Линия фронта: Medal of Honor vs Call of Duty (2006)

cod_box mohaa

При всем богатстве выбора конфликтов разработчики предпочитают именно Вторую Мировую Войну. В самом деле, где вы видели FPS по, скажем, Войне 1812 года, Опиумным или по Англо-Бурским войнам? Причин тому несколько. Это самый масштабный, беспрецедентный военный пожар, раскинувшийся по всей территории Европы, зацепив Африку, часть Азии и четверть Тихого океана. А по количеству боевых операций и длительности Вторая Мировая превосходит любой конфликт с использованием огнестрельного оружия и тяжелой техники. Неудивительно, что серии Medal of Honor и Call of Duty пользуются такой популярностью.

Большое количество ситуаций, масштабность действий и детальные сведения гарантируют огромные просторы для дизайнерской фантазии, в отличие от других конфликтов. Впрочем, понимая всю тяжесть темы, ни один из разработчиков/издателей до сих пор не поставил на обложку гордую, но вместе с тем горькую фразу: «Основано на реальных событиях». Но есть две игры, которые вполне могли бы это себе позволить… Именно их я и хочу сравнить.

Сюжет

spielberg

MoH: Раскрывает историю отдельно взятого солдата. Сценарий каждой второй серии заслуживает экранизации. Дизайнеры показывают все: от общего быта временного лагеря, до тайных увлечений соратников по отряду. Драматический момент торчит из каждого скрипта, а музыка Майкла Джакино подливает масла в этот театральный огонь. «Оскара» в студию!

CoD: Предпочитая демонстрировать все географические ужасы войны – от севера до юга – меняет героев как демисезонные перчатки. Не зацикливается на судьбе отдельно взятого ломтя пушечного мяса, хотя отдельные сцены вроде взорванного штаба нацистов в Сталинграде могут довести до челюстного вывиха.

Счет: 5:2

Реалистичность

837358-medal-of-honor-pacific-assault-windows-screenshot-water-effects

MoH: Оружие и бронетехника вылизаны до последнего гвоздика. Вряд ли на свете существуют более комплексные модели, чем в Allied Assault и Pacific Assault. Правда, первые серии не отличались любовью к дизайну оружия и техники, но это были скорее ограничения PlayStation, нежели халатность разработчиков.

CoD: Учитывая, что в резюме дизайнеров был такой тяжеловес, как MoH, всякие пушечки и танчики отрисованы исключительно реально, и даже характеристики прописаны как в жизни: например, винтовка Ли-Энфилда перезаряжается только целыми магазинами, так что, грамотно обращаясь с ней, следует поберечь патроны. Хотя «режим бога» в Call of Duty 2 убивает всю реалистичность напрочь.

Счет: 4:3

Движок

137979-call-of-duty-2-windows-screenshot-blowing-up-german-headquarters

MoH: сменил несколько разных движков: от Quake III до собственного, навороченного по самое небалуйся. Последнее, собственно, и вызвало неудовольствие критиков – играя в Pacific Assault, приходится плакать и рыдать, но снижать качество в угоду скорости. Приставочные ограничения тоже сыграли свою роль. Зато большинство эффектов пребывают на том уровне, до которого не дошел еще ни один движок.

CoD: Начал позже, чем соперник, поэтому кроме сильно переработанного движка Quake III и «сердца» собственного изобретения ничем не пользовался. Будучи впереди планеты всей, обладает неповторимыми спецэффектами вроде объектного дыма в Call of Duty 2. Никакой угловатости замечено не было, а бегает – пошустрее того же MoH.

Счет: 5:5

Режиссура

400984-call-of-duty-2-windows-screenshot-classic-d-day-situation

MoH: Будучи первым кинематографическим FPS, переводит популярные сцены в игровые эпизоды. Сколько бы ни было «спасений рядового Райана», только Allied Assault имеет полное право претендовать на игровой «Оскар». Правда, это единственная более или менее приличная заслуга – остальные вариации типа «Перл-Харбора» обязаны совершить сепукку, ибо существуют более качественные образцы.

CoD: Не претендует на занятого конкурентом режиссера, и представляет собственные короткометражки из Enemy at the Gates и Band of Brothers. Сняты на высшем уровне, с привлечением ведущих спецэффектов игровой индустрии – а главное, шустро, зло, сатирично и в тему.

Счет: 4:5

Русские идут

137975-call-of-duty-2-windows-screenshot-interrogation-of-german (1)

MoH: О роли советских войск во Второй Мировой вспоминают лишь в откровенно бредовых проектах вроде European Assault. Набивший оскомину «русский акцент» убивает напрочь все впечатления от игры, а обязательные шапки-ушанки попросту раздражают.

CoD: С уважением относятся к СССР, не забывая про ключевые сражения Восточного Фронта. Тут вам и Курская дуга, и битва под Прохоровкой, и оборона Сталинграда, и взятие Рейхстага. В первой части русские говорили исключительно по-русски, в отличие от второй (там были смешанные фразы типа «Enemy in the yard! Получи, фашист, гранату!»). Елей от Infinity Ward добротно смазывает больное сердце отечественного патриота.

Счет: 2:5

Мультиплеер

509509-call-of-duty-2-windows-screenshot-my-death-caught-on-call

MoH: Не представляет особого интереса. Скучен, как и в большинстве игр, сосредоточенных на сингл-плеере. Хотя в версиях для PlayStation выглядит исключительно забавно – но где вы сейчас найдете такую древность?

CoD: Образец грамотного мультиплеера. Включен практически во всех киберспортивные лиги. Сервера Call of Duty 2 размножаются в локальных сетях и Интернете со скоростью сексуально озабоченных кроликов. Не поиграть с друзьями в CoD – все равно что проигнорировать, скажем, Counter-Strike.

Счет: 1:5

Медали Долга

509510-call-of-duty-2-windows-screenshot-another-one-bites-the-dust

Каким бы кинематографичным и реалистичным ни был Medal of Honor, новое детище его бывших создателей на порядок лучше по всем остальным параметрам. И потом, сколько можно оскорблять ветеранов величайшей войны, полностью игнорируя роль Советского Союза?

Финальный счет: 21 — 25

(XS Magzazine #01 ‘2006)