Darwinia (2005)

header
Darwinia – это очень легко, но легкость обманчива. Мы привыкли к играм, которые вольготно располагаются на одном-двух DVD; «Дарвиния» делится на руководство (3 Мб), звуки и музыку (27 Мб) и саму игру (2 Мб). Мы полагаем, что даже на один компакт-диск красивая игра поместиться не может; эта худосочина использует все мощности видео DirectX 9. Помимо прочего, она еще и увлекательная. Так что же это вообще такое?

Корни игры произрастают из веселых 80-х, когда умами математически подкованных юнцов владела всемогущая «Амига». Машинный код этого компьютера позволял творить чудеса: всего в несколько сотен команд можно уложить популярную синтезаторную мелодию; еще два десятка строчек кода – и на экране появлялись линии, круги, квадраты; еще немножко – и вот перед нами настоящие трехмерные фигуры, постоянно меняющие цвета, насыщенные великолепными (правда, одноцветными) текстурами; накинем финальные килобайты кода – и мы получим Программу. С большой буквы – потому что в этой программе есть все: в ней есть начало и есть конец, в ней есть графика и в ней есть звук, наконец, она эстетически восхитительна. И умещается на одной дискете.

Да, предтечей «Дарвинии» была именно демосцена — развлечение для мастеров клавиатуры. Именно поэтому полноценная стратегия в реальном времени весит всего пару мегабайт, и это тот редкий случай, когда размер не имеет значения.

d01

По сюжету некий доктор Сепульведа, основатель компании Protologic, разработал отличный домашний компьютер Protologic 68000. Но по неизвестной причине продажи провалились, поэтому Сепульведа заперся на складе с компьютерами (50.000 шт) и от скуки начал строить из них локальную сеть. Каково же было его удивление, когда компьютеры создали между собой резонанс на квантовом уровне, и зародили новую цифровую жизнь. Это удивительное событие было названо гиперпроцессом, при котором вычислительная мощность увеличивается экспоненциально, а все остальные умные слова вы сможете вычитать в богато иллюстрированном руководстве к игре.

Новый цифровой мир Сепульведа окрестил заповедником «Дарвиния», а жителей этого мира – дарвинианцами. Каждый компьютерный человечек обладает цифровой ДНК и цифровой душой, которая, как это ни удивительно, после смерти виртуального тела возносится на виртуальное же небо. Там душа используется при создании нового дарвинианца – происходит что-то вроде реинкарнации. Благодаря программе эволюции Сепульведы, существа научились не только размножаться и умирать, но и выживать в цифровом мире, обучаться новым премудростям, и неудивительно, что они даже создали свою цифровую религию, в центре которой находится добрый папа Сепульведа. Но другой закон, в чем-то схожий с дарвиновским, гласит, что если все идет хорошо, значит, скоро будет плохо. И вот, в Дарвинии появляется вирус, который начинает разрушать мир, созданный заботливым доктором Сепульведа…

d05

Вирус, как и дарвинианцы, постоянно воспроизводится и эволюционирует. К вашему приходу он расплодился и захватил практически все, что можно было захватить и разрушить в этом мире. Но с помощью программ Сепульведы, вы можете уничтожать вредные организмы, собирать их бренные души и отправлять на то самое небо, откуда они вернутся в облике простых дарвинианцев. Для этого существует контрольная башня, позволяющая выпускать подконтрольные вам программы. Поначалу вы можете создавать только отряды, способные изничтожать вирусы всеми доступными способами (включая цифровые гранаты и цифровые ракеты), а впоследствии появляются инженеры, собирающие души и захватывающие пораженные вирусом контрольные башни.

Запуск программ напоминает Black & White – зажимаем левую мышку, рисуем простую геометрическую фигуру, получаем результат. Правда, поначалу я путался: отряды (квадрат) и инженеры (трапеция) рисуются практически одинаково, только в первом случае мышку надо вести по часовой стрелке слева направо, а во втором – наоборот. Последующие фигуры разительно отличались, и там проблем уже не возникало.

d03

Задач в каждой миссии несколько. Во-первых, это захват контрольных башен, которые прикомандированы к специальным порталам, ведущим в следующие миссии. Во-вторых, это спасение дарвинианцев. Они, вообще, ребята свободолюбивые, и прямому контролю не поддаются. Поэтому вам нужно создать программу-«офицера» и уже с ее помощью отвести дарвинианцев в безопасное место. Процесс сам по себе оригинален, и более мне нигде не встречался: вы щелкаете правой мышкой на местности, и все дарвинианцы в радиусе «офицерского контроля» бегут в указанную точку. Можно даже поколесить по округе, чтобы «захватить» в сферу влияния остальных жителей. Как только дарвинианцы прибывают на сборный пункт, они начинают бродить по окрестностям и всячески нарушать дисциплину. Если же к ним подогнать офицера, они бегут обратно. Очень напоминает детский сад на выгуле.

Кстати, вот эта вот воспитательская беготня утомляет больше всего. Даже уничтожение вирусов отрядами цифровых коммандос (постоянная стрельба, гранаты – ужас просто!) не так надоедает, как сбор непослушных дарвинианцев. С другой стороны, детский сад отступает перед особо вредными вирусами, которые нужно уничтожать, не давая им размножиться. Вообще, управление в этом моменте напоминает Cannon Fodder – левой мышкой идем, правой стреляем, двумя – кидаем гранату/ракету. Местность тут трехмерная, так что не обессудьте, если вы швырнули гранату в гору, а она вернулась вам под ноги. Сами же вирусы поначалу довольно пассивны, но со временем появляются такие модификации, от которых хочется выть. Например, Спорогенератор. Этот цифровой гад все время летает, и достать его лазером невозможно. На землю он спускается только для того, чтобы положить яйца, которые оплодотворяются обычными вирусами (напоминающими змейку). Так что завершить потомство можно только двумя способами: либо расстрелять все вирусы (а их очень много), либо дождаться момента и расстрелять Спорогенератор. Но все равно, «детский сад» в этом плане зануднее.

d02

Как уже упоминалось, графика в игре обрисовывается командами, записанными в txt-файлах. Да, она очень красива – благодаря всевозможным фичам DirectX 9, но одноцветные текстуры могут показаться обычным игрокам издевательством над священным жанром. Впрочем, хардкорные геймеры плевать хотели на это кощунство, ведь не в графике дело. Ну и что, что игровое поле и объекты составлены из разноцветных клеток? Ну и что, что все объекты, которые не составлены из клеток, занимают по 50 килобайт bmp-файлов? Главное – это геймплей.

Музыку для Darwinia написали различные композиторы-трекеры (это те, что сочиняют цифровую музыку для демосцен), причем она-то как раз была записана в формате ogg, а не на ассемблере. Впрочем, это удобно – можно взять любую понравившуюся мелодию и прослушивать ее отдельно от игры.

d04

В итоге мы имеем очень нестандартную игру. Пусть графика очень простая, а сама игра умещается в два мегабайта, но я не исключаю, что некоторые геймплейные инновации вскоре увидят свет и в других играх — тех, что выходят на двух-трех DVD.