С «четвертой» (на самом деле – шестой) игрой серии Resident Evil случился самый настоящий голливудский сюжет. Первая рабочая версия была упомянута еще в 1999-м, впервые продемонстрирована в 2002 году, сделана эксклюзивом для Nintendo GameCube в 2004-м, а в итоге вышла для всего пятого поколения в 2005-м и с ленцой портирована на PC в 2007 — всего-то восемь лет прошло.
Правда, за время пути собачка сменила три шкуры, но они лишь пошли на пользу игре. Оценки большинства рецензентов в 95-100%, более 50 наград от различных организаций и прессы, специальный контроллер-бензопилу для PS2 и прочие сопутствующие аксессуары. Что же там такого сумасшедшего, в очередной «зомби-поножовщине»?
События RE4 разворачиваются в 2004 году, через шесть лет после инцидента в Ракун-сити. История корпорации Umbrella попадает в газеты, вследствие чего компания объявляется банкротом, ее топ-менеджеры предстают перед судом, а главные герои предыдущих Resident Evil разбегаются кто куда. Леон Кеннеди, к примеру, поступает на секретную правительственную службу, где получает новое задание – проникнуть в глухую испанскую деревушку и спасти ни много ни мало — дочь президента США. Поначалу его сопровождает пара местных полицейских, но практически сразу после того, как Леон выходит из машины и выдвигается к деревне, копов похищают (одного впоследствии сжигают заживо, второй более или менее выживает). Кеннеди, конечно, слегка хмурится от такого сюжетного поворота, но как человек бывалый, приступает к расследованию – с пистолетом наголо.
Сценарий Resident Evil 4 является сугубо классическим для серии. Снизу вверх, с базовой информационной точки игрок продвигается по сюжету, открывая для себя новые детали и составляя «карту мира» на основе полученных сведений. Как в самой первой игре все начиналось с гостиной скромного викторианского особняка, скрывающего в себе ужасные секреты, а заканчивалось отстрелом огромного монстра из базуки и большим взрывом, так и здесь – от скромной деревушки, наполненной до военного комплекса на близлежащем острове (с обязательным взрывом и успешным побегом главного героя).
На связи с Леоном постоянно находится симпатичная тетенька-координатор из секретной службы, которая зачастую дает советы и даже высылает документы, в которых расписаны некоторые приемы игры. Но это не единственный источник информации. В деревушке щедрой, не зомбированной рукой развешены плакаты «Их разыскивает наш любимый лидер секты» с портретом Леона Кеннеди и просьбой не допускать означенного товарища на секретные объекты вроде сарая, где держат Эшли Грэм (ту самую дочку президента). Сам Леон тоже не лыком шит и порой выдает полезные советы в виде «мыслей вслух». Несмотря на нелюбовь дизайнеров к длинным диалогам, реплики прописаны тщательно, практически без единого лишнего слова.
А вот дизайн уровней – это, конечно, грустная баллада о консольных ограничениях. Каждый отрезок пути состоит из тщательно замаскированных рельс с ответвлениями. Даже если дорога ведет через редкий лесок, свернуть с нее хотя бы на обочину невозможно. Правда, есть и детские площадки, где можно бегать безо всяких помех, натыкаясь только на суровые препятствия в виде невысокого заборчика. В целом оставляет весьма неприятное впечатление вкупе с графикой, явно не соответствующей современным требованиям. Традиционное разнообразие поддерживается на уровне – деревня, замок, военная база, озеро и прочие захватывающие дух виды присутствуют в полном объеме, сменяясь ровно тогда, когда до мысли «блин, да мне уже надоело тут бегать» остались считанные минуты.
А вот персонажи и детали явно созданы с любовью к хорошему нарративу. Каждый герой, даже эпизодический полицейский – это личность, образ которой вырисовывается в двух репликах и трех поворотах головы. Испанские фермеры с вилами, топорами и дробовиками тоже не лыком шиты – завидев Леона, они выкрикивают грубости на испанском языке и грозно, хотя и вяло, потрясают оружием. Ну и, разумеется, новые злодеи – словно насмехаясь над западными легендами, деревушкой заправляет совсем не религиозная секта Los Illuminados (явный намек на Illuminati), а вроде как зомбированные жители – вовсе не зомби, а… Нет, не буду раскрывать всех секретов. Добавлю только, что дизайнеры старались совсем не зря.
Процесс, который называют революционным для серии не только разработчики, но и самые беспристрастные рецензенты, действительно отличается от того, что мы видели в предыдущих частях. Благодаря новым установкам дизайна, большинство врагов – живые люди, испугаться которых может разве что трехлетний ребенок. Ушли в прошлое освежеванные доберманы и в буквальном смысле двужильные зомби, рвущиеся до свежей кровушки даже тогда, когда осталась только челюсть. Да, немного хоррора осталось – но теперь это уже не Survival Horror, а Action Horror, где на первое место выходит оружие. От игрока требуется не пугаться и размышлять, где взять ключик от сейфа, в котором лежит код от двери на следующий уровень. От него требуются молниеносные рефлексы, выдержка и выносливость — проходить один и тот же получасовой отрезок пути до следующего сохранения порой получается раза с третьего-четвертого.
Вообще-то мы привыкли, что прицел (а здесь он еще и с лазерным наведением в виде красной палочки) управляется мышкой. Очень уже просто водить «грызуном» по плоскости, мгновенно перемещая курсор по экрану. У разработчиков свое видение: прицел должен управляться с клавиатуры! На крайний случай – с одной из крестовин джойстика, как это было на родных Resident Evil консолях. Не хотите так играть? Ну, как хотите, у программистов своих забот хватает, нежели переделывать движок. Безусловно, такое отношение бесит рядового игрока, ведь за год работы можно было переписать движок с нуля, не говоря уже о том, чтоб ввести элементарное управление с мышки. С клавиатуры при таком раскладе играть нереально, так что покупайте приличный джойстик а-ля PS2 или Xbox. А, еще один маленький штришок: Force Feedback, который серьезно помогал игре на консолях, в версию для PC прописать не успели.
Игра выглядит отвратительно. Вашему покорному слуге, с детства лелеющему тезис о том, что геймплей стоит впереди графики, в принципе, наплевать. Отстреливать зомби можно и в 640х480, если интерес имеется. Но вот вам, привередливые вы мои, скорее всего не понравится тот факт, что даже в относительно современном 1280х1024 текстуры попросту безобразны. Говорят, правда, что их улучшили – но если это улучшение, как же оно выглядело в оригинале? Право, это большая удача, что вам не удалось поиграть в Resident Evil 4 на консолях. Иначе, боюсь, всякое желание принимать участие в судьбе президентской дочки и Леона Кеннеди, отпало бы задолго до релиза. Видеоэффекты – например, освещение – являются благодатным поводом для площадной брани, ибо серые текстуры, не освещаемые никак, не способствуют формированию положительной реакции пользователей.
Нельзя не отметить систему попаданий. Испанский фермер даже под воздействием инородного контроля не чужд реальной физике, и попадание в коленку неминуемо выбьет из-под него почву. Выстрел в руку обезоружит его, а пара попаданий в голову – стопроцентный хит сезона. Правда, нехитрые трюки заканчиваются на более серьезных господах, защищенных шлемами и прочей броней. Впрочем, на всех работает удобная связка «оглушить и сбить с ног», после которой врага можно лениво пинать ногами, пока он там пытается встать. Отстрел деревенщины со второго этажа – это тоже приятно, благо искусственный интеллект по сообразительности едва догоняет зомби из предыдущих серий Resident Evil.
Камера, вольготно расположившаяся где-то в районе правого плеча Кеннеди, демонстрирует удачные ракурсы. Нивелировав извечную беду «настоящих» Third-Person Shooter, она породила парочку новых. Во-первых, уже упомянутое управление с джойстика – камеру можно поворачивать исключительно крестовиной или не поворачивать вообще. Во-вторых, даже если сжать покрепче зубы, придется раскрошить их в кашу: в настройках нет возможности поменять скорость и плавность скольжения камеры. Это уже совсем не по-человечески — Capcom буквально заставляет игрока привыкать к «их методам», напоминая своим монополистическим сволочизмом мегакорпорации наподобие ими же придуманной Umbrella. Никаких переходов в first person не предусмотрено, отвести камеру хоть на пару сантиметров тоже не дают. Как тут играть – непонятно. Наверное, нужно пройти полный курс обучения игры на консолях.
Осуждать разработчиков бесполезно. Capcom сама себе судья, и год отсрочки, ухнувший в чью-то задницу, ничем не помог в портировании. С нетерпением ожидавшийся проект абсолютно не оправдал надежд из-за проблем с управлением и графикой (а еще говорят, что он на Windows Vista вылетает). С таким подходом Resident Evil 4, представленный пользователям персональных компьютеров, не улучшает имидж серии, а наоборот – дает понять неискушенным игрокам, что вся эта истерика не более чем пшик зомбированных фанатов, когда-то поигравших в первую часть (а она действительно была великолепной) и покупающих дальнейшие серии по инерции.