Magicka (2011)

opener

С пародийными играми во все времена было тяжко: сложно относиться к «игре как искусству», если это самое искусство кривляется и выставляет всех вокруг, включая создателей игры и самого игрока, полными идиотами. Но что парадоксально, это паясничество не мешает нам получать удовольствие от «низкого жанра».

Каждый представитель этого… течения? Нет, пусть уж будет жанр, да – так вот, каждая птица, залетавшая в этот узкий негустонаселенный сектор, воспринималась и рассматривалась ценителями со всех сторон чуть ли не под лупой, настолько мало их было. Я говорю не о мелких Flash-развлечениях, коих тысячи, а именно о «больших играх» и коробочных релизах. Ну вот что, кроме рекламной демки Duty Calls вы сможете вспомнить? В лучшем случае The Bard’s Tale от Брайана Фарго, но это скорее игра-капустник, где высмеиваются общие RPG-штампы одним из создателей этих штампов. Ретроманы еще скажут про Eric the Unready… впрочем, это уже тема для спецматериала, а в данном тексте я хочу лишь сообщить, что Magicka – это лучшая игра-пародия за последние пять лет, причем как в категории «игра», так и по линии «пародия».

magicka_04

Игровой процесс без колебаний можно назвать оригинальным: у игрока в подчинении есть восемь базовых элементов, от огня и воды до жизни и аркана, плюс пара дополнительных – пар и лед. Сочетая эти примитивы до пяти штук в ряд, можно создавать заклинания, которые умножаются на способ применения (вдаль, на радиус, вокруг себя, на себя, на оружие). Более того, некоторые элементы придают заклинанию определенную форму: например, если начать колдовство с элемента земли, то брошенное вдаль заклинание пропашет борозду между колдуном и целью. Если начать со щита и использовать на себя, то вы получите непосредственную неуязвимость к выбранному элементу, а если кастануть то же заклинание вокруг себя, то будет возведен прочный барьер из этого элемента. Не откажу себе в удовольствии козырнуть громким числом: количество известных комбинаций заклинаний в Magicka составляет аж 1124 штуки!

Понятно, что справиться с таким багажом не каждому под силу, поэтому поход по сюжетной линии сопряжен с экспериментами по выяснению самой мощной комбинации (начинающему маджиканину открою страшный секрет Луча Быстрой Смерти: аркан, пар, пар, молния, молния). Враги встречаются самые разные и в самых разных количествах, так что – тактике место! Хотя лично мне показалось, что вышеупомянутая аркан-комба является кандидатом в официальное Универсальное Оружие Победы. И после одиннадцати патчей мнение не изменилось, что вряд ли можно назвать хорошим признаком.

Нет-нет, вы не ошиблись: ОДИННАДЦАТЬ патчей (пока писал этот текст, вышел уже двенадцатый). В релиз Magicka попала настолько недотестированной, что в комментариях к заплаткам встречались такие выражения, как «седьмая глава наконец-то стала проходимой» и «вылеты сократились примерно в два раза». Впрочем, если вы еще не играли, то вам это не грозит, а вовсе даже наоборот: по поводу собственных недоработок создатели, ничуть не смущаясь, сыронизировали на публику, выпустив бесплатный мини-DLC под названием Mea Culpa («Мой грех» в переводе с латыни), в который вошли такие предметы, как Bugged Staff и Patched Robe.

magicka_02

По-настоящему неприятные ощущения вызывает такая вот малость: набор случайностей, которые, будучи выстроены в одну цепочку, могут здорово отбить желание играть дальше. Йети способны сожрать героя в одно мгновение, даже если тот пробафан и обкастован по самое не могу. Особо сложные боссы любят баловаться разными видами магии, а значит, нужно очень быстро ориентироваться по ситуации, переключая один щит за другим и не забывая атаковать злодея. Битва с предпоследним главгадом отняла у меня не меньше получаса – приходилось нащупывать такую связку, которая бы не зависела от случайностей, сопряженных с этим энкаунтером.

Но это единственное серьезное препятствие искупают вещи самые несерьезные. Такое ощущение, что геймдизайнеры, сценаристы и писатели диалогов (подозреваю, что это одни и те же люди) задались четкой целью – каждая отдельная фраза должна вызывать улыбку. Язык, на котором разговаривают в этом мире, является смесью английского, немецкого и какого-то из скандинавских (все субтитры, впрочем, на английском). Каждый второй NPC выдает какую-нибудь забавную фразу на тему игровых штампов, а попытки открыть двери в городах неизменно напоминают о том, что в Magicka свои законы геймдизайна. О побочных заданиях и говорить нечего – там пародия на пародии сидит и пародией погоняет.

magicka_01

В конце концов, достаточно просто почитать список достижений: отсылки на фантастические фильмы, научные теории, компьютерные игры, интернет-мемы, поп-музыку есть в каждом втором названии. Убил гигантского червяка – получи достижение Solid Snake, создал заклинание с паром – Let off some steam (тут аж тройной смысл). Да и в самой игре есть совершенно восхитительные сценки! Когда солдат отчитывается перед генералом, стоя у колодца, до последнего момента ожидаешь пинка и фразочку типа «Madness?! This is Magicka!», но нет – не так все просто. С третьего эпизода Magicka превращается – по желанию игрока, разумеется – откровенную Contra, когда благодарные за спасение крестьяне выдают герою ручной пулемет М-60. Несложно догадаться, на ком проводятся первые испытания этого устройства, ведь такого понятия, как «дружественный огонь» в игре не существует – убить можно всех и вся.

Собственно, шутки здорово спасают от некоторой скуки, периодически захлестывающей игру в режиме сюжетной кампании. Она сама невелика – 13 глав по 30-40 минут каждая – но насыщена какой-то особой атмосферой. Идешь по дремучему лесу, заходишь в деревню умертвий – и вдруг начинает играть переделка темы Тристрама из первой Diablo. И сразу улыбаешься, и сразу снова хочется играть дальше, просто чтобы посмотреть и оценить: что же там еще придумают-то. И, должен отметить, до самого конца сценаристы не разочаровывают.

magicka_03

Ну а после титров – самое время провести часок в онлайне. В кооперативном режиме можно запустить на любой уровень до четырех игроков, которые будут мешать друг другу, помогать, воскрешать, но в общем и целом – двигаться вперед. Тут весь интерес в том, что каждый игрок использует свои заклинания, к которым он привык, и в итоге получается красивая мешанина спецэффектов против толпы умертвий, к примеру. А поскольку воскрешение нынче бесплатное, то ничто не мешает запульнуть другу волшебным булыжником по темечку.

Так что если есть пара-тройка свободных вечеров, и хочется оттянуться, то Magicka – отличный кандидат, тем более что игра стоит не так уж и дорого.

  • Eli Ostashko

    Торик, а ты уже поиграл во вторую часть или в Wizard Wars?

    • Torick

      Не-а, до WW руки не дошли, а на Magicka 2 сейчас времени нет. Но, говорят, M2 фигня и клон WW (

      • Eli Ostashko

        :( я все надеялся, что поиграю в WW. Но после 1 матча во время альфы, так и ничто не заставило вернуться. Выглядит, как кооперативный режим тотального хаоса, вынесенный в отдельную игру.