Что должен делать популярный автор мистических триллеров, когда попадает в одну из тех ситуаций, которые с удовольствием расписывает на страницах своих книг? Чем опасен мирный африканский ритуал, заканчивающийся самопожертвованием одного из участников? Где рождается звук, сам царапающий стекло?
Вряд ли Говард Лавкрафт задумывался о том, что может кончить жизнь в пасти одного из Древних, которых он с таким артистичным трепетом расписывал в своих произведениях. Не факт, что Брэм Стокер предполагал совместный ужин с Владом Цепешем. Писатели от фантазии более чем уверены, что если уж они про что-то пишут, то это не более чем результат их воображения. Однако, как говорил Франциск Гойя, сон разума рождает чудовищ. Если долго-долго держать глаза закрытыми, то окружающая действительность изменится настолько, что при первом же взгляде на нее захочется закрыть глаза обратно. А то и просто умереть.
Писатель-«хоррорист» Майкл Арфейт, покупая себе уютный домик на просторах Старой Британии, тоже не рассчитывал нарваться на такое, от чего его бестселлеры должны сгореть без следа вследствие приступа стыдливости. Творческой личности требуется всего лишь загородный особняк, чтобы поработать в тишине, поскольку концовка его новой рукописи упорно не отдается бумаге в условиях большого города. Другое дело, что все предыдущие обитатели особняка покинули бренный мир не совсем естественным путем: кто-то погиб, кто-то покончил жизнь самоубийством, а кто-то просто сошел с ума.
Scratches — редкий представитель старомодных адвенчур, в которых главенствует не сценарный драйв, кидающий из стороны в сторону (или даже из страны в страну), а неотвратимо разворачивающийся на ограниченной площади сюжет, совмещенный с проклятьем всех квестов — пиксель-хантингом. Сторилайн от носа до кормы забит сопутствующими деталями: письма, записки, дневники, книги, постеры, фотографии. Комментарии главного героя, который по роду деятельности не боится даже самого черта, заслуживают отдельного восхищения — из таких нервов следует вязать тросы для путешествий в дальний космос.
Особняк Blackwood Manor вводит в экстаз с порога. О, какие здесь картины развешаны на стенах! Ах, как прекрасны эти вездесущие канделябры! Ой, какую грязь развели в этом умывальнике! Готовясь к разработке, художники и дизайнеры уровней просидели не одну бессонную ночь над реальными чертежами викторианских особняков. Каноны данной архитектуры соблюдены твердо: вот здесь вам гостиная, вот тут столовая комната, ванные комнаты на всех трех этажах, спальни, кабинет, библиотека — черт, да здесь ХОЧЕТСЯ жить! Если бы еще не этот противный звук, доносящийся из подвала…
А ведь именно он, этот царапающий слух писк из далекого африканского прошлого и взвалил на себя ответственность за происходящее. Впервые попав в загадочный подвал, каждому игроку приходит в голову одна и та же мысль: черт возьми, да что ж это такое-то?! Потом, конечно, выясняется, что это такое — но к тому времени уже привыкаешь.
В игре вообще не так много триллерных штампиков типа «выскочил монстр из-за угла» или «открыл сундук и нашел окровавленную голову». Scratches хватает за душевные жабры не ведрами крови и душераздирающими криками, а мыслеобразами. Вы не увидите ни одного человека (да и вообще живого существа) в игре, но о каждом из участвующих в этой danse macabre будете знать не меньше, чем о своей первой школьной любви — благодаря крупицам информации, щедро разбросанным по всем уголкам блэквудского особняка. Постепенно вы начнете догадываться о том, что здесь произошло: рожать догадки, строить версии и распутывать по ниточкам следы далекого прошлого. Обычный такой мистический триллер-детектив из тех, по которым специализируется писатель Майкл Арфейт.
Первое впечатление — очередной скучный квест из обоймы Dreamcatcher Interactive. Но, потихоньку втягиваясь в это приключение, раскинувшееся на шести сотках, с удивлением обнаруживаешь, что — да! Это интересно! Интересно, почему первый владелец дома завел у себя галерею африканского искусства! Интересно, почему второй владелец — дипломированный доктор, между прочим — сошел с ума! Интересно, почему горничная увлекалась фотографией и писала письма на итальянском! Игра превращается в охоту за деталями — уликами, говоря понятным языком. Головоломка, кусочками которой богато усеян проклятый особняк, не дает уснуть. Приходной ордер на отделку дома спрятан в сейф? Строительные материалы небрежно складированы на чердаке? Что-то тут не так.
Не говоря уже про текстовые документы. Не знаю, кто их писал, но каждую записку, каждый листочек с текстом я читал внимательно — а иногда и вслух. Не будучи фанатом чтения всего подряд на английском по причине природной лени, я незаметно для себя увлекся и не пропустил ни одной фразы. К тому же, это здорово помогает в прохождении.
На данный момент можно прямо сказать, что у разработчиков большое будущее. Если им предложат игроизацию Стивена Кинга или Дина Кунца, то такой проект станет отличным трамплином в гущу игровой индустрии. Что, учитывая их накопленный опыт, может стать гораздо более успешной попыткой возрождения графических приключений, нежели потуги предшественников.