История Rockstar Games — дополнение 2

jc_vc

Середина двухтысячных обернулась несколькими скандалами, наградившими Rockstar Games дурной славой. Подробно о них можно прочитать в книжке Jacked: The Outlaw Story of Grand Theft Auto, а здесь я приведу три примера таких скандалов.

Why so serious?

Несмотря на всю чудовищность концепта Энди Хэя, общественного возмущения, какое настигало GTA в разные годы, игра Manhunt не вызвала. Было лишь одно уголовное дело, в котором фигурировала игра: семнадцатилетний Уоррен Леблан жестоко убил своего должника, четырнадцатилетнего Стефана Пакира. Мать погибшего называла Manhunt в качестве первопричины убийства, однако впоследствии выяснилось, что игра принадлежала самому Пакиру. Тем не менее, на отрезок времени между двумя этими событиями некоторые магазины убрали коробки с полок – ну так, на всякий случай. Впрочем, куда печальнее тот факт, что игра изначально сопровождалась рейтингом 18+, и как она попала в руки подростка – непонятно.

Зато некоторую популярность Manhunt обрел в научных кругах. Небезынтересная работа профессора истории Лаврентийского университета Дэвида Лисона подробно рассказывает о самой игре, а также о природе и механизме убийства человеком человека. По ходу текста Дэвид проводит параллели с событиями и тенденциями в реальной жизни (например, с поведением солдат на войне). Во второй половине статьи ученый излагает свои наблюдения за поведением трех игроков в Manhunt. Текст доступен на английском языке.

manhunt_remixes

Кусочек халявы

Ну кто не захочет присосаться к чужой славе и отгрызть себе кусочек отступных? 2003-й год в этом плане оказался на удивление плодовитым для Rockstar Games и Take-Two Interactive. Первым новую дорожку опробовал хорошо известный нам всем Джек Томпсон. В феврале 2003-го он выступил в защиту шестнадцатилетнего парнишки из Кливленда (штат Огайо), убившего подружку — разумеется, убийца играл в GTA III. Томпсон построил защиту на обвинении не пацана, а издателей, продающих кровавые игры про убийства и автоугоны. Правда, горе-адвокату пришлось отозвать свою кандидатуру еще до подачи иска, поскольку выяснилось, что он параллельно защищал интересы родителей убитой.

А вот если бы Томпсон выбрал дело банды Nut Cases, которое рассматривалось в том же феврале в Окленде (штат Калифорния), его карьера почти наверняка пошла бы вверх. Суть разбирательства заключалась в том, что пятеро парней и одна девушка днем курили крэк и играли в видеоигры (самая любимая — GTA III), а в темное время суток выходили на улицы и повторяли за Клаудом его преступления. В этом они сами признались суду, который пытался понять, почему эти в основном совершеннолетние граждане совершили 23 ограбления и расстреляли пятерых ни в чем не повинных граждан, включая четырнадцатилетнего подростка. Никто из родственников погибших не догадался подать в суд на Rockstar Games или Take-Two Interactive – вероятно, им хватило того, что непосредственных убийц посадили на сроки от 75 до пожизненного.

nutcases2

В июле того же 2003-го на страницах газет объявился бывший рестлер Дэррил Питерсон по прозвищу Maxx Payne. Он подал на Rockstar Games иск весом в $10 000 000 за то, что те незаконно использовали личность, которую якобы он сам формировал и раскручивал в поте лица сколько лет. Речь, разумеется, об игре Max Payne, которая ни к рестлингу, ни к деформированной эти видом спорта личности отношения не имеет.

Далее, в августе обе компании получили извещение о том, что им предстоит защищаться в деле против Кристофера Эллиса, признанного художника-граффитиста, чью работу под названием Daze они без разрешения использовали в Grand Theft Auto III. Дело закончилось примирением сторон.

В сентябре в новостные выпуски вернулся Джек Томпсон. На этот раз он своего не упустил: случай, схожий с оклендским, произошел в Теннеси, где несовершеннолетние братья взяли ружья и вышли на шоссе «пострелять». В итоге была тяжело ранена одна женщина и убит водитель. Подростки признались, что на смертоносное занятие их натолкнула Grand Theft Auto III, и Томпсон тут же выставил претензии на общую сумму в 246 000 000 долларов с комментарием, цитирую, «мы засудим всех, включая этих парнишек, их родителей, магазин Wal-Mart, который продал им эту игру и Rockstar, которая ее сделала и КОТОРАЯ ЗНАЛА, к каким последствиям это приведет». Позже иск был отозван, а обвиняемые угодили в детскую колонию. История настолько пронзительная, что я даже написал про нее отдельно.

Завершился 2003-й иском в декабре, правда, совсем по другому поводу. Шотландский программист Марк Гэллахер потребовал полтора миллиона фунтов стерлингов от Rockstar North, утверждая, что компания незаконно похитила концепцию его игры Crime, Inc, с которой он пришел на собеседование еще в 1993-м. В действительности игра уже была в разработке, причем не на деньги Гэллахера, и не до конца, к тому же она была про мафию 30-х годов. Суд отверг претензии незадачливого истца, и тот остался с носом.

crime_inc
Может, Crime, Inc и похожа на GTA, но по одним картинкам этого не скажешь.

Горячий кофе

Компания Rockstar Games по праву считается одной из самых закрытых – ее сотрудники практически не дают интервью, а уж комментариев по поводу очередного слуха можно и не дожидаться. Это и немудрено, ведь ее игры расходятся миллионными тиражами, а окружные суды нередко осаждают очередные «жертвы GTA». Разработчики строго следят за контентом – вспомните, сколько всего выкинули из GTA III из-за 9/11 – и стараются не выходить за грани Первой поправки к Конституции США. Но однажды им это не удалось, и расплата за пропущенный удар была очень, очень жестокой.

Через два месяца после релиза GTA: San Andreas известный моддер Бартон Уотердак (автор редактора уровней для GTA III) обнаружил в ресурсах версии для PS2 анимации моделей, которые в игре определенно ему не встречались и даже встретиться не могли. Потому что эти анимации изображали самый натуральный половой акт, правда, в одетом виде. Другой моддер нашел в ресурсах уже раздетые модели, а третий сумел приспособить одно к другому. Так на свет появился мод Hot Coffee. Секунда гордости: первую неделю – PC-эксклюзивно, на приставках взлом воспроизвели позже.

Суть модификации заключается в том, что когда девушка зовет после свидания «на чашечку кофе», то теперь вовсе не нужно тоскливо смотреть на ракурс «со двора», а можно принять участие в веселье, управляя Карлом Джонсоном во время мини-игры про секс. Забава примитивная до зевоты, а угловатая обнаженка не способна вызвать ничего, кроме смеха, но подростки (основная аудитория игры) и половые отношения – смесь взрывоопасная. Hot Coffee разлетелся по всем углам Интернета с ураганной скоростью.

Первые проблемы начались уже через несколько недель. Сначала на центральной площади появился Джек Томпсон и в свойственной ему манере начал обличать Rockstar Games во всех грехах. Вслед за ним выкатилась тяжелая артиллерия – сенатор (на тот момент) Хилари Клинтон, которая обрушила свою мощь на рейтинговое агентство, упустившее из виду взрослый контент в San Andreas. Этот ком уже было не остановить.

В конце июля GTA: SA американское бюро по оценке развлекательных программ ESRB переквалифицировало игру на Adults Only. Хаузер, ничуть не медля, ответил на это отзывом из магазинов всех нераспроданных копий и отправку в печать обновленного диска с вырезанным взрослым контентом, а еще через месяц выпустил патч для всех платформ (правда, он не слишком-то помог – нашлись и на него умельцы).

Хоть игре и вернули Mature 17+, а бурю в кувшин спрятать не удалось – понеслись гражданские иски, среди авторов которых были не только частные лица, но и, например, город Лос-Анджелес. В общем и целом небрежное обращение с морально опасным контентом обошлось Take-Two Interactive в 20 миллионов долларов – примерно столько же стоила вся трехлетняя разработка GTA III.

Полагаю, что в результате кое-кто в Эдинбурге остался без премии.

sa_hc