На первый час игры приходится пять минут геймплея. Прежде чем вы начнете карьеру в полицейском управлении Шарпвуда, вам покажут контента в комиксах и видеороликах объемом с первую серию добротного «процедурала с нюансом»: привычная парадигма полицейского участка и ее резкая смена, два трупа при исполнении служебных обязанностей, прыжок князя из грязи, подвешенная на ниточке судьба и 27 килограмм то ли героина, то ли кокаина (показания разнятся). This is the Police 2 — нарративно ошеломительна, а Илья Янович — настоящий белорусский Ярви Кодзима.
Даже если на минутку откинуться в кресле и попытаться определить жанр игры, ни к чему не придешь. Нарративная адвенчура с примесью тайкуна и с кучкой мини-игр, так что ли?
А очень может быть, что и да. Все игровые механики в This is the Police 2 обладают способностью рассказывать истории. Выбираете ли вы способ обезвредить преступника, планируете ли операцию по освобождению заложников, заказываете ли еду для своих подчиненных — везде вас ждут в меру убедительные вводные о том, что происходит, и чего от вас ожидают.
В этом даже есть определенный, полузабытый кайф: нужно внимательно читать брифинг задания, прежде чем отправлять туда полицейского. Сказано, пусть и мельком, про шоковую гранату — значит, она должна быть с собой. Досье упоминает, что подозреваемый после работы ходит в бар «Нифельхейм» — значит, раньше семи вечера отправлять туда наряд бессмысленно.
И таких продуманных мелочей — масса. Продавщица не работает по вечерам и по выходным, в отличие от торговки запрещенными товарами. Женщина-полицейский не пойдет в баню с коллегами-мужчинами.
У копов в This is the Police 2 вообще масса заморочек. Один воняет (и не все хотят ездить с ним на вызовы), другой ненавидит женщин, третий иногда теряет что-то из своей экипировки, четвертый периодически отказывается служить, потому что хочет репетировать со своей группой, пятая считает всех ниже себя по рейтингу непрофессионалами и отказывается с ними выезжать. И только снайпер все время молчит и просто выполняет свою работу (хотя однажды и до него очередь дойдет…)
Жизнь в Шарпвуде кипит. Каждый день что-нибудь да произойдет: иногда не знаешь, какой расклад ожидать, и приходится переигрывать день заново. Порой количества людей в смене попросту не хватает, и приходится танцевать, ужиматься и перезагружать сейв до тех пор, пока генератор случайных чисел не сжалится над тобой. Какой-нибудь сложный день через час репетиций разыгрывается как по нотам, вплоть до долей секунды, пролетающих между возвращением бойцов и окончанием таймера необслуженного вызова.
И даже в полицейском участке ничто не гарантировано: это та же рулетка, причем зачастую — русская. Когда я спас массажиста, а тот предложил бесплатно обслуживать полицейских, я не ожидал, что он начнет распускать руки, и из-за него уволится один из моих лучших офицеров! А в какой-то момент кухарка объявила, что нашла свое личное счастье в жизни и улетает на медовый месяц, оставляя мне (шерифу!) заботы о кормежке личного состава. НУ ОХУЕТЬ ТЕПЕРЬ.
Из-за всего этого долгосрочной целью становится прокачка офицеров до нестыдного уровня, при этом не теряя их по глупости. Помимо геев-массажистов This is the Police 2 подбрасывает и другие события, от которых не знаешь, чего ожидать: то копы попросятся поиграть в футбол, то на задании полицейского угостят самогоном, и он закончит рабочий день раньше положенного. А ведь каждый полицейский — на вес золота, каждый выезд — это тщательный подбор персонала в соответствии со сложностью задачи. Такая же система использовалась, например, в Police Tactics (рецензия).
И все же порой игра выдает четкий результат: чтобы полицейский передохнул между выездами можно направить его попариться в баньке или посидеть с удочкой у проруби. Алкоголиков — запихнуть на часок в бочку из-под хереса с 50%-м шансом излечить пагубную привычку навсегда. Позже открывается возможность за деньги прокачать любой навык, без которого на выезде или в бою будет туговато.
В дополнение к микро-менеджменту Weappy нагенерировали несколько мини-игр, некоторые из них перекочевали сюда из первой части. Расследования теперь ведут не следователи, а любые полицейские с прокаченным интеллектом. Расковыривание банды происходит в усложненном виде: бандита можно расспросить о местонахождении лидера, а если это не удастся, то применить к нему «допрос третьей степени». Предварительно можно изучить медицинское досье, чтобы выяснить болевые точки пациента, но в принципе можно и опытным путем проблему порешать — главное, не прикончить подозреваемого, иначе дело зайдет в тупик.
Также доведется поиграть в очко с полицейским осведомителем и в соцсоревнование с капитаном полиции; доведется подкупать свидетелей уликами из хранилища, брать и давать взятки, открывать подконтрольный кинотеатр и попытаться спасти душу Джека Бойда, отгоняя тени фонариком, словно какой-нибудь Алан Уэйк.
Любовь Яновича к продукции Remedy вообще хорошо видна — будет вам и про «озера-океаны», и чуть ли не дословный кадр из Max Payne, и, в нагрузку, ономастика скандинавской мифологии: Илья поселил в Шарпвуде столько имен из «Старшей Эдды», сколько вы не найдете в иных фанфиках. Спасибо хоть, что без цитирования Quantum Break обошлось!
Следствие хорошо продуманных деталей This is the Police 2 — каждая история здесь выглядит как маленькое, сверкающее дельце из криминальной практики. И когда под Рождество с одним из ваших полицейских случится непонятная муть, вы, возможно, только через несколько часов вспомните, что вообще-то вас предупреждали о таком исходе, только вы тогда и слушать не захотели.
А вот в персонажей слабо верится. Полковник с военной выправкой и выучкой, строгий глава опаснейшей банды, болтает без чувства меры да еще и с таким выражением, словно стихи читает. Какой-то осторожный представитель среднего криминалитета, вымогавший приличную сумму у нашего героя, внезапно срывается на шитую белыми нитками авантюру. Отчаявшаяся следователь находит беглеца, разрушившего ее карьеру, и… не знает, что с ним делать. Про реплики и диалоги я вообще молчу и молюсь, чтобы Квентин Тарантино никогда их не увидел. Что это за картонные вырезки на ниточках, Илья?
И раз уж заговорил о минусах… распиаренные тактические бои оказались несбалансированным пшиком. Стрельба ограничивается прицельными выстрелами в грудь, но даже не потому, что шансы попасть туда самые высокие, а потому что в этом случае бандиты падают на землю и тихо умирают за пару ходов, не пытаясь сопротивляться. Я ни разу за всю игру не стрелял в руки, ноги или голову. В наше время такой скудный суповой набор называли «тактическая головомка» и посылали учиться мастерству у Incubation.
С другой стороны, стрельба вообще дело необязательное, за всю игру сценаристы ПОТРЕБОВАЛИ стрелять всего в двух миссиях, одна из которых — последняя, где на моей стороне выступила рота терминаторов во главе с бывшим алкоголиком Артаваздом Мурадяном. А вот стелс рулит: во-первых, у прокаченных ниндзя-полицейских есть третий action point (что открывает неописуемые возможности); во-вторых, за арестованных преступников дают больше очков, чем за их трупы; в-третьих, это просто красиво: первым ходом подбежал командир, отработал бандюка дубинкой, вторым ходом — подскочил напарник и нацепил на клиента наручники. Красота! Следующий!
И все же вернемся к минусам. Издержки инди-производства особенно хорошо видны, когда работаешь в огромной корпорации с настроенными процессами и требованием к качеству продукта. Weappy не может позволить себе UX-дизайнера, а даже если бы и могла, у них попросту не было бы времени вносить нужные правки в дизайн. А зря, правок здесь по-хорошему нужно много.
Взять, к примеру, инвентарь. Раздать экипировку можно только перед началом смены. И если вы отпустили полицейского на утро, то когда он вернется, в его карманах будет лишь верный табельный револьвер. При этом перки офицеру можно выбрать прямо перед боем, причем некоторые из них способны заменить полицейскую дубинку или перцовый баллончик.
В миссиях на стелс (любое подозрение — включается сигнализация — миссия провалена) нет никакой возможности предугадать, заинтересуется часовой происходящим, или сразу поднимет тревогу. Проходя миссию в лагере, я опытным путем нащупывал правильную тактику, при каждом поражении стискивая зубы и заново по 15-20 минут проходя уже сто раз известные шаги.
Не хватает еще перемотки скорости в режиме карты, особенно в конце, когда ты сидишь и по полминуты ждешь, пока все копы вернутся с выездов. О том, как обезвреживать банды, я вообще спрашивал у руководителя разработки игры, потому что своим умишком так и не допер (и в итоге за всю игру ни одну банду не расковырял до конца).
Интерфейс в бою неоптимизирован просто максимально. Чтобы посмотреть на способности и экипировку бойца нужно тянуть мышь вниз, открывая скрытую вкладку. Верхняя панель, в свою очередь, никуда не убирается, но и тянуться к ней нет никакого смысла — там всего две кнопки, которые вы при нормальном раскладе используете примерно ни разу за миссию.
Меню действий оперативника — классическая иллюстрация к статье «Как не надо делать UI». Много места занимают контекстные действия, некоторые из которых за всю игру используются в двух (!) миссиях. Меню перков состоит из всех десяти возможных навыков оперативника, вот только большинство иконок всегда затенено, потому что на миссию можно взять не больше четырех перков. Ну и зачем так делать-то?
И все же иногда я улыбался. Например, когда Weappy передает приветы коллегам по отечественной индустрии. Коп по имени Артавазд Мурадян, ростовщик по фамилии Ничипорчик, музыкальный критик Леонид Сиротин и так далее. Юмор для своих, и свои — довольны.
Все тот же необычный, но приятный арт-стиль выделяет This is the Police 2 на фоне других AA-игр. Своей набросочностью он превращает то, что в иных случаях смотрелось бы как комикс с озвучкой, в настоящую многочасовую радиопостановку с картинками. Жаль только, что сэкономили на актерах и режиссере озвучения — кроме Джона Сент-Джона и еще пары человек все остальные явно с листка прочитали и забыли.
Несмотря на все недостатки, мне понравилось то, на что я потратил два десятка часов своей жизни. Я не прошел первую часть This is the Police, но мне это ничуть не помешало наслаждаться второй и, готовясь встретить новый игровой день, откидываться в кресле с чашкой чая в превкушении новой серии этого криминального триллера. И я помню, как вжимался в кресло каждый эпизод, в котором Джек Бойд опять побеждал закон и справедливость, напоминая о безысходности Milanoir (рецензия).
Хорошее произведение держит в напряжении до самого конца, заставляя периодически грызть ногти и ни в коем случае не нажимать кнопку «Пропустить». Даже если вам не нравится протагонист, чужда культура и место действия, отвратительны примерно все действующие лица. Вы все равно смотрите, потому что вам мучительно хочется узнать, что же будет дальше.
Так вот, чтоб вы знали: This is the Police 2 — это очень хорошее произведение. Но не самая лучшая игра.
[appbox steam 785740]