Никогда не относился к автомобилям с особым пиететом. Красота корпуса? Адреналин скорости? Власть над законами физики? Ерунда! Автомобиль — это средство передвижения, и точка. А вот в виртуальной реальности машина — инструмент увеселения, самобьющаяся в приступе насилия кувалда, как учат нас Carmageddon и Flatout. У последнего как раз появился родственничек под названием Wreckfest — о нем и поговорим.
Бить машины друг об друга — это всегда задорно и интригующе. А ну какой фортель сейчас выкинет ньютоновская физика? Отлетит ли моя стальная колесница в другой угол, кружась вокруг собственной оси, или наоборот — вомнет капот машины в капор водителя? Любовь к этому делу не имеет границ — я даже как-то на Кикстартер Carmageddon Reincarnation занес сто баксов чисто из любви к искусству.
А вот финнам на Next Car Game (Wreckfest) заносить не стал, уж больно несуразная у них была кампания, которая к тому же провалилась. Но ничего, четыре года пошли игре на пользу — уже пользователи раннего доступа издавали крики радости, а уж после релиза так и вообще сплошные похвалы поперли.
Мое отношение к продукту первое время менялось, причем довольно сильно. Для начала я с неудовольствием отметил отсутствие «режимов трюкача». Больше всего в Carmageddon Reincarnation мне не хватало именно физических паззлов типа «швырни водителя в кегельбан». Затем мне не понравилось, что сбитые заборчики, щиты и знаки не дают ничего, кроме легкой задержки на трассе. Но потом я все-таки распробовал игру, и уже через час понял, что из Wreckfest я выйду еще не скоро.
Причина от меня особо не скрывалась: очень плавная прогрессия. Закончил гонку — купил на призовые апгрейд — пошел в следующую. Порой эта петля вынуждает переигрывать уже пройденные гонки, но в большинстве случаев упертого игрока ждет не только очередная победа, но и заметное улучшение результата. Здесь он представлен в двух видах: очки чемпионата (максимум дают только за первое место в каждом заезде) и «задачи со звездочкой» (опциональные челленджи, по одному-два на заезд).
Вся карьера состоит из пяти чемпионатов, в каждом свой набор соревнований. Поначалу они довольно короткие: по одному, по два, по четыре заезда. Но где-то с третьего чемпионата игрока начинают откровенно валить: нормой является соревнование из 8 заездов, каждый из которых отнимет у вас от 6 до 30 минут. К счастью, геймдизы позволяют перфекционистам переигрывать отдельные заезды ради улучшения результата и «звездочек». В одном случае я два часа проходил одну трассу (12 кругов по полторы минуты каждый), чтобы получить идеальный результат.
Кстати, за первое место дают не только максимальный балл, но и бесплатный узел или набор декалей. Это не всегда актуально, потому что обычно первое место получаешь все-таки на максимально упакованной машине, но иногда дают узлы для других тачек в гараже, а иногда случается, что за кольцевые гонки дают модуль брони, который потом пригодился в дерби.
Для ранжирования здесь используют классы машин. В магазине продаются стандартные узлы — всякие моторы, коробки передач, трубки, выхлопные трубы и прочие элементы ДВС. Эти модули влияют на гоночные характеристики машины: ускорение и занос. Но кроме них есть и броня, необходимая в дерби или заездах с обязательным повреждением соперников. И здесь начинается торговля: чем прочнее броня, тем тяжелее машина и тем сильнее страдают «гоночные» показатели, а те в свою очередь влияют на класс автомобиля. Вплоть до того, что слишком крутой двигатель может вынести «мини» класса C наверх в B, и его в таком виде уже не пустят к дошколятам, которые его перед этим уделывали как щеночка. Верно и обратное: слишком много брони превратят мощную лошадку в неповоротливого зубра.
На этих двух противоречиях и живет Wreckfest. В кольцевых гонках важно иметь хорошие показатели разгона и разворота, а в дерби — броня, броня и еще раз броня. Поэтому затариваться в магазине приходится всем, на что только хватит денег. Впрочем, крутые узлы — не панацея для водителя-новичка. У игры есть два уровня владения автомобилем: первый — это уметь рулить в принципе. Тут даже входить в поворот можно тремя способами: дисковые тормоза (для небольших углов), ручник (для дрифта в опасный поворот) и пониженная передача (для хитровыдуманных «змеек»).
Второй уровень скилла — «расточка» машины до такой степени, чтобы она вела себя приблизительно так, как этого хочет опытный автослесарь. Надо повысить сцепление на асфальте? Опускайте подвеску и наворачивайте броню. Трек изобилует изгибиами и поворотами? Понижайте передаточное число, чтоб быстрее разгоняться за счет максимальной скорости.
(Забавно, что я пишу эти фразы с ненулевым пониманием описываемых механизмов. Пять лет назад я даже не умел водить, но был принят на работу ведущим геймдизайнером гоночной MMO, в которой нужно было заниматься именно что «расточкой» машины на профессиональном уровне. Я два года принимал активное участие в разработке сложной онлайновой игры, core gameplay которой оставался для меня черной дырой.)
Единственное, на что имеет смысл попенять в Wreckfest, это интерфейс. Я долго ломал голову во второй кампании, как мне набрать 2000 очков, если со всех представленных заданий я в прыжке получил бы 1800. Да к тому же один из них требует класс B, что автоматически означает кучу затрат на новую машину и апгрейды. В конце концов оказалось, что на экране есть малозаметная стрелочка, которая указывает на второй слайд, где скрывается еще столько же чемпионатов — и все, разумеется, для класса B.
Не менее запутан интерфейс в самих гонках. Там можно и машину заточить под тип трассы, и даже в магазин и в гараж сходить, чтобы прикупить или поменять детали. Вот только вход в эти интерфейсы расположен в разных местах: что-то можно поменять перед самым отсчетом гонки, а для чего-то нужно из этой гонки выйти. Учитывая, что физмодель машины легко меняется в реальном времени на трассе, даже странно, что игра требует таких манипуляций.
Но вообще мне Wreckfest понравилась. Кольцевые трассы со временем выучиваются до каждого поворота, в дерби придумываешь свои хитрости на основе поведения AI, а тут еще и спецрежимы встречаются. Как насчет сесть за руль школьного автобуса и размотать полторы дюжины «мини»? А принять участие в battle royale на газонокосилках? А погонять по «восьмерке» длинной колбасой в 25 машин, раз в полминуты создавая на перекрестке аварийные ситуации?
Ну и музыка, конечно. Каждая серия Flatout пополняет мою коллекцию альт-рока. В прошлые разы это были No Connection и Wolfmother, в этот раз внимания заслужила Cyan Kicks. И за это финским разработчикам и их музыкальному продюсеру — большой респект.