Испанский язык — один из самых экспрессивных среди популярных мировых наречий. В нем полно крепких выражений, и вряд ли вы не поймете, что такое cojones, наблюдая контекст, в котором это слово произнесено. Испанский – это язык наркобаронов и бедных уборщиков, пристрастившихся к текиле алкоголиков и звезд телесериалов. Неудивительно, что этим богатством решили воспользоваться датские разработчики.
Нет, серьезно. Игра, насквозь пропитанная ломаным английским языком с крепкой примесью испанского, была создана в северных широтах Европы. Когда я увидел в титрах имена типа «Эрикссон» и «Лундгаард», у меня аж глаза полезли на лоб.
Впрочем, нордам удалось добиться нужной атмосферы: сюжет игры сильно запутан, потому что в ней действует отец (которого убивают в самом начале) и два его сына-близнеца – Рамон и Томас. Томас вроде как отчитывается перед начальством за то, что делает его братец. А тот творит всякое: вместо брата идет работать под прикрытием в наркомафию, угоняет дорогущие автомобили, разрушает все, что плохо упаковано, зачищает целые виллы с прекрасными девушками (то, что они вооружены М4 и палят во всех подряд, еще ничего не означает) – короче, дебоширит по-всякому. Но дебоширит с умом, ведь его брат работает в DEA (управление по борьбе с наркотиками), и любое неверное движение означает крах его работы.
Рамон не так-то прост, как кажется. Несмотря на фанатизм по отношению к оружию и грубой силе, он способен, к примеру, охмурить девушку или даже перевести старушку через дорогу. Но все-таки пушки – его любовь навеки. Пистолеты, револьверы, штурмовые и охотничьи ружья, обрезы, базуки и гранатометы – это все его. Как и любой нормальный человек, он может тащить на себе большое количество оружия, но вот с патронами беда – карманы-то не резиновые. Обязательно посмотрите вступительный ролик, он ярко иллюстрирует эту особенность Рамона.
На первый взгляд, игра – клон Grand Theft Auto. На второй – скорее, клон Xenus. В GTA во главе угла стояли геймплеи-статисты: возможность покупать недвижимость и магазины, полеты и плавание, мини-игры, трюки и куча секреток. В TO упор делается на дикий, безостановочный, практически безумный экшен. Зачем грузить спинной мозг чужой работой?
Мир Total Overdose разбит на несколько небольших районов – городок Los Toros и парочка прилегающих кварталов. В этом, кстати, игра очень напоминает Simpsons: Hit & Run. От одного конца известной карты до другого – ну от силы минут десять, и то, если ехать по очень извилистому маршруту. Но это и к лучшему – в GTA: San Andreas сильно доставали задания типа «сгоняй из одного конца карты на другой, а потом обратно», большую часть которых занимала дорога. Датчане работают компактнее.
А на Xenus игра похожа тем, что в сюжете замешан ближайший родственник и дело происходит в Латинской Америке. И большим количеством адреналинного экшена.
Количество трупов на минуту экранного времени превышает все более или менее разумные пределы. И ладно, если б Рамон просто швырялся свинцом налево и направо. Он ведь еще и обладает суперприемами. Может вдруг взять, подскочить на месте и расстрелять из УЗИ, укладывая всех, кто плохо спрятался. Или достать золотой пистолет на четыре заряда, работающий по принципу «один выстрел – один труп». Или превратиться в практически неуправляемого бешеного быка, сшибая с ног все на своем пути. Или вызвать на помощь мертвеца с гранатометом.А зарабатывается это добро очень просто: чем больше народу подряд убьешь, тем круче вкусности. Еще приемы можно встретить в виде бонусов и или получить за особо удачно выполненную миссию.
Фильмы Джона Ву не прошли мимо впечатлительных датчан. Рамон, будто превращаясь в Макса Пейна, умеет прыгать в режиме bullet time, не давая озадаченным бандитам успеть заметить пулю, входящую точно в переносицу. Помимо того он умеет стрелять точно в голову, но для этого надо обладать хорошим чувством ритма: навести прицел на врага, зажать правую кнопку мыши и ровно в тот момент, когда прицел замерцает желтым, нажать левую кнопку мыши. Скажу честно: к такому способу решения проблем я прибегал редко. Видать, плохой из меня барабанщик.
Стилистически игра действительно похожа одновременно на Once Upon a Time in Mexico Родригеса (один из суперприемов – Рамон берет в руки две гитары со встроенными пулеметами) и на Hard Boiled Джона Ву. Очень удачная атмосфера – наверное, поэтому я прошел игру за восемь часов в один присест.
Но Total Overdose даже и не следовало бы сравнивать с GTA, если бы она была обычным FPS с возможностью рулить автотранспортом. Находя специальные бонусы, выполняя задания и получая призовые очки, Рамон становится сильнее, здоровее, выносливее. В GTA был режим Rampage, здесь его аналог называется Day of the Dead (национальный мексиканский праздник поминовения – что-то типа Хэллоуина в США). На Рамона прет стадо мертвецов, которое позволяет набрать бонусов и суперприемов на полчаса вперед. За один заход можно набрать до тридцати трупов подряд – даже в самых «мясных» миссиях такое практически нереально.
Не обошлось и без автомобильно-прыжковых бонусов. Самые вкусные вещи, как правило, труднодостижимы. Угнать автомобиль (кстати, Рамон не выкидывает водителя, а просто сажает его на пассажирское кресло), разогнаться как следует – и полюбоваться над спорткаром, взлетающим на фоне багрового от заката солнца неба.
Увы, но небо – это, пожалуй, единственная вещь, которая с точки зрения графики является безупречной. Total Overdose разрабатывалась одновременно для приставок и для PC, но от «синдрома порта» это ее не спасло. Угловатые модели, грязные коробки домов, буратинные люди. Некрасиво, для PC могли бы и подкрутить полигонов.
Физика вызывает скептическую улыбку. Хуже, наверное, было только в Xenus. Ручные тормоза в автомобилях отсутствуют как класс, разворачиваются они очень неуклюже. Врагов разносит на мясные ошметки от дуплета из обреза, не говоря уже про короткую очередь из автомата. Двери традиционно открываются в обе стороны. В общем, жуть.
Движок вызывает откровенные сомнения. Вот Рамон подошел к коробке. Вот он на нее влез (самостоятельно). Вот Рамон подошел к бордюру. Вот он на него влезать не хочет. Что случилось? Почему? Ответ знают только в Дании.
Направление, в котором думали разработчики, принимаясь за музыкальное сопровождение, я поддерживаю обеими руками. Настоящую мексиканскую музыку должны представлять не всякие там Рики Мартины, а суровые мексиканские парни – такими в данном случае стали Molotov, Delinquent Habits и Control Machete, яркие представители местного хип-хопа. Композиции начинают играть только в момент наступления экшена и просто идеально поддерживают атмосферу Total Overdose.
Озвучка (по крайней мере, английской версии игры) сделана великолепно. Героев озвучивали настоящие испанцы, говорящие по-английски с соответствующим колоритным акцентом. Марко по прозвищу Крыса – это просто наслаждение, каждая его фраза заставляет верить, что перед нами бедный мексикано, живущий в трейлере и мечтающий о гринкарте для переселения в США.
Total Overdose, однако, заметно коротка. Внесюжетные миссии однотипны, на середине игры я бросил тактику «выполнять все, что можно выполнить» и начал проходить только обязательные задания. Таким образом, через восемь часов от начала я увидел титры. Одной дозы мне вполне хватило, спасибо датским разработчикам. Да и вам, соскучившимся по хорошему экшену, рекомендую опробовать разок – подсесть вряд ли получится, а свой приход вы получите обязательно.
в свое время дичайше катировал эту игру. Жаль что сутдия- разработчик ее помер уже.