Battlefield 3: Close Quarters (2012)

Close Quarters – аддон для принципиальных, стойких, мужественных бойцов. Для тех, кто способен годами играть в одну и ту же игру, тренируя навыки по захвату высших мест в таблице рекордов. Для тех, кто придерживается раз и навсегда выработанных, доведенных до автоматизма правил. Для настоящих солдат, короче. Но не для людей совершенно.

Заранее отвечаю на вопрос «Какие могут быть претензии?»: да, это дело самих игроков; да, если я не хочу, то могу и не играть; ОДНАКО лично я вижу во всем этом порочную практику. Точно так же как Counter-Strike на добрый десяток лет парализовал киберспортивный мир, не давая нормальным вещам вроде Day of Defeat законного места на Олимпе, так и выпуск дополнений – «с четырьмя новыми картами!» – уверенными темпами шагающего экскаватора ведет к тому, что вскоре вы будете играть с десяток предлагаемых по умолчанию битв, согласно кивать вслед за утверждением «комьюнити хороших карт не сделает» и безропотно отстегивать двойную цену за три-пять новых уровней. Потому что такой вот у них тренд.

Мне могут и будут возражать: зачем мучить людей, предлагать им какие-то наборы принципиально иных идей, неотработанных и вообще придуманных непрофессионалами (L4D2, потерпи, они не про тебя), если они уже играют в близкую к идеалу забаву, отполированную и гладкую как внутренняя поверхность цевья помпового ружья? Мол, задача разработчиков на данном этапе – улучшать экспириенс качественно, а не количественно. Никто не жалуется на отсутствие новых полей для шахмат, верно?

Мой аргумент очень прост: тогда не берите за это такие деньги. В конце девяностых среди разработчиков считалось хорошим тоном выложить бесплатно набор дополнительных миссий просто для развлечения себя и пользователей. ОК, времена меняются. Но даже с учетом тотального ухода индустрии в прибыль такая инфляция никуда не годится. Впрочем, тут мы возвращаемся к «кто хочет, тот купит», поэтому будем считать, что весь этот спор выеденного яйца не стоит. Действительно, кто хочет – тот купит; лично я просто-напросто отговариваю вас от этого поступка. Смотрите сами: вот чего вы не получите, если потратите 600 рублей на что-нибудь другое.

Вариант «сухо и вкратце»: четыре карты, уникальный режим игры и десять заданий (за выполнение каждого – эксклюзивный ствол). Весь действительно новый и ценный экспириенс будет употреблен вами за пять-шесть лихорадочных часов, после чего начнется привычная рутина: та-а-ак, надо сделать двадцать фрагов из базуки и тридцать из карабина… занять место в топ-5 нового режима… выиграть три Conquest Domination…

Всем этим можно заниматься и в оригинале, поэтому вернемся на минутку к эффекту новизны.

Как известно, Battlefield 3 позволяет развернуться во всю мощь, но только не вольным модмейкерам, а самим разработчикам. Полгода назад серию «тематических аддонов» открыл Back to Karkand, состоящий из римейков карт BF2; в сентябре выйдет посвященный битвам железных чудовищ Armored Kill; препарируемый же ныне Close Quarters – про то, как легко превратить Battlefield в Call of Duty. В нем начинаешь обращать внимания на детали. Каждый угол – враг, каждая лестница – повод кинуть «страховую грену», каждый проем обследуется на наличие мелькающих фигурок. Все четыре карты проработаны так, чтобы между респавном и возможностью открыть огонь проходили считанные миллисекунды.

Этот безусловный плюс тянет за собой некоторые неприятности возрождения: когда впихиваешь 32 человека в двухэтажный офис, по которому из конца в конец летают пули и гранаты, приходится чем-то жертвовать – в данном случае возможностью окопаться. Впрочем, ветеранам Operation Metro не привыкать. Чемпионы турникетных перестрелок и мастера эскалаторного кемпинга чувствуют себя в CQ как рыба в воде. Таргетовая аудитория дополнения – гуру шотгана, повелители «калаша» и властелины пулемета, хотя подходящее занятие найдется даже для снайперов — но только на средних дистанциях.

Отдельно повезло универсалам. Если вы одинаково плохо владеете пистолетами, ружьями, карабинами и автоматами, то вам самая дорога в Gun Master. Правила этого режима, зародившемся в первичном бульоне Half-Life, чем-то напоминают загнанный в узкие рамки CS. Игроки делятся на две команды, каждому бойцу выдается пистолет. После того как он этим пистолетом сделает два фрага, ему выдадут полуавтоматический пистолет — на радость бойцу и горе жертвам.

Дальше в руках перебывают практически все виды оружия, включая снайперские винтовки и гранатомет, а в конце нужно будет сделать «двоечку с ножа». Кто первым освоил этот ассортимент из семнадцати наименований, тот и победил. Поскольку в Gun Master нет четкого переломного момента (прогресс нельзя прервать, кроме как обидно погибнув от удара холодным оружием), то баланс распределяется в равных долях между везением, терпением и умением.

Есть в Close Quarters еще одна строчка, которую EA пихает во все описания: «разрушаемость в HD». Никакого отношения к высокой детализации или повышенному разрешению она не имеет, просто на картах аддона вас будут еще больше отвлекать бьющиеся стекла, вырванные с мясом филенки, расстреливаемые пеноблоки, дыры в перегородках и прочие тайные мечты офисного работника. К концу раунда, особенно на сервере с повышенными рейтами, милое здание Zeba Tower превращается в декорации для документального фильма про ураган Катрина.

Раскинем, друзья, мозгами – что нам в сумме дает Close Quarters? Пять часов некоего эфемерного опыта, основанного на отработанных ранее рефлексах, десять стволов, которые почти ничем не отличаются от топовых пушек первого призыва (та же беда была и у Back to Karkand) и милая, но бесполезная визуалочка.

Вы готовы заплатить за все это 600 рублей?