Как звучит-то, а? «Трекер взгляда», ишь ты! Однако Tobii EyeX действительно умеет отслеживать взгляд, и что важнее — находить этой функции применение. Я провел несколько часов, глядя на «Тоби», и хочу поделиться с вами мнением (восторгами!).
Вообще я люблю такие маленькие нишевые штуки, не особенно распространенные и раскрученные (хотя «Тоби» как раз выруливает на трендовый хайвей), зато придающие игровым впечатлениям уникальный вкус. У меня долгое время была накидка Gametrix JetSeat, приятно массировавшая мне спину и попу, а наушниками Defender HN-G117 с вибрацией от басов я пользуюсь до сих пор. Так что трекер взгляда Tobii EyeX неплохо вписывается в мои требования к экзотике. Спасибо Карине Лавушкиной, что рассказала про него.
К сентябрю 2016-го устройство поддерживает несколько десятков игр, часть из них — нативно, с достаточно тонкой настройкой внутри каждой. Из последних новинок — Master of Orion и Deus Ex: Mankind Divided, причем при покупке можно выбрать одну из этих двух игр, и вам пришлют ключ для Steam. MoO у меня, понятное дело, уже давно был, а вот до DX:MD руки не дошли, так что тут я свой шанс не упустил.
Кроме того, есть с десяток игр (причем почти все — от Bohemia Interactive), в которых можно использовать Tobii EyeX, изменяя конфигурационные файлы самих игр. К счастью, руками никуда лезть не надо, достаточно лишь раз запустить такую игру, чтобы сформировался нужный файл, а дальше программа Tobii все сделает сама.
Заветный девайс я купил быстро — на сайте можно оплатить через Paypal или картой (которую тоже почему-то процессит Paypal). Правда, есть нюанс — в большинстве случаев придется заплатить НДС (26 евро), причем об этом я узнал уже после того, как мне пришел чек об оплате. Техподдержка извинилась за недостаточное информирование и заверила меня, что в ближайшем будущем они будут уведомлять об этом заранее. Сильно легче мне от этого не стало, но зато хоть вас предупредил.
Зато выяснилось, что поиск скидок на Tobii EyeX настолько популярен, что разработчики решили сами выдавать скидку в 10% просто так, чтобы вы не шарились по левым сайтам. Это немного (на 12 евро) скрасило горечь от уплаты налогов. А еще порадовала доставка по Европе: 14-го вечером я заказал свой трекер, 16-го его выслали, и уже 19-го мне в дверь постучал курьер с посылкой. Я даже не успел Deus Ex установить!
Подключение «Тоби» не заняло много времени — распаковал, наклеил магнит на нижнюю часть монитора (теперь никто не узнает, что у меня Samsung), налепил Kinect-подобную камеру на этот магнит, протянул провод от устройства в слот USB 3.0. С ним, кстати, оказалась самая засада — производитель NEC Electronics то ли поменял имя, то ли продал бизнес, но в любом случае после нескольких часов поисков я случайно узнал, что он теперь называется Renesas Electronics, и драйвера нужно искать именно по этому названию.
Родного софта у Tobii EyeX оказалось немного. С его помощью я откалибровал устройство в простеньких мини-играх: сжигал астероиды и лопал шарики. В настройках можно включить, к примеру, «телепортацию курсора» — по нажатию выбранной кнопки курсор мыши переместится туда, куда вы смотрите в этот момент. Но нужно помнить, что эта клавиша будет работать всегда, и другой функционал на нее лучше не вешать. Я вот назначил телепортацию на среднюю кнопку мыши, и мне пришлось забыть про hand scrolling в браузере, очень неудобно получается.
Отдельно идет программа Infinite Screen — та самая, что настраивает игры без нативной поддержки «Тоби». Среди них, кстати, есть и отечественная разработка — «Ил-2 Штурмовик: Битва за Сталинград«. У меня из всего списка нашлись только ArmA II и Take On Helicopters, вот в них я и поиграл.
Но первым делом я запустил Master of Orion — продюсер игры попросил меня оценить влияние устройства на геймплей (у нас в офисе Tobii EyeX нет, в отличие от разработчиков-аргентинцев). Докладываю: влияние самое позитивное. Стоит посмотреть на звездную систему и нажать кнопку, как камера приблизится к звезде, и оттуда уже можно мышкой кликнуть на нужную планету. Более того, «на взгляд» работает и приближение-удаление колесиком мышки, если зум по кнопке слишком стремителен.
Также работает легкий сдвиг камеры — если строго посмотреть на угол карты, то он услужливо подвинется, показывая скрытую до того территорию. Забегая вперед: эта функция в разных вариациях есть во всех поддерживаемых играх.
На этом фоне единственное, чего не хватает в Master of Orion — «телепортации» курсора в точку взгляда с одновременным кликом, как в настройках самого Tobii EyeX (а то включать ее туда-сюда неудобно). Учитывая, что большинство элементов в игре крупные, проблем с точностью телепорта не возникнет. И тогда это будет по-настоящему круто, на сто процентов то самое «управление взглядом на поле боя», о котором лично я когда-то мечтал.
Затем я поиграл в Deus Ex: Mankind Divided. Мои опасения насчет того, что мышь будет тянуть камеру в одну сторону, а взгляд в другую, не подтвердились. Здесь экран тоже двигается, если посмотреть на самый край, но чувствительность этого действия и глубина сдвига легко настраиваются. Другая схожая вещь — если не смотреть на элементы интерфейса, они тускнеют, оставляя более «чистую» игровую картинку.
Впрочем, есть функции и полезнее — снайперская винтовка включает прицел, наведенный на взгляд, а не на курсор. Поскольку прицеливаемся мы обычно именно туда, куда смотрим, штука получается очень удобная — я с большим удовольствием экономил время на доводку прицела.
И все же немножко побороться взглядом с мышью мне пришлось. В DXMD Адам Дженсен прячется и перебегает между укрытиями, и нацеливание на любое из них допустимо и мышью, и взглядом. Отсюда возникает диссонанс: когда я наблюдаю за противником, чтобы перебежать за его спиной, я по старинке указываю мышью на укрытие, отслеживая наведение прицела боковым зрением. Но поскольку взгляд мой прикован к противнику, то и Tobii EyeX считает, что я хочу перебежать к нему, а не к соседнему ящику. Впрочем, эту наводку (как и многие другие) можно отключить в настройках. Там еще много чего есть — например использование экипировки или хватание предметов с пола «на взгляде».
Следующим я опробовал ArmA II — это тоже шутер от первого лица, но с претензией на реалистичность. Он поддерживается «извне», в нем нет настроек Tobii EyeX, и это сильно ограничивает его возможности. Собственно, кроме сдвига камеры при взгляде на край, там ничего и нет. Более того, в отличие от DXMD опции с наведением прицела в точку взгляда в игре нет, а поскольку у «головы» персонажа отдельное от прицела управление, то периодически приходится еще и центрировать камеру отдельной клавишей, чтобы нормально пострелять.
В Take On Helicopters все то же самое — сдвиг камеры и отдельная кнопка для ее синхронизации с управлением. Летать в вертолетике, крутя головой, довольно забавно и даже симпатично, несмотря на фирменную графику Bohemia Interactive (читай: десятилетней давности рендер). Единственное, что мешает — необходимость читать субтитры, ведь трекер видит, что вы смотрите вниз, но не понимает, что это вы не коленками любуетесь. Так что если вам сложно распознать на слух, о чем толкует диспетчер, то лучше с Tobii EyeX в Take on Helicopters не играть.
Под конец я еще раз прошерстил библиотеку поддерживаемых игр, обнаружив там Assassin’s Creed: Syndicate. Любопытства ради посмотрел на Tobii EyeX и в ней. «Синдикат» я прошел месяц назад, и могу компетентно сравнивать игру с трекером и без него. Разница — колоссальная, в плане полезности даже Deus Ex: Mankind Divided с прицелом по взгляду отдыхает!
Во-первых, шэнбяо (крюк с веревкой) по взгляду — это просто благословление! Я помню, как я мучился с тяжелой инерцией мыши, чтобы увидеть заветное <R> в той точке, которая мне нужна. С трекером я прицеливаюсь в нужное место (и не теряю его из-за случайного дерганья мыши!) еще не добежав до края крыши.
Во-вторых, выбор врагов в бою. Я прошел один заход в Бойцовском клубе 9-го уровня и за этот заход выбил три (!) «квартета». А все благодаря тому, что я не боролся с камерой и управлением, чтобы случайно не добить противника для ачивки, а просто смотрел на следующего живчика, так что Иви сама переключалась на него.
Из необязательного, но приятного — если отвести взгляд от экрана, Tobii поставит игру на паузу. Я уж думал, что мне это не пригодится, но в какой-то момент мое присутствие в другом месте потребовалось столь срочно, что я вскочил, не нажимая Escape. Дело было во время боя, и я был обрадован, когда вернулся и увидел, что AC стоит на паузе. Впрочем, я по-прежнему считаю, что это крайне редкий случай.
А теперь главный минус: периодически приходится заново калибровать устройство. Это связано с тем, что я по-разному придвигаю кресло к столу, и даже банальная посадка (расслабленная или напряженная) меняет привязку координат. Не ленитесь лишний раз протестировать Tobii EyeX, садясь за компьютер — там есть быстрая опция Gaze Trace, которая показывает, куда вы смотрите. Если ваш взгляд не совпадает с мнением трекера, то лучше настроить его заново, это займет минуту, не больше. Надеюсь, что в будущем разработчики все же найдут способ определять зрачки без рекалибровки, а заодно расширяет область сканирования — сейчас она едва достигает одного метра.
Подытоживая: для первой ревизии Tobii EyeX работает на удивление стабильно, хотя количество игр с его поддержкой маловато. Если вы еще не купили Deus Ex: Mankind Divided или Master of Orion, то можете неплохо сэкономить, а если вы к тому же пока не прошли Assassin’s Creed: Syndicate, то получите еще и бонусное удовольствие.
При наличии свободных 130 евро и желания получить уникальный многочасовой игровой опыт — устройство можно покупать уже сейчас. Если денег нет, то вы держитесь и ждите следующую версию трекера, а то и начинайте копить на игровой ноутбук — у MSI и Alienware с этого года открылись линейки со встроенным в них Tobii EyeX. У этого устройства, на мой взгляд, большой потенциал, и я надеюсь, что со временем он будет полностью реализован.