Fahrenheit (2005)

opener

У меня нет боязни чистого листа. Я всегда могу найти, с чего начать статью. Привести интересный факт об игре, ее разработчиках, какой-нибудь эпизод, связанный с ее созданием. Но именно сейчас, когда я очень хочу написать обзор Fahrenheit, я сижу и не знаю, с чего начать. Написать традиционное вступление а-ля «был такой интересный момент» – означает обидеть массу других интереснейших фактов. Банально зайти с сюжета – оскорбить саму игру. Поэтому начну проще: Fahrenheit – лучшее из того, что выходило в этом году. И не только среди игр.

Есть такое хорошее английское слово weird – оно означает нечто странное и пугающее. Представьте себе, что вы очнулись в туалете обыкновенной забегаловки. У вас в руках окровавленный нож, а перед вами лежит человек, которого вы только что зарезали. Процесс убийства вы не помните, как оказались в туалете – тоже, ибо только что сидели за столиком и читали Шекспира, а через секунду очнулись убийцей. Пока вы в панике думаете, где спрятать тело, куда девать нож и как избавиться от пятен крови, экран вдруг делится на две части: на левой стороне вы продолжаете управлять героем, Лукасом Кейном, а на правой показывают, как патрульный полицейский, до того болтавший с официанткой, направляется в сторону туалета. Паника нарастает в геометрической прогрессии. Практически до самого конца игры вам гарантировано повышенное содержание адреналина в крови.

128062-indigo-prophecy-windows-screenshot-a-corpse-and-a-cop-just

Как и всякий приличный триллер, Fahrenheit ежесекундно разворачивает сюжет в новую сторону. Основных героев на самом деле трое: Лукас Кейн, главный подозреваемый, Карла Валенти, следователь дела об убийстве, и Тайлер Майлс, ее чернокожий напарник. Весь сторилайн крутится вокруг этих трех персонажей, раскрывая то одну, то другую сторону расследования загадочного убийства. Каждый эпизод поочередно предлагает выбрать, за какого из героев играть сначала, а стало быть, и в каком направлении вести сюжет. Пока Карла копается в архивах в поисках дела, аналогичного расследуемому, Тайлер выясняет у местного антиквара, что тот может сказать о книге, которую подозреваемый читал в тот вечер; сам же Кейн в это время встречается со своим братом в парке. Этот временной отрезок вам придется пройти за всех трех героев, остается лишь выбрать, в какой очередности.

Играя за Лукаса, вы будете ощущать безысходность момента. Придя домой в пустую квартиру, вы посмотрите новости, проверите автоответчик, выпьете молока или джина, послоняетесь по комнате, почитаете новости в Интернете, послушаете музыку, поиграете на гитаре, потренируетесь в боксе с «грушей». В каждом действии Лукаса ощущается непрерывная депрессия, нагнетаемая таинственным убийством и внезапными видениями; видны его попытки уйти от этой нереальности, которая его охватила. Совсем другая ситуация у Карлы. У нее постоянно играет музыка, уютная квартира обставлена так, как и должно быть у молодой девушки: постеры на стенах, мягкий диван, плошки со свечками, компьютер с принтером и факсом. К ней зашел сосед, вы мило попили винца, погадали на картах. Карла живет, в то время как Лукас – пытается выжить. Ну а у Тайлера другая проблема – его второй половине надоело каждый день бояться, что он не вернется с работы. Саманта его сильно любит, устраивает маленькие праздники каждый день и всячески дает понять: милый, брось эту работу.

128068-indigo-prophecy-windows-screenshot-tyler-and-samantha-sleeping

Различия между детективами Валенти и Майлс ярко характеризует их мышление. На полу прачечной лежит уборщик, из глаза торчит нож. Валенти думает: «Какая нелепая смерть!», Майлс думает: «Хм, рукоятка ножа в точности совпадает с рукоятками инструментов из ящика». На самом деле, они друг друга стоят: Клара может увидеть то, что не заметил Тайлер и vice versa.

Еще один момент: каждый герой обладает параметром Mental State (настроение). Оно ни на что не влияет, кроме финального рейтинга, а воздействие на этот параметр идет постоянно. Лукас узнал, что по телевизору показывают его фоторобот – настроение падает. У Карлы клаустрофобия, и если она не выберется из тесного подвала – настроение сильно упадет. Тайлер очень любит свою девушку, если ему придется пойти на работу вместо того, чтобы провести вечер с ней, он загрустит. Депрессивность происходящего такова, что максимальный параметр Mental State – «нейтральный». Ибо ничего по-настоящему хорошего в этом мире Нуар-Йорка не происходит.

128070-indigo-prophecy-windows-screenshot-wine-for-two

Тупиков в игре нету. Бывают, конечно, спорные моменты, помимо не успевшего убежать от рук правосудия преступника: Лукас сделал глоток джина без тоника, затем выпил пару таблеток от головы и умер. Типа на упаковке было написано «не употреблять с алкоголем». Зато есть Quick Time Events, проигрывать которые просто запрещено. Встречаются они часто — в отличие от большинства игр, QTE нужно не только для того, чтобы отпрыгивать от летящей в голову табуретки, но и для того, чтобы успеть сформировать мысль: «странно, на улице -20С, а у него изо рта пар не идет».

Есть в игре и еще один геймплей, получивший прозвище «режим LR». В нем нужно поочередно нажимать кнопки поворота персонажа влево и вправо. Причем нужно делать это не только быстро, но и скоординировано; промежутки времени между нажатиями должны быть одинаковыми, считаются даже мельчайшие доли секунды. Это серьезно осложняет игру, так как LR-режим обычно появляется в компании с QTE, и не дает второго шанса. Порой от последней сохраненки до LR нужно «пройти» полторы минуты чистого Quick Action. А ближе к концу идет сразу три LR-эпизода подряд. После прохождения Fahrenheit я некоторое время не мог отделаться от ощущения, что могу указательными пальцами могу скобы гнуть.

128079-indigo-prophecy-windows-screenshot-better-get-ready-now

После окончания работ над Omikron: The Nomad Soul (1999) разработчики из Quantic Dreams основали внутреннюю студию по работе с motion capture. За пять лет она поработала и над акробатикой для кинематографа (например, фильм Immortel по комиксам Энки Билаля), и, собственно, над Fahrenheit. Когда Лукас Кейн понимает, что его сила и ловкость после таинственного убийства в закусочной многократно увеличились, он выполняет такие трюки, что кажется, будто это действительно фильм – настолько все плавно и пластично. Документальные съемки с записей mo-cap даже запихнули в раздел бонусов.

Несмотря на то, что игра вышла одновременно на нескольких консолях и PC, движок «нашей» версии был по максимуму адаптирован под современные возможности персоналок. Правда, некоторая угловатость моделей и нехватка полигонов продолжают ощущаться, но это несущественно. Fahrenheit лишь первая игра в длинной (искренне надеюсь) серии интерактивных приключений, и работы над улучшением в плане полигональности и сложности моделей будут вестись постоянно.

798930-indigo-prophecy-xbox-screenshot-guess-detective-really-trusts

Как и полагается хорошему кинофильму, саундтрек представлен оригинальными темами и сторонними композициями. Основные темы (всего две, зато какие!) написал Анджело Бадаламенти, который делал музыку к большинству фильмов Дэвида Линча. Стилистика, безысходность и депрессивность саундтрека усилена скрипкой, которая чуть ли не заставляет выть на луну – особенно, когда играешь за Лукаса. Набирающая популярность рок-группа Theory of a Deadman представлена четырьмя песнями с последнего альбома – обычными образчиками своего жанра. Также есть и «классические» композиции 70-80 годов. Актеры озвучения поработали очень хорошо, за исключением Агаты – я бы никогда не поверил, что ее озвучивает актер соответствующего возраста. И правильно сделал – в одном из бонусных роликов показывают процесс озвучки, в том числе и этой странной старухи.

Кстати о бонусах. К DVD-версиям фильмов ведь прилагаются бонусы? Так и в Fahrenheit: если вы соберете карты Таро и получите в итоге хороший рейтинг (зависит от конечных Mental State всех персонажей), то откроете кучу вкусного. Можно прослушать все композиции, обозреть галерею персонажей и наброски к игре, посмотреть интересные ролики (как из игры, так и оригинальные – например, соревнование Карлы и Тайлера в конькобежном спорте или стриптиз Саманты) и ознакомиться с процессом создания Fahrenheit – как проводился motion capture, озвучка и т.п.

128108-indigo-prophecy-windows-screenshot-special-movies-can-be-unlocked

Про Fahrenheit можно рассказывать долго. Это действительно та игра, которую мы так долго ждали, и, несмотря на некоторые моменты типа «режима LR», она идеальна. Она заново открывает жанр, который пользовался популярностью сначала двадцать, а потом десять лет назад. В планах Quantic Dreams еще два проекта, один из которых пока не раскрывается, а второй – продолжение по-своему гениальной Omikron. Будем надеяться, что они удержат планку качества гениальной Fahrenheit.

  • Denis Kublitsky

    «Fahrenheit – лучшее из того, что выходило в этом году. И не только среди игр».

    ^^ а ведь и впрямь 2005 год в плане игр оказался печален. Правда, FEAR и Psychonauts я бы поставил выше Фаренгейта.

    • Grassy

      вы всерьез? fable, movies, devil may cry 3, cod 2, сан андреас, первая yakuza, космические рейнджеры 2, resident evil 4, пятый теккен, jade empire, soulcalibur 3, guitar hero, наконец.

      потрясающий был год.

      • Denis Kublitsky

        Ну да, потрясающий год для сиквелов.

        • desecration

          Половина из названного — новые франчайзы.

  • emorkovin

    О да, Fahrenheit был лучшим в том году. Я помню.

    Никогда не противопоставлял квартиры у глав героев. Интересное наблюдение.
    Вот казалось бы: собирать по локации карточки, но ведь стимулирует исследование окружающего мира. Мне чего-то подобного в Heavy Rain не хватило.

    А разве если Mental State падает до 0 игра не заканчивается?

    • Eugene Andzhe

      Заканчивается. И это дико бесило. В игре есть момент, где у Лукаса по сюжетному скрипту оно падает на 60 пунктов. Если обстоятельства совпали неудачно, придется переигрывать кусок главы.

      • emorkovin

        Ну, не могу сказать, что меня лично это бесило — скорее заставляло не делать откровенных глупостей. Скорее стелс раздражал…

        • Eugene Andzhe

          Mental State падает со временем. И довольно быстро.

  • «могу указательными пальцами могу скобы гнуть»
    Это так осталось из оригинальной статьи?