Metro: Last Light (2013)

Антиутопия Дмитрия Глуховского, начатая им пятнадцать лет назад, опять подверглась авторской правке. Биография Артема обросла переписанными подробностями, а политическая карта «Метро 2033» теперь еще больше напоминает лоскутное одеяло. Вслед за мэтром киевские разработчики перекроили и саму игру.

Новое «Метро» начинается как заправский Fallout: Артем с вашей помощью проходит из своей комнаты в хорошо освещенном бункере (с собственной лабораторией и компьютерами!) к расположенному в другом конце залу заседаний, чтобы после короткого брифинга отправиться в бой. По пути вы отведаете новую отдачу от оружия, полюбуетесь на компьютеры подстъядерной эпохи и послушаете, как общаются друг с другом бойцы – разговоры не интерактивны, но они дают интересную информацию о прошлых и нынешних событиях. Причем у Глуховского традиционно всплывают проблемы с мотивацией персонажей и натуральностью их речи, но искренняя человечность этих маленьких историй заглушает все логические раздражители.

Как и в первой игре, мирные этапы – это обязательная интермедия, широкий срез социальной антиутопии Глуховского. Так, на «Театральной», которая располагается под Большим Театром, устраивают спектакль с элементами варьете, позиционируя его как отражение былого величия российского театра. Чтобы усилить эффект, при входе на станцию нам показывают пьяницу с бутылкой, тянущего «Шумел камыш», а затем валящегося в стойло к свиньям. Объединяющим два события фактором является то, что станция принадлежит «красным», которые пытаются в сфере своего влияния построить социалистическое общество с худшими чертами тирании.

Персональная ненависть Дмитрия Глуховского к СССР и раньше проявлялась в различной форме, но тут уж он развернулся во всю мощь, вытеснив на сюжетную периферию и локальную угрозу в лице фашистов, и общего врага – монстров с поверхности. Правда, автора вселенной сумели переплюнуть его партнеры с Украины: такую целенаправленную русофобию еще поискать. Начиная с настенных календарей на украинском языке, а также рекламных плакатов и растяжек в самых худших традициях зарубежных фильмов о России и заканчивая джинсами и кепкой на мумии Ленина в Мавзолее.

Обойти эти моменты, чисто по-человечески неприятные, можно простым способом: достаточно представить себе, что дело происходит на альтернативной Земле (тем более, что по Глуховскому бомбы упали на Москву где-то в конце девяностых – поэтому-то в игре нет современных станций и вагонов «Яуза»). Тогда можно смело махнуть рукой на рекламу бумаги, развешанной вдоль эскалаторов, и надписи «РЫНОК МАРКЕТ» перед памятником, которого в нашей с вами реальности там на самом деле нет.

В отличие от предыдущей игры, мирный режим дает широкое представление о политической ситуации. Жизнь в подземном городе категорически не желает вымирать: наиболее продвинутые станции обрастают изобретениями, технологиями, сильной армией и прочими признаками нео-цивилизации. NPC, собравшиеся в количестве больше одного, начинают длинный разговор друг с другом, стоит только вам к ним приблизиться. Одна женщина рассказывает другой, как ей пришлось бежать от фашистов; дети угадывают в театре теней животных; рэкетиры обирают торговцев на рыбном рынке; работники тира делают ставки на успех игрока – у каждого есть какая-то нехитрая сценка, своя история, но вместе они складываются в кривое зеркало любого отдельно взятого человеческого социума. На таких уровнях имеет смысл двигаться потихоньку, не торопясь, чтобы не «триггернуть» сразу несколько диалогов и не пропустить еще один кусочек пазла.

Сам Артем традиционно строит из себя Гордона Фримена, ни единым словом не пронзая пространство перед собой, поэтому его компьютерным визави приходится все делать самим – спрашивать, ругаться, смеяться, успокаивать. Это выглядит крайне странно с учетом того, что никто так и не заметил – мол, парень, ты что, язык проглотил? Только попрошайке, бывшему театральному критику, произносящему длинный монолог, все равно – ему важно, чтобы вы бросили в его стакан еще патрончик.

Артему встретятся старые знакомые, в том числе Мельник и Хан. Глава Спартанского Ордена Рейнджеров (это даже не эклектика, друзья, это какая-то группа продленного дня) принимает участие лишь в финальной схватке, зато Хан сопровождает Артема в одну из тех мистических отдушин, к которым периодически обращается Глуховский, когда хочет выпутаться из сюжетного тупика или потоптаться по хрупкой логике выдуманного им мира. Но если в первой части это был галлюциногенный бред (даже уровень так и назывался – «Бред»), то сейчас уход в астрал выглядит как естественная часть метрополитена, которую запихнули в неприметный уголок обширного подземелья. Правда, ее размеры и представление… где-то тут по автору прогулялся Кэрролл, определенно.

Зато «Луч надежды» стал ближе к привлекательным аттракционам западного образца, разительно отличаясь от скучного и однообразного предшественника. Стремительная погоня со slo-mo вставками сменяется stealth-экшном с напарником, короткий интенсивный бой – затяжным тиром на моторной лодке, поиск обходных путей по болоту – интерактивной схваткой двух гигантских существ.

На геймплейные механики, зачастую одноразовые, не поскупились: на одном этапе повествования придется засвечивать гигантских пауков фонарем а-ля Alan Wake, в другом – всаживать в кабанов-мутантов дробь за дробью на полном ходу гоночной вагонетки, в третьем – выкручивать лампочки и метать ножи в зазевавшихся часовых, в четвертом – глушить динамитом гигантских «креветок», в пятом – искать топливо, укрываясь от рыщущих мутантов, в шестом – бежать по горящему поезду как в Uncharted 2.

На фоне такого безудержного веселья редкие боссы с их примитивными паттернами поведения банальны, хотя гигантская медведица-мутант в провале Александровского сада, окруженная «носачами» – это довольно мощный экспириенс сам по себе, особенно для тех, кто знаком с этой местностью в реальности. Практически каждый уровень можно охарактеризовать как-то по-своему, хотя доминируют все же расстрельные этапы – большинство из них можно (а часть попросту нужно) пройти в stealth-режиме.

К сожалению, разработчики перестраховались и вживили противникам ограниченный слух и скромное поле зрения – обойти болванчиков ничего не стоит, хотя кое-какие манипуляции проделать придется. Врагов много, лампочки светят ярко – бей не хочу – да и модель AI «Что-то шуршало? Не, показалось» работает безотказно.

Искрометный геймплей слабо мотивируется неигровыми персонажами, указывающими Артему, что ему делать и куда идти. В самом начале нового «Метро» появляется Анна – дочь Мельника. Поначалу кажется, что она станет важной частью сюжета, но минут через десять ее забирают до середины игры для того, чтобы она потом опять появилась, покрасовалась в роли «девы в беде», завалила Артема в постель – и снова прости-прощай, на этот раз до финальных титров. Куда интереснее, многограннее и хитрее оказался выписан персонаж Павла Морозова, к которому наш герой вынужденно прилипает после первой потери Анны. Ловкий, сообразительный, смелый и очень непростой; в английской версии к тому же озвучен так, что пальчики оближешь.

Марк Иванир – русскоязычный актер с яркой биографией и двадцатилетним опытом – справился выше всяких похвал. Марк сымитировал кондовейший акцент, периодически разбавляя эмоциональную речь русскими словами и не прописанными по сценарию идиоматическими выражениями (хотя в переводе на английский матерщины по сравнению с оригиналом как раз прибавилось). К тому же Глуховский наделил этого персонажа любовью к «Трем мушкетерам» Дюма, и я сомневаюсь, что Иванир знает, как имена Атоса, Портоса и Арамиса звучат по-английски – просто он произносит их по-русски, становясь максимально близким отечественному игроку. К сожалению, остальным актерам не довелось проявить себя в такой же мере. Борис Киевский (вы совершенно точно слышали его в Call of Duty – “enemy carepackage incoming”, Дмитрий Петренко вот эти все) сумел дополнить своим неповторимым голосом образ главного злодея, но переключаться на «общепринятый» акцент он почему-то не стал.

А вот в русской версии все… традиционно. Напыщенный тон, паузы в устной речи, несовпадение характеров, а какой отвратительный, скучный, унылый «русский» Павел сопровождает Артема! Понятно, что разные издатели – это разные бюджеты, но послушайте, если у вас есть выбор, то лучше играть с английским озвучением и русскими субтитрами. Обманите Steam, скачайте английскую озвучку с торрентов – только не слушайте то убожество, которое вам предлагает «Бука» по умолчанию.

Хорошо хоть с визуальной составляющей все в порядке. «Метро 2033» отличалась необычной детализацией окружающего пространства, и сиквел продолжает эту добрую традицию. Ящики, керосиновые лампы, детские игрушки, посуда, десятиугольные банки сгущенного молока, шкафчики, бумаги, настенные календари, стройматериалы, музыкальные инструменты – деталей здесь вдосталь.

А в каждом месте, куда можно притулить книжку, вы найдете либо «Метро 2033», либо не вышедшую пока «Метро 2035». К последней еще и различные постеры встречаются. Если откинуть дурацкие шутки, то невероятная любовь к деталям пробирает до костей. Надписи на стенах перед дверью в бункер, у которой скончались не успевшие попасть в убежище несчастные, не попавшие под жадную руку мародеров квартиры в центре Москвы и другие чекпойнты для Артема обставлены по высшему разряду. Не представляю себе, что там творится на консолях, на какие ужимки пошли разработчики, чтобы выдать хотя бы приблизительный уровень всех подробностей, но на персональных компьютерах с видеокартой четырехлетней давности, если не включать самые-самые прибамбасы, все прекрасно летает.

В отличие от Bioshock Infinite, место которой несложно определить в биполярном мире Крутоскучности, с Last Light не все так просто. Авторы развешивают очевидные ружья в первом акте для того, чтобы про одно в итоге забыть, вторым слабо пукнуть в середине представления, пока мысли по инерции заняты чем-то более важным, а третье вообще сделать секретной концовкой. Внешних мотиваций крайне мало, к тому же темп попадания из огня в полымя и невероятную везучесть Артема можно было бы объяснить первоисточником в виде комикса, но никак не романа.

Глуховскому можно ставить в вину весь букет претензий к современному худлиту, но одного не отнять – он любит свое детище большой авторской любовью. 4A Games поддерживают и вкладывают свою толику труда. В результате такой синергии этот бодрый повествовательный диснейленд, эти очаровательные, латанные-перелатанные красоты (чуть ли не одна женская модель на всю игру!), это прилипчивое желание узнать, чем кончится дело, уверенно подталкивают игрока вперед, навстречу титрам. Если подыгрывать миру, который натужно создает видимость того, что он живой, можно даже ненароком погрузиться на полсекундочки в «Метро»: так и хочется обследовать все углы, собрать все дневники, послушать все диалоги, выполнить все задания, убить всех врагов.

И, разумеется, посетить постапокалиптичную Красную площадь – самое красивое место на альтернативной Земле.