на месте и нелепо взмахивают руками. Полет гранаты выглядит так, будто Джек не бросает ее рукой, а извергает из пупка. Выглядит все это настолько смешно, что даже не мешает играть – скорее, вносит пикантную нотку в геймплей.
Звук практически не подвел. Гулко ухает короткоствольный автомат, вовсю басит дробовик, боевой марш распаляется в самом процессе битвы, динамично поддерживая развитие событий. А выкрики немецких террористов, поначалу звучащих экзотично, начинают раздражать уже через десять минут. Реплики повторяются постоянно, давят на уши и вызывают желание найти звукорежиссера и заставить его слушать результаты собственной работы сутки напролет.
В итоге, конечно, Red Ocean не так уж и плох. Любители жанра, которые не вытерпели издевательства «Сталкера», вполне могут убить субботу-воскресенье на эту игру. Тем не менее, следует помнить, что этот шутер никогда в жизни не выберется на верхние строчки популярных чартов. С начала до конца игрок будет сражаться в одних и тех же помещениях, убивая криворуких и горластых террористов. Red Ocean не очень-то жалует динамические световые эффекты, да и заверения разработчиков относительно поведения воды не подтверждены. Радует лишь краткость прохождения – пожалуй, часиков пять-шесть на игру убить все же можно.