Just Cause 3 (2015)

jc3_opener

«You have to do better than that», цедит сквозь зубы Рико Родригез после столкновения с пулей, поверхностью или иным членовредительским объектом. «You have to do better than that», разочарованно откидываюсь я в кресле, глядя на титры Just Cause 3 с длинным перечислением «менеджеров по разработке». И на что только ушло пять лет?

Какая-то часть отведенного срока, безусловно, ушла на Mad Max (2015). Правда, там с игрой тоже туговато, зато роскошный мир и внушительного качества графика. Но все же — не могли ведь игру делать в режиме пассивной занятости незадействованных сотрудников? Хотя, глядя на список из девяти (!) сценаристов, допускаешь и такую возможность…

jc3_05

Наибольшим разочарованием Just Cause 3 станет для тех, кому очень понравилась вторая часть, и я как раз один из них. Пристегивание к Рико Родригезу вингсьюта прибавило лишь головной боли — управление в воздухе стало запутаннее, а удобным средством доставки Рико в нужную точку крылья так и не стали. Когда я ближе к концу задался целью собрать все предметы коллекций, оказалось проще вызвать вертолет и на нем облететь острова, чем путешествовать форматом «десант на базу + вингсьют».

Кроме того, мгновенным перемещениям мешают утомительнейшие загрузки. У меня вообще компьютер не из слабых, но после запуска игры я ухожу на кухню ставить чайник, и успеваю заварить себе чаю до того, как меня, наконец, допустят к телу Родригеза. Но это ладно — Avalanche Engine 3.0 вежливо просит подождать даже в тех случаях, когда вам надо переместиться вот буквально на сотен пять метров (а видимость тут километра три-четыре точно). Отдельно бесит перезапуск соревнований: когда ориентируешься на лучший результат, приходится часто возвращаться на старт — то есть, загружать новую попытку по 5-8 секунд снова и снова.

jc3_02

Впрочем, первый час игры проходит в радости. За пять лет техника управления крюком и парашютом подзабылась, и каждый новый трюк ретроактивно воспринимаешь как родной приемчик. И, как в JC2, вскоре понимаешь, что даже самые распродвинутые крюки в подметки не годятся славному минигану. Кое-где добавили остроты — оформлять канатом брачные узы между красной бочкой и электрогенератором можно не сразу, а в нужный момент. Имея в наличии три толстенных каната, готовых в любой момент начать сталкивать предметы, можно эффекто войти в ворота саморазрушающейся базы.

Впрочем, и тут разработчиков подвела самоуверенность. Делая прикольные фичи, не стоит забывать, что игрок стремится к эффективности. Мобильность, вооружение и защита какого-нибудь вертолетика заведомо лучше, чем у любого суперагента, поэтому вскоре после получения доступа к штурвалу Just Cause 3 превращается в скучный многочасовой облет очередного острова с целью зачистки его от вражеских сил. Да, в городах есть пара активностей, требующих от Рико личного участия, но этим все и ограничивается. Подлетаем к базе, выносим установки ПВО, дальше жмем гашетку и водим курсором по красно-черным пикселям на экране.

jc_03

Справедливости ради: подобной болезнью страдала и Just Cause 2 (2010). Там тоже в какой-то момент становилось скучно, однако однообразный процесс зачистки был прост и награждал полезными штуками. Здесь пользы поменьше, но само действие вызывает отклик на совсем другом уровне — с каждой освобожденной базой ты видишь, как продвигается твой игровой прогресс. Это характерно для всех игр-«песочниц», и в Just Cause 3 приятно играть хотя бы из-за классической гештальт-заманухи.

Собственно, чего далеко ходить — я лично, вот этими самыми руками освободил все базы, собрал все коллекции и выполнил все прыжки с трамплинов. Это заняло кучу времени, не принесло мне практически никакой пользы (супер-вертолетом воспользовался один раз — облететь три оставшихся точки), зато мне удалось покрасить весь Медичи в синий цвет.

jc3_07

Но красиво, конечно. Вторая часть захватывала дух без дураков (только играть надо на ПК, а не на консолях с 720p) и честно поражала все колбочки и палочки. Третья добавила полигонов и сделала особый упор на взрывы, причем самый смак — это взрывы последовательные. Обложив какой-нибудь блокпост минами и отбежав подальше, можно нажать на кнопку и получить шикарный результат. Духу разрушения поем мы славу!

А вот дизайн местности слабоват. В Панау прослеживалась заметная разница между деревеньками, городками, городами и мегаполисами. Здесь каждый населенный пункт — это, по сути, полицейский участок, статуя на центральной площади плюс-минус какое-то количество зданий, вплоть до трех-четырех небоскребов. Бегать по улицам и разглядывать с все вокруг в поисках различий смысла нет, а наиболее эффективные действия против стационарных матюгальников и рекламных щитов о пользе диктатуры ведутся на расстоянии. Даже если не на вертолете, то бегать по крышам тактически вернее, чем зажиматься на улицах.

jc3_04

Если бы я писал этот текст в какой-нибудь журнал или на сайт про игры, там бы фигурировало что-нибудь типа «7.0 — Хорошо». Это такое школьное «4 с минусом», когда вроде все выполнено правильно, но без смекалки, а из некоторых мест торчит незнание матчасти. Яркий пример: режиссер роликов и авторы диалогов сделали действительно весело; чем при этом занимались сценаристы (все девять, ага) — непонятно, равно как непонятной осталась половина всех сюжетных миссий.

Вообще возникло ощущение, что в какой-то момент менеджеры команды с удивлением узнали, что игру пора выпускать, а на отдельных участках сторилайна конь не валялся, и надо срочно резать сюжет, чтобы не раздувать временную стоимость производства новых игровых механик и тех же роликов на движке. Порезали, перекроили, а игру сделать забыли. Даже текущих возможностей хватило бы — просто геймдизайнеры прощелкали возможность наплодить игровых задачек уже готовыми инструментами.

jc3_08

Время справедливого вердикта. Just Cause 3 — ленивый отпрыск Just Cause 2, и брать его стоит, либо если вас не устраивает техническая отсталость JC2, либо вы уже давно прошли ее и за пять лет успели соскучиться. Потому что Рико Родригез хорош в любой комплектации и по любому поводу.

  • Golemming

    лично мне сильно не хватает возможности прокачать живучесть Рико. Дохнет он слишком быстро для такого супергероя :) поэтому на последовательные планы обычно времени нет и приходится хаотично летать по всей локации.

    • Torick

      Там есть некоторый стелс, который заключается в том, что если враги тебя не видят, то можешь хоть из гранатомета все нафиг расстрелять. А тросом и крюком можно прямо при них пользоваться.

  • berry another

    «Разработку игры Just Cause 3 принял сателлит студии Avalanche Studios в Нью-Йорке, который имеет 75 штатных сотрудников, тогда как главная студия в Швеции сфокусирована на Mad Max, которая анонсирована в 2013 году» — возможно, это что-то объясняет

  • DqMaster

    Старая уже проблема: мы сделали песошницу, но так и не придумали, как сделать её интересной.

  • Konstructor

    Угорев на сотню часов в Just Cause 2 за эту вернул деньги. Может старость, не знаю. За первые полчаса вообще не зацепило.