Just Cause 2 (2010, PC Игры)

opener

Первое впечатление от Just Cause 2 смазано непривычным управлением и пугающим масштабом происходящего. Сначала нужно спуститься на землю на парашюте – это зачем? Нельзя было сразу на землю высадить? Потом обучают работе с крюком – что еще за ересь? Потом показывают, как круто уничтожать все, что подсвечивается красным и собирать все, на что указывает радар – это-то вообще к чему?! А через полчаса, рассекая над независимой республикой Панау при помощи парашюта и крюка, увлеченно выискиваешь мигающие ящики и объекты с персональной полоской здоровья.

Однако непривычное управление никуда не девается, а любые попытки привести его в чувство наталкиваются на национальную шведскую вежливость: сюда нельзя. Там как-то хитро устроено, что все режимы передвижения (пешком, в машине, на лодке и в вертолете/самолете) завязаны на одни и те же кнопки, и попытка переназначить зум снайперской винтовки на привычную правую кнопку мыши заканчивается тем, что боевой катер стреляет из двуствольного пулемета исключительно по вжиманию спинного колесика в тело несчастного манипулятора. До самой хардкорной аудитории у Avalanche Studios руки не добрались, судя по тому, что о многокопочных грызунах с именами типа Imba и Deathadder там даже не слышали. Из джойстиков напрямую с игрой работает только фирменный геймпад X360 (но это уже спасибо Microsoft). В общем, плюнул я на горе-программистов и вернулся к раскладке по умолчанию – а уже через час напрочь забыл, что меня там не устраивало.

ss_1e816081cb2576e404ff64c7754b1cb70cb7a937.1920x1080

С управлением связано еще одно неодобрение чисто консольного характера: дело в том, что помимо стандартного перекрестья игра любезно и безальтернативно предлагает функцию самонаведения. Достаточно подвести неповоротливый прицел (некоторым помогает отключение размытия в графических настройках) к противнику, как система сфокусирует на какой-нибудь из его частей тела специальный маркер. После этого можно расслабиться, закрыть глаза и зажать спусковой крючок – теперь пуля казака во степи точно догонит.

И это, пожалуй, единственная серьезная претензия на всю игру. А теперь – гуляем!

ss_8d164f548b7861512aa6e13cd8d274098ade7e92.1920x1080

Рико Родригес – специальный суперагент сверхсекретного Агентства, неофициально аффилированного с Соединенными Штатами Америки. Рико умеет водить абсолютно все, что имеет двигатель внутреннего сгорания; к тому же он оснащен многоразовым прочным парашютом и мощной миниатюрной лебедкой. Не так давно агент Родригес принимал непосредственное участие в мирном, хотя и слегка кровавом государственном перевороте в Сан-Эсперито под руководством своего начальника Тома Шелдона. Через некоторое время наставник пропал, последнее известное местонахождение – республика Панау, возглавляемая диктатором по имени Пандак «Малыш» Панай (аллюзия на бывшего гаитянского лидера Ж.К. Дювалье по прозвищу Baby Doc). Задача Рико – отыскать и выяснить, что случилось с Шелдоном, а если потребуется – избавить народ Панау от некачественного правителя по приказу Родины. Ну, это дело привычное. Непривычно только то, что экс-начальника подозревают в двурушничестве…

Чем закончится дело, становится ясно на первом же часу. Сценаристы из Avalanche Studios решили, что им не по зубам тягаться с монстрами игровой режиссуры типа Rockstar Games или 2K Czech и нивелировали сюжет до набора из семи забавных, ни к чему не обязывающих миссий безо всякого бонуса к игровому прогрессу. Список персонажей, которых мимоходом пронизывает сценаристская мысль – это серьезная заявка на клише года: русский бандит, китайский генерал, японский садист, азиатка-демократка, нимфоманка-коммунистка, сыплющий метафорами наркобарон, ушибленные на всю голову патриоты и американский спецназовец с любовью к барбекю.

ss_8ea58d7b3a6c5cc82873d8f304e068c96d888eb7.1920x1080

Идущие в комплекте плоские диалоги – не повод расстраиваться, Just Cause 2 вообще не дает глубинного погружения в сюжет, зато атмосферу индонезийской тирании предлагает очень качественную. Классическое индустриальное развитие довело республику до соседства деревень, жители которой добывают батат, с фабриками по производству ядерного оружия. Промежуточные стадии развития встречаются в некоторых урбанистических окружениях, но в целом все это напоминает некогда существовавшую одну шестую часть суши, только в тропиках.

Если основной сюжет по причине своей краткости и дурости даже вопросов про количество не вызывает, то побочных фракционных заданий, оформленных однотипными роликами на движке, насчитывается с полсотни, а это уже много. В массе своей они не любители повторять друг друга, но порой встречаются натуральные близнецы: ну вот, к примеру, в чем разница между «доставь черный лимузин с важным чиновником к нам на базу» и «доставь джип с борцом за справедливость к нам на базу»? В лучшем случае второстепенный персонаж произнесет одну-две оригинальных фразы в процессе захвата, но с точки зрения игрового процесса разницу не завезли вообще. Однако есть нюансы – из них-то и состоит та магическая сила, которая никак не отпускает меня от Just Cause 2 даже сейчас, когда она уже вроде бы пройдена вдоль и поперек. Один из таких нюансов – реально продвинутый искусственный интеллект.

ss_09ce43830f4566293ba29349126464f0a751239e.1920x1080

Создается ощущение, будто с тобой сражаются не живые люди (ну, условно живые), а порождения какого-то очень хитрого компьютерного разума. Во-первых, появляются парни в униформе не за спиной Рико, когда камера смотрит в другую сторону, а откуда-то из-за угла на джипах, в крайнем случае, десантируются с вертолета. Разоблачить их появление на местности попросту невозможно, тем более что местность пересеченная, и угол обзора ограничен. Впрочем, однажды я все-таки засек системный сбой: мне навстречу ехал мусоровоз, а у меня по плану был полицейский разворот на легковушке. Грузовик благополучно проехал мимо, но в тот же момент я развернулся и увидел перед собой его растворяющийся на ровной поверхности силуэт.

Во-вторых, ведут они себя… оптимально. Подбегают поближе, чтобы выстрелить из шотгана; прячутся за препятствиями, если начинаешь вести по ним огонь; играют в мини-игру «последний выживший просит воздушную поддержку»; швыряют гранаты из-за бруствера – откуда они такие умные вообще? Шведские программисты игрового Скайнета в ответ загадочно улыбаются.

ss_99b24792c4e2da969651e1c18563b11f3ebc603c.1920x1080

Зато средств борьбы с компьютерными врагами завезли в точности по классике: пистолет, револьвер, обрез, ручной гранатомет и УЗИ – это те, что помельче, их можно носить аж по две штуки сразу; автоматический шотган, винтовка, пулемет, снайперская винтовка и РПГ – один, зато двуручный инструмент смерти по вкусу. Плюс вездесущие гранаты и редкая взрывчатка. Но и это еще не все – арсенал можно апгрейдить, подбирая специальные бонусы в городках и деревнях, на военных базах и на аэродромах – в общем, в любой обитаемой точке республики Панау. Улучшенная до предела граната, например, взрывает зенитку с первого броска, а стрелковые виды оружия начинают бить точно в глаз муху, надоедливо жужжащую за километр.

Но самое забавное и одновременно бесполезное средство экстерминации живой силы – это крюк, которым Рико владеет просто мастерски. С его помощью он в буквальном смысле спускает с небес на землю отдельно взятого цепного пса режима, а еще может связать один объект с другим – например, парня в бронежилете и улетающий вверх баллон с пропаном. Все остальное додумает физический движок. Очень красиво, но пулеметом и добрым словом можно добиться гораздо большего за тот же отрезок времени. Крюк гораздо лучше приспособлен для быстрых перемещений, и в этом он настолько удобен и естественен, что теперь разработчикам просто обязаны доверить лицензию на Человека-паука.

ss_726fac86f8c8cf350c7c3019cf5753e8e4a6a958.1920x1080

Дирижабль, переделанный в модный диско-бар, фабрики по производству всякой техники, полукилометровой высоты небоскребы, военные базы всех мастей и назначений, вольготно раскинувшаяся на трех островах столица (референс понятен с первого взгляда)… Уникальная климатическая зона архипелага Панау плавно переходит от пустыни к болотам, от джунглей к высокогорью, а с морских просторов – прямиком на урбанизированный остров с международным аэропортом. Каждый квадратный метр Just Cause 2 хочется облазать, обнюхать и обстрелять, затем поставить отметку на карте и пойти дальше. Завоевание территории – отдельная (по большому счету – главная) часть игры, на которую уйдет уйма времени.

Захватываю очередное поселение: It was worth every minute, утверждает Рико. Это уже 8-я из почти 400 локаций. Time played, любезно сообщает игра, 5 hours. С горя выхожу в главное меню – файл сохранения ехидно поддакивает: 4% complete. Калькулятор в голове отказывается выполнять свои обязанности. Много позже сопоставляю новые данные: на 36 game hours приходится 56% освоенного контента. С каждым новым процентом хочется исследовать еще, и еще, и еще!

ss_644559365e5b261daaedaf8809f27f0beeda979b.1920x1080

Свобода действий настолько непривычна, что кое-кто отказывается от игры именно по причине возмутительно обширного выбора. Не удается выполнить миссию – да и черт с ней, выбери другую, вон сколько на карте условных обозначений. Надоела одна машина – брось ее, возьми другую, делов-то – два раза кнопку нажать. Территория на десять миль вокруг зачищена и нечем заняться? Вызови вертолет, попроси его высадить тебя в уже открытой, но еще не обработанной точке. А хочешь – сгоняй на ближайший аэродром, угони там самолет и за пять минут долети до любого населенного пункта. Безумные трюки и бейс-джампинг, прыжки с машины на машину, взрывы газохранилищ, расстрел радиовышек с вертолета и битие морды пилоту самолета на высоте в 1000 метров – достаточно пройти сто метров в любую сторону, чтобы наткнуться на экшен. Взрывающиеся вертолеты в Just Cause 2 это даже не мем, а суровая необходимость. Хищно всплывающие из-за крыши небоскреба, увеличивающиеся точки с ближайшего горизонта, стремительные шмели – все это тоже, и не раз.

В средства передвижения числом 104 входят автомобили, мотоциклы, вертолеты, самолеты и водный транспорт, причем самые продвинутые образчики можно впоследствии покупать за деньги, которые зарабатываются упомянутыми взрывами, бомбежкой и захватом территорий. Уютный транспорт улучшается по тому же принципу, что и оружие – четырехколесное внезапно начинает быстрее ехать, выдерживать больше издевательств и слушаться еще беспрекословнее, чем раньше.

ss_be8de58345df00c6354540652e1a2f2ab3882f33.1920x1080

Когда огромная лопасть, сорвавшаяся с расстрелянного тобой ветряка, летит прямо на тебя, торопливо кружась над землей, особенно остро ощущаешь тонкую грань между реальностью и виртуальностью. Прыгая с высокой скалы, раскинув руки, невольно задерживаешь дыхание и усмиряешь адреналин – надпочечник не фраер, он все чует. Выезжая на танке с только что зачищенной базы спецназа, с уважением рассматриваешь борт: дырки аккуратно накладываются на текстуры. Машины деформируются так, что их инженер родимый не узнает. Все это и многое другое называется Avalanche Engine 2.0.

Я не знаю и не хочу знать, сколько Microsoft отстегнула шведам за отказ от DirectX 9 (а может, это вообще была их личная инициатива), но будь моя воля – я бы отложил продажи Windows 7 до сегодняшнего дня. Потому что если задаться целью продавать новую операционную систему в том числе как игровую платформу, то лучшего system seller для нее не найти.

ss_fd78836eba73c71eddfa41e42aa6b14e148ed164.1920x1080

Just Cause 2 мимоходом приближает камеру из положения «два километра над уровнем моря» до момента «бегающий крабик на дне этого самого моря». Открытый мир с минимальной подзагрузкой переносит игрока из одной точки мира в другую в считанные секунды, а в рамках трехкилометровой прорисовки (в деталях! порой я вижу, как колышутся цветы на том берегу залива!) так и вообще без задержки. Движок щеголяет терминами вроде Bokeh filter и SSAO, делая из песчаного пляжа объемный кусочек отпуска в тропиках. Укусите меня за локоть, если в Blizzard еще не прорабатывали вопрос лицензирования Avalanche Engine 2.0 для «неанонсированной MMORPG».

За физику отвечает движок Havok – давненько не было от него вестей. При близком рассмотрении выяснилось, что от детских болезней он избавился с трудом. Периодически приходится наблюдать плачевного качества ragdoll-анимацию и застрявшие в текстурах объекты. Хотя забавы с крюком становятся от этого еще смешнее. Связал, например, тросом случайного прохожего и машину: автомобиль заехал за здание, человек зацепился за угол. Машина с полминуты буксовала, не в силах вытянуть, а потом трос сам оторвался. Зато какие тут скорости и трюки! А как растительность пригибается под колесами!!! Специально для любителей меряться цифрами есть аж три бенчмарка на выбор. Они заметно отличаются друг от друга и задействуют разные технологии — при прочих равных первый и третий бенчмарк отличаются по FPS в несколько раз.

ss_dae76675f5d4caaea96dcd3f64fead5c3ba50362.1920x1080

Из фьордов Скандинавии тихой сапой к нам явилась революция. Деструктивность как жанр обзавелась собственным гимном и гербом – республику Разрушение возглавил новый президент по имени Just Cause Второй. Он раздает всем желающим прописку на островах Панау, предлагает внушительный инструментарий и обширное поле для деятельности. Увы, мобилизацию все жителей с целью срочной регистрации в Steam для последующего безудержного онлайн-веселья не объявили. Однако и без мультиплеера JC 2 определенно запомнится и как образчик современной технологии (DirectX 10 эксклюзив – это уже не смешки в кулачок, а суровая реальность), и как новый стандарт песочниц. Так что если тебе есть куда девать время – Just Cause 2 твой безусловный выбор.

  • Lucius Olden

    Красивая игра, но разрушаемость по сравнению с тем же «Mercenaries 2» сильно страдает. Когда в очередной раз приходится простреливать ракетами всю базу, чтобы среди практически целых сооружений найти несчастные 2% для её захвата, это немного напрягает.

  • Pingback: Just Cause 3 (2015) | Личный Блог Святослава Торика()