Metro Exodus (2019)

На берегу Волги еле стоит избушка: стены обрушены, на покосившемся чердаке - мужик с иконой и гармонью и женщина с балалайкой (оба - трупы). Рядом - самогонный аппарат и батарея пустых бутылок. По речке на бревне плывут два зайца. В соседнем притоке весело плескается огромная, плюющаяся ядом креветка-рак. Metro вышла на поверхность, встречайте.

Новое «Метро» начинается приблизительно так же, как и предыдущая: Артем с вашей помощью проходит из больничной палаты в хорошо освещенном бункере (с собственной лабораторией и компьютерами!) к расположенному в другом конце залу заседаний, чтобы после короткого брифинга отправиться в бой. По пути вы полюбуетесь на технику подстъядерной эпохи и послушаете, как общаются друг с другом бойцы – разговоры не интерактивны, но они дают интересную информацию о прошлых и нынешних событиях. Причем у Глуховского традиционно всплывают проблемы с мотивацией персонажей и натуральностью их речи, но искренняя человечность этих маленьких историй заглушает все логические раздражители.

Триггеры диалогов и сценок активируются по любому чиху, создавая наслоение одного нарратива на другой. Если вовремя не остановить бег Артема, то можно услышать, как параллельно основной сюжетной линии разворачивается еще диалог-другой, создавая какофонию из голосов, старательно выводящих заученные тексты. Эта беда преследует серию еще с самой первой "Метро", где нельзя было и шагу ступить на базаре, чтобы не впустить в свои уши чьи-то горестные излияния или солдатские байки.

Как и в предыдущих играх, мирные этапы – это обязательная интермедия, широкий срез социальной антиутопии Глуховского в рамках отдельно взятого электропоезда. Степан старательно ухаживает за спасенной Артемом из лап сектантов Катериной, Ермак озабочен состоянием паровоза, Дамир мечтает найти свою собственную семью, а глава Спартанского Ордена Рейнджеров рассуждает о том, что некоторые вещи лучше скрывать от народа и вообще приказы не обсуждаются. Стоит ли пояснять, что для товарища Мельника "Исход" - классический роман перевоспитания, к концу которого полковник поймет свою идеологическую ошибку.

Персональная ненависть Дмитрия Глуховского к СССР и раньше проявлялась в различной форме, но тут уж он развернулся во всю мощь. Среднерусские религиозные проповедники осуждают любое проявление прогресса - "электричество грех!". Пахан каспийских нефтяников по прозвищу Барон убеждает Артема, что какой прогнившей ни была власть - она по-любому лучше анархии, особенно в условиях постъядерного мира. Даже для религии нашелся афоризм: "власть, которая держится на пиках - на пиках и кончит, причем быстро. А власть на пиках и Вере - другое дело". Ну а про достижение "Декоммунизация" вы и сами наверняка уже слышали.

Впрочем, самым большим шоком для героев-москвичей становится кивок в ответ на их вопрос: "Вы что, не из Москвы? Там правда есть жизнь?!". С этого начинается приключение длиной в один игровой год, которое пройдет то в узких подземельях и туннелях, то в обширных землях Приволжья и Каспия. В музыкальном сопровождении "АукцЫона", "Кино" и "Аквариума".

Глупый, ненужный open world - так кажется поначалу, но потом понимаешь, что исследовать его по-сталкерски интересно. Собирать хабар, косить монстров, читать записки и журналы, искать секретные открытки. Даже диалоги эти дурацкие, выспренные, наполненные пустой детсадовской моралью - они чуть-чуть да все же играют на атмосферу.

Я понимаю, насколько заезженное это слово - "атмосфера", но именно она создала первое "Метро", и кое-как спасла от забвения его продолжения, включая игровые. Ради глупого квеста типа "найди мою гитару" можно дать бой стае мутантов, а милому потрепанному игрушечному мишке, которого удивительно зоркая девчушка определила в гнездо летающей гаргульи, ну просто нельзя отказать. Все-таки неспособность отказать у нас в крови, пусть и слегка облученной.

Благодаря открытому миру, третий "Метрополитен" отошел от привлекательности аттракционов западного образца, разительно отличаясь от веселого и разнообразного предшественника. Помните: "стремительная погоня со slo-mo вставками сменяется stealth-экшном с напарником, короткий интенсивный бой – затяжным тиром на моторной лодке, поиск обходных путей по болоту – интерактивной схваткой двух гигантских существ"? В "Исходе", даже если в рацию орут "беги-спасайся!", можно спокойно отвлечься на обшаривание шкафчиков и поиск секреток.

Сам Артем традиционно строит из себя Гордона Фримена, ни единым словом не нарушая пространство перед собой, поэтому его компьютерным визави приходится все делать самим – спрашивать, ругаться, смеяться, успокаивать. Это выглядит крайне странно с учетом того, что никто так и не заметил – мол, парень, ты что, язык проглотил? Вряд ли, ведь он с удовольствием озвучивает свой дневник, в котором описывает путешествие их маленького отряда на "Авроре".

И это единственное, что всерьез мешает той самой "атмосфере", если рядом находится неигровой персонаж. Молчание Артема плюс рубленные реплики "собеседника" просто не дают сосредоточиться на рефлексии. Когда мы ехали по занесенному снегами и льдом Новосибирску, мне очень хотелось задуматься над мрачной судьбой местного человечества - на ум шли цитаты известных фантастов, планета постапокалипсиса из "Предтеч", роман "Запретный мир" А. Громова, даже планета Шелезяка где-то на периферии сознания промелькнула.

Но нет. Мой пассажир - полковник, мать его, Московского ордена Ленина метрополитена имени Ленина, так и норовил воткнуть в ход моих размышлений какую-нибудь условную мораль. И ладно бы, гладко и в лад воткнул - но нет, "спасибо" сценаристам диалогов, товарищ Мельник делает это настолько по-военному, что все постапокалиптическое настроение куда-то улетучивается.

Спасают детали. Истину говорят: дьявол - в мелочах, а мелочей в Metro Exodus хватило бы на три игры. Да взять хотя бы "Аврору": один паровоз, пассажирский вагон да техничка - зато сколько деталей! С какой любовью создан интерьер! Да, порой на протяжении всей игры ассеты повторяются - и это грустно, но перевариваемо, да и общее внимание к мелочам перевешивает производственную оптимизацию.

Да и что там интерьеры - Metro Exodus в принципе создает впечатление игры, очень продуманной в отдельных аспектах. Например, враги не просто кричат "вон он, сучара", а обязательно указывают, где именно прячется означенный сучара. У кустарного оружия есть апгрейды, и их визуальная форма совпадает с предназначением. Дизайнеры крепко подумали за виртуальных инженеров: если у "Тихаря" к механизму сжатия воздуха прикрутить аккумулятор, то ровно той же "лягушкой" можно накачивать не только воздух в баллон, но и электроток в накопитель!

Выйти из кабины машиниста и посмотреть на пробегающие вдоль паровоза окрестности - там тоже много чего таится. Вот проехали полустанок, а вот самолет лег поперек трассы, но к счастью на холмы - под его брюхом состав легко проедет. Вот запасной путь с застрявшим там навсегда товарняком, а вот полуразрушенное здание вокзала небольшого поселка. Деревня с водонапорной башней, автомобильный переезд, лесок - в какой-то момент я налил себе чаю и стал просто смотреть на дорогу, возвращаясь в детство, словно я опять в шестом класс (нет, уже перешел в седьмой!) и еду на дачу, предвкушая лето, полное приключений...

Омрачает - ну да, куда ж без ложки дегтя - некоторая невнимательность. Через десять минут после начала игры я был вынужден прерваться. Дело в том, что в задании в Москве мне встретился троллейбус, на котором были указаны странные конечные пункты: вокзал (какой? в Москве их девять, не считая авто- и речных) и площадь Ленина (в столице нашей родины такой площади нет). Я погуглил эти пункты назначения и номер маршрута, и оказалось, что в Москву телепортировался троллейбус из Новосибирска. На тот момент действовало эмбарго на рецензии, и я не знал, что по сценарию Артем окажется в научной столице России, поэтому был ну очень сильно удивлен - неужели схалтурили, скачав первые попавшиеся текстуры из интернета?

А теперь перейдем в инженерный цех. Самое большое техническое достижение - Metro Exodus бегает на заявленном минимуме в 970 GTX на настройках Ultra. Прямо бегает! Пока не попадает на открытое пространство с кучей сложных объектов - тут ей сразу становится грустно, FPS падает, и без того кисельное прицеливание становится сущим мучением.

Я намеренно ничего не пишу ни про стрельбу (такая же неудобная), ни про монстров (новичков в обойме - один или два), ни про стелс (ничуть не изменился со времен первой части), ни про новых сюжетных персонажей (такие же картонки, как и старые). Это все занимает важную часть игры, но по сравнению с атмосферой сеттинга "метро на свежем воздухе" обладают нулевой ценностью.

Жаль, приключения в Metro Exodus не такие захватывающие, как просторы. Глуховский все еще умеет генерировать захватывающие идеи: вам наверняка запомнятся пионерлагерь и церквушка на горе, огромные корабли в пустыне, списанной с "Безумного Макса", болотистое Приволжье с огромными креветками, бункер с людоедами и прочие внезапные повороты на пути "Авроры".

Но больше в Metro Exodus вам не запомнится ничего.

Купить игру в Epic Games Store

Метки: Метки