Assassin’s Creed Odyssey (2018)

В советской повести «Петля гистерезиса» историк Курочкин отправляется в I век нашей эры, чтобы доказать вымышленность Иисуса Христа. Но вместо этого он, при помощи нейлонового балахона, антибиотиков и бутылки водки сам оказывается Мессией. Схожие ощущения вызвала у меня Assassin’s Creed Odyssey, когда первое, что я услышал в Древней Греции — современную матерщину из уст главной героини.

Да-да, героини! Можете ухмыляться сколько угодно, но пропустить возможность впервые со времен Liberation полностью вжиться в образ женщины в Assassin’s Creed я не смог. И ни разу об этом не пожалел — спартанка Кассандра общается с окружающим миром грубовато, с долей юмора и цинизма. Для банального мужика-протагониста (я правда это пишу?!) такой стиль привычен, понятен и приятен еще со времен Эцио Аудиторе, а вот представить себе Эвелин де Гранпре или даже Иви Фрай в таком формате я никак бы не смог.

Другое дело — Древняя Греция с ее дикими нравами в провинциях и развитой демократией в Великих Афинах. Наемника-головореза везде принимают с долей презрения, и редко взывают к его жалости и милосердию. Кассандра (давайте представим, что играть можно только за нее) и сама ценит звон монет выше прочих материй. Единственное, что способно растрогать ее сердце — судьба родных, с которыми еще в детстве ее разлучил сценарий AC Odyssey. Со случайной реплики, заронившей каплю надежды, и начинается игра.

Эллада — территория великих возможностей (раза в 2-3 больше Египта). Между двумя крупными государствами идет война, и наемнику есть где разгуляться. Даже по сюжету Кассандра то помогает Спарте, то спасает Афины — все, разумеется, ради зацепки, ведущей к раскрытию тайны ее родителей.

А деньги и ресурсы в Древней Греции зарабатывают по-другому: можно выполнять безликие поручения (от подай-принеси до пойди-убей) или задания (отличаются режиссурой катсцен и озвученными диалогами), а можно отправиться в море на собственном корабле и открыть охоту на лодки афинян, спартанцев или вольных пиратов. Можно облазить все окрестные пещеры в поисках сокровищ, можно напасть на какой-нибудь городок, убить всю стражу и разграбить храм (ну признайтесь, в детстве же читали про такие подвиги? мечтали о них?). Можно банально отправиться в лес или горы, чтобы самостоятельно нарубить дров и добыть руду — пригодится для апгрейда корабля или экипировки.

Со шмотками вообще проблем нет — тряпичное, кожаное и металлическое добро сыплется отовсюду, словно из рога изобилия. В отличие от Borderlands или Diablo, постоянно заниматься микроменеджментом рюкзака не стоит — AC Odyssey не настолько сложна. Раз в полчаса зашел да потыкал кнопки: что-то разобрал на дерево и металл, что-то нацепил на себя. Еще, бывает, перед боссами или сложными битвами нужно подготовиться, но там скорее речь про перестановку приемов, нежели про инвентарь. Наверное, никогда еще Assassin’s Creed не был настолько похож на Diablo (или, учитывая контекст, на Titan Quest).

Еще один аспект в пользу рогаликов — ограничения территорий по уровням. Как и в AC Origins, здесь нельзя спокойно оббежать всю доступную карту, выполняя побочные задания налево и направо. Случайно проскакав лишнюю милю по дороге, можно наткнуться на врагов такого уровня, при котором неподготовленного наемника убьют одним случайным выстрелом из лука. Периодически приходится тормозить и пастись в «нубских» долинах, поскольку сюжет сильно скачет вперед по сложности, требуя выгула персонажа на контрактах и побочных квестах.

Но надо сказать, что карту исследовать очень увлекательно — дизайнеры заботливо пометили точки интереса, не объясняя их предназначение. Любопытство приводит к самым разным историям: можно случайно наткнуться на деревню, в которой помимо банальных федексов легко встретить NPC с интересной завязкой для квеста. А в некоторых случаях с этим NPC можно… переспать.

Причем наемнику все равно кого ублажать: за двадцать часов моя Кассандра укладывалась в постель с самыми разными греками: с мужчинами и женщинами, с молодыми профессионалами и пожилыми аристократками, со жрицами-домоседками и искательницами приключений. Похоже, что тренды игровой индустрии Эдмонтона наконец-то добрались и до Монреаля. Понадобилось всего шесть лет, чтобы преодолеть три с половиной тысячи километров Канадской пустоши.

Но в любви и на войне не все равны. Если Кассандра увлечется открытым кровопролитием, за ее голову назначат награду, а вскоре и отправят за ней наемника. Здесь есть два варианта решения проблемы: либо тихариться вдали от деревень и дорог, пережидая поисковую операцию в кустах, либо заплатить штраф и снять с себя все обвинения. Есть и еще момент: отправленный за Кассандрой наемник покинет крепость, в которой он обычно сидит — тут-то его можно и завалить под шумок. Нужно это для того, чтобы рейтинг Кассандры как устрашающей наемницы рос в глазах всей древней Эллады.

Кстати, про эллинов. Вряд ли я совру, если скажу, что AC Odyssey — это редчайшая возможность интерактивно познакомиться с обрядами Древней Греции. Пусть и более романтизировано, чем в реальности, но это лучшее, что у нас есть. Принять участие в процедуре остракизма? Спросить совета у Дельфийского Оракула? Принести жертву богам? Все это и многое другое предстоит сделать простому спартанскому наемнику.

Равно как и пообщаться с историческими личностями (а зачем еще мы играем в Assassin’s Creed?). Великие скульпторы, историки, полководцы и философы так и ждут, когда Кассандра случайно или по сюжету подойдет с ними поболтать. Но обольщаться нельзя: первый же разговор с Сократом ставит в тупик. Стоит подыграть его философии или прикинуться дурачком, чтобы узнать побольше о величайшем уме античности?

Отдельно отмечу работу озвучания англоязычной версии. Для меня, четвертый год живущего в грекоязычной среде, очень приятно слышать правильные ударения и окончания. Даже имена, имеющие исторически сложившееся прочтение в английском языке, актеры читали так, как это принято в греческом. Слух резало только употребление современных греческих ругательств — это как если бы на Руси X века Владимир Красно Солнышко вдруг начал извергать матерщину с известными татарскими корнями.

В техническом плане AC Odyssey не сильно отличается от предшественника. Мне «повезло» наткнуться на баг, при котором Кассандра просто исчезла, от нее остался лишь колчан. Помогло сохранение и его загрузка. В остальном претензий нет, лишь в паре мест, заполненных людьми, ощущалось легкое падение фреймрейта (обычная PS4).

Попытка описать Assassin’s Creed Odyssey привычными терминами и референсами вряд ли будет удачной. Здесь есть что-то от The Witcher 3, а что-то от Shadow of War; кому-то игра пахнет World of Warcraft, а вот лично мне чаще вспоминалась Star Wars The Old Republic — онлайновая RPG с огромным миром, ресурсами, системами прогрессии, срежиссированными и озвученными диалогами и абсолютно нормальной возможностью пройти игру полностью в одиночку. Точно так же и здесь, просто в отличие от SWTOR «Одиссея» не прикидывается MMORPG.

Но, возможно, это как раз следующий шаг для Assassin’s Creed как франшизы.