Metalheart: Восстание Репликантов (2005)

metalheart_replicants_rampage

Слава и эпохальная популярность серии Fallout заставляет ворочаться по ночам даже самых маститых разработчиков. Уникальный постъядерный сеттинг, удобная ролевая система (правда, слизанная с уже существующей), и Та Самая Атмосфера, сожравшая не одну неделю реального времени у геймера со стажем. В конце девяностых «свой фалаут» хотели создать все, кто умел запускать Delphi 6.0. Другое дело, что не все доходили до стадии «дядя издатель, вот у нас есть проект». Но некоторым, к сожалению, это удавалось.

Начинается-то Metalheart как и следует хорошей игре. Где-то в будущем космический корабль попадает в неизвестную аномалию, переносится неизвестно когда и куда, подвергается метеоритной атаке и в итоге все-таки погибает. От корабля отделяется челнок с капитаном Лантаном и пилотом Шерис (мужского и женского пола соответственно), который мягко садится на неизвестную планету. В этом регионе всем заправляет авторитарная Империя: связи с внешним миром нет, космодромы можно пересчитать по пальцам, экономика основана на натуральном хозяйстве, а чтобы крестьяне и рабочие особо не рыпались, над ними ставят надсмотрщиков с поддержкой в виде… киборгов. Последние, кстати, те еще забавники. Для поддержки им постоянно требуется тактоний, добываемый в местных шахтах. Работы в забоях смертельно опасны, так как у людей возникает пещерная лихорадка и они банально мутируют. А еще есть таинственные Номады – обычные люди, успешно прячущиеся от длинных имперских рук. Что-то вроде «Острова Погибших Кораблей» — если помните такой фантастический роман Александра Беляева.

1

Таким образом, имеем несколько фракций. Оптимистичный читатель уже готовится бежать за диском, однако ж, остановим его. Один из первых сюжетных ходов – это диалог высокопоставленного имперца со спасшимися «инопланетянами». Он предлагает им поработать на Империю, обещая взамен любые блага. Капитан Лантан без обиняков посылает имперца подальше. Весь прикол в том, что вам и слова не дают вставить – просто идет сюжетный диалог. И они называют эту игру ролевой?

В этом контексте весьма юмористично выглядит кнопка «Отношения». Поправить дипломатию в области Империи у вас не получится ни коим образом, даже через священника, который предлагает покаяться перед богом Баолом за скромное вознаграждение. Зато испортить отношения с киборгами или мутантами очень просто: достаточно расстрелять пару-тройку представителей этой «расы». Восстановить – только выполняя квесты в тех локациях, где они не выхватывают пушку при вашем появлении.

3

Кстати, самих локаций на удивление мало. Если вы привыкли к десяткам NPC в каждой мало-мальской деревушке, каждый из которых обязательно поделится нетривиальным квестом, то играйте дальше в Fallout. В этом бледном клоне общее количество сюжетных и полусюжетных заданий не достигает и сотни. А побочные квесты вообще генерируются случайным образом и разделяются на два вида: принести вещь или убить негодяя. Мотаться туда-сюда – не самая привлекательная перспектива, но деньги в начале игры — самый большой дефицит.

Особое затруднение составляют киборги. В отличие от землян, бегать они категорически отказываются. К этому прибавляется совершенно безумный pathfinding, который минуту назад мог назначить идеальный маршрут из точки «А» в точку «Б», а сейчас – заставить героев огибать несущественные препятствия по огромной параболе. Поэтому перемещение по локации из одного конца в другой выглядит так: я назначаю конечную точку для всех героев, потом открываю книжку и прочитываю страницу-другую. Как раз к этому времени игра загружает новую зону.

11

Хваленые импланты в игре действительно присутствуют и даже создают видимость внесения своей лепты в геймплей. На деле же все эти встраиваемые штучки – просто еще одна головная боль. Включать их нужно вручную, потому что во время работы они кушают драгоценный газ тактоний (или это жидкость? так и не разобрался). К тому времени, когда импланты уже не нужны, привыкаешь к их работе как к естественному ходу событий. Понимаешь, что оставил включенной конфорку только тогда, когда у героя вдруг начинает утекать жизнь – импланты не умеют автоматически отключаться, просто с тактония они переходят на драгоценные НР. Это особенно весело, если учесть, что тактоний стоит серьезных денег по местным меркам (1600 за 100 единиц; некоторые имплантанты сжирают 150 за раз; за квесты дают в среднем 700 монет), а здоровье естественным путем не восстанавливается – только аптечками.

В такие моменты очень хочется высунуть голову в форточку и заорать: «Металхарт — <вырезано цензурой>!». Но нельзя – обычно я играю по ночам, а соседи все-таки спать хотят.

14

Оружие в игре представлено большим ассортиментом. Настолько большим, что к середине, обзаведясь самым крутым миниганом, воспринимаешь случайно найденную пушку среднего калибра с удивлением: а что это она тут делает? Пистолет забывается как страшный сон после покупки снайперской винтовки. Лазерное ружье – нечто среднее между миниганом и снайперкой – практически не помогает, да и батарейки стоят приличных денег. Вообще, смешно: вы когда-нибудь видели, чтобы 20 патронов для оружия стоили дороже его самого? Такое возможно разве что для оружия на основе ядерного синтеза или для арбалета в «бесплатной» браузерной игре.

Броня в игре предметно отсутствует. Некоторые импланты дают защиту, но весьма мизерную, практически не отличающуюся от «природной». Основной упор сделан на тактическое вооружение – использование «проекторов»-клонов, гранат и так далее. Характеристики персонажей – пожалуй, единственная относительно серьезная и сбалансированная часть игры. Если не считать парочки откровенно дурных моментов типа «Переносимость имплантантов» и «Воли», то все очень даже на месте. Каждый параметр играет свою роль, и вам остается лишь разделять роли в группе на «снайпера с высокими ОД», «миниганщика с высоким здоровьем и большим рюкзаком» и «заимплантанченного киборга». Вот такие моменты я люблю.

15

Баги. Много багов. Такое количество, что хочется застрелиться. Причем ошибки не только технического характера, но и с точки зрения игрового баланса. За неделю, что я играл в Metalheart (ежевечерне, маленькими дозами, чтобы не отравиться), разработчики выпустили два объемистых патча. Первый успешно разрушил мои начинания, так как с ним не работали сейвы. Второй оказался не столь деструктивен. С вашего позволения я приведу несколько наиболее замечательных недоработок на момент написания обзора.

Патроны можно сдать в магазин только в том количестве, в котором они в нем продаются. То есть, если лавочник предлагает 10 снайперских пуль, то продать ему можно ровно такое количество; если вы предложите меньше, то пули пропадут, а денег вы не получите.

Лечиться можно только аптечками. Доктора (аж три штуки на весь мир) умеют только продавать всякие медицинские принадлежности, включая огромное количество совершенно ненужных имплантов (на них не написано, что они дают), но совершенно не умеют восстанавливать здоровье. Гостиниц и таверн в Metalheart нет, и время здесь тоже не лечит.

Часть имплантов не работает. Киборгам, которые замучили меня своим неумением бегать, я специально купил модные ботиночки, которые при включении вроде как позволяют передвигаться быстрее. Ан нет. Не пашет.

Невероятное количество информации попросту отсутствует. Когда персонаж умудряется нанести критический удар, консоль радостно пишет «Вот это попадание!», но не выводит конкретные цифры. О том, что количество предметов, которые может нести персонаж, измеряется не весом, а количеством «слотов», я узнал не сразу – и то, потому что догадался перечитать руководство.

8

Я не знаю, кто рисовал двухмерные картинки для Metalheart, но хочу заочно пожать ему руку. Пусть анимация персонажей не выдерживает никакой критики, а мутанты не передвигаются, а перемещаются (отмазка разработчиков: они просто мутировали, оттуда и такая анимация) – главное, что все фоны, все загрузочные картинки, даже карта мира очень красивы. Особо выдающихся объектов в этой двухмерной игре нет, но и того, что есть, вполне хватает. Правда, местами темновато – но в целом все очень детализировано, радует глаз.

Музыка не особо впечатлила. Есть отдельные композиции, которые хоть чего-то стоят, но в целом – совсем не то. Некоторые мелодии не вписываются в атмосферу, некоторые слишком быстро надоедают, а половина – откровенно раздражает.

7

В общем, на месте руководства компании Numlock я бы выделил художникам и дизайнерам отдельную комнату (со временем – отдельную компанию) и посадил заниматься аутсорсингом, ибо на этом они сделают больше денег, чем на работе над проектами.

А всех остальных, пожалуй, выгнал бы на мороз.

  • Golemming

    Помню как все отечественные разработчики грезили «русским Фоллаутом» :) До релиза только Сталкер и добрался

  • Dirk Digler

    «вкалывают люди, счастлив робот» — вот уж действительно фантастика

  • Иван Гладков

    Чисто из любопытства, где была опубликована эта рецензия?

    • Torick

      Отличный вопрос. Скорее всего, на IXBT, когда у них был игровой раздел.