Ночной Дозор (2005)

nochnoy_dozor_1_1024

А так хотелось верить, что культовая компания-разработчик сделает на своем культовом движке культовую игру по культовой вселенной, да еще с диалогами от культового креативщика! И все будет просто культ, геймеры попадают от восторга, «Нивал» закидают выгодными предложениями (хотя куда дальше HoMM V?), Сергей Васильевич будет довольно улыбаться, на форумах еще до выхода начнется обсуждение сиквела…

Игра, на самом деле, создана не по трилогии, не по ее спин-оффам (см. «Лик Черной Пальмиры») и не по фильму. Сценарий совершенно уникальный, и поначалу я даже думал, что им занимался лично создатель вселенной. Правда, ближе к концу начал разуверяться: уж на что «Дозоры» были переполнены интригами, но сценаристу удалось сделать столько лихих поворотов, что в конце, когда раскрывается сразу пачка Страшных Тайн, начинаешь тоскливо думать: когда же они закончатся? С другой стороны, Лукьяненко все-таки курировал проект, и откровенной лаже пролезть не позволил. Да, если вам все еще интересно: все начинается почти как в фильме – инициируют потенциального Иного и дают ему примитивное задание, которое в итоге раскручивается до Сокровенных Основ. Хотя, так строятся почти все сценарии…

pic3-b

Согласно традициям, по ходу сюжета выясняется, что маленькая ложь Гесера порождает большую ложь Завулона – и vice versa. Каждый второй считает себя мастером-гипнотизером и пытается убедить главного героя, что тот не прав. Не каждый Иной выдержит такой прессинг, а тут еще и сюжетные дырки, которые откроются позже, и дырки, которые, видимо, не откроются никогда. Вот как юный, свежеинициированный Иной мог с уверенностью определить цвет ауры (и оказался прав!), если через две миссии он сокрушенно признается, что даже не имеет понятия, как это делается? Не говоря уже о различных жаргонизмах и приемчиках, которые он умудряется выучить всего за пару тренировочных, по сути, миссий.

То, что в шапке гордо именуется RPG, разработчики старательно опошлили. И дело даже не в том, что они, возможно, поклонники творчества Вадима Панова, истово верящие в то, что Лукьяненко все сплагиатил. А в том, что игра создавалась для широкой аудитории. Нет, не так – очень широкой аудитории. Фактически, для каждого, кто посмотрел мегауспешный российский блокбастер. Поэтому все «трудные» места убрали, позволив не особо напрягаться, а игру пролетают, не напрягаясь, за 8-10 часов. Нет, уровни развития и различные классы-профессии тоже есть, но левел-ап позволяет лишь выбрать, какой магией овладевать игроку. Ни тебе контроля характеристик, ни тебе каких-нибудь умений или там модификаторов защиты от магических атак. Зато поклонникам фильма наверняка понравится знаменитая люминесцентная лампа и мощный фонарик, расстреливающий все темное. Говорят, с этим уберфонариком можно убить Завулона за три-четыре хода.

1266924d86fb9ba69f5

На этом фоне довольно странно смотрится фишка с «зачарованием» предметов. Можно наделить волшебными свойствами ручное зеркальце или наручные часы – получится изящный амулет, исполняющий какую-нибудь интересную функцию типа порождения клона или повышения защиты. Этих предметов во всей игре – просто море. Инвентарь забивается моментально, причем одинаковые предметы разных уровней занимают разные слоты — это, в принципе, логично для игры, но неестественно с привычной точки зрения. Просто представьте, что два куриных яйца белого цвета и три коричневого нельзя положить в одну корзину.

А инвентарь – это вообще отдельная песнь о Нибелунгах. Есть пять «персональных» слотов у каждого персонажа и большой рюкзак для всей партии. Обмениваться предметами можно даже в том случае, если герои находятся в двух стенках друг от друга. Нет, понятно, что все для казуалов, но не до такой же бредовой степени?

Но поначалу – да, играть трудновато. Потом легче. Потом еще легче. Вот пример: каждое заклятие от его использования становится мощнее. Когда любое заклинание можно, не сходя с места, потратив около получаса, раскачать до максимума, начинаешь думать, что где-то тебя обманули. С сумраком тоже интересно: начиная с третьей миссии, ты из него не вылезаешь, потому что в нем и очков действия больше, и магия работает внушительнее. Ближе к концу одной мощной комбинацией заклятий в Сумраке можно разнести в пух и прах крепкий отряд из чародеев, оборотней и вампиров за пару-тройку ходов. Те даже пикнуть не успевают. Привыкнув к сытой жизни, даже обижаешься на то, что в последней части героя слегка откатывают назад, и играть становится чуть сложнее. При этом битва с Завулоном сломана напрочь — если не найти достойную комбинацию приемов, то будешь мучиться «сейв-лоадом» до самой смерти.

pic5-b

К движку претензий могло и не быть, если бы разработчики озаботились поддержкой карточек от ATI. Даже если, рыдая, скинуть настройки на более или менее приличный минимум, игра продолжает неумолимо тормозить в самых интересных местах. Сумрак же, используя шейдерные технологии высасывает из героев ману и жизнь, а из игрока – остатки терпения. Но ничего, сожмем зубы и будем играть дальше – мы люди привычные.

Обещанная деструктивность окружающей среды действительно присутствует. Разумеется, колонны станции метро «ВДНХ» разрушить нельзя, но разломать кирпичную стенку, сделать что-то малопонятное с автотранспортом или расшвырять железную оградку – запросто. Иногда достаточно бросить противника магией телекинеза в объект разрушения, а иногда – стоять и упорно стрелять файрболами. Кстати, от файрболов остается неприятная штука: если попасть в источник света, то он накладывает след взрыва на этот источник, вследствие чего в помещении становится темно и жутковато.

Зато дизайнеры постарались. Пресловутая станция метро даже при низких настройках видео захватывает дух. Трудолюбивые ребята из «Нивала» не поленились обвешать все рекламными щитами (в том числе и теми, что им заказали), уставить лавочками, обсадить цветочками, да еще и раскидать логически выверенные предметы на местности. Единственная моя личная претензия: возле памятника Грибоедову на Чистых Прудах, вот та палатка слева – она, во-первых, не продает хот-доги, а во-вторых, повернута лицом к метро, задом к памятнику, а не боком; а ту, что справа, по-моему, снесли еще прошлой осенью. В остальном все в порядке, спасибо.

1266924d86fba621950

Вот что в «Ночном Дозоре» хорошо – так это музыка. Нет, не та малопонятная композиция в исполнении Александра Пушного, а та, что заставляет напрячься, задуматься над последовательностью своих магических ходов, дает погружение в эту атмосферу. Ах, как жаль – чертовски жаль! – что всю игру ты проводишь в Сумраке, где музыка цинично вырезается, хотя звуки работают вовсю.

Традиционный наезд на русскую озвучку. Лучше всех постарались Всеволод Кузнецов, Владимир Меньшов, Виктор Вержбицкий да Лариса Гребенщикова. Правда, и у них тоже случались проколы – особенно в длинных диалогах. Передиктовывать их – сплошное мучение: поди, запомни сотню слов и воспроизведи их без запинки, да еще с правильной интонацией. Только у Кузнецова ни одного прокола я не заметил — он читает так, будто только что услышал предыдущую реплику, и самостоятельно на нее отвечает. Неужто режиссеры постарались?

pic7-b

Диалогов в игре – много. Собственно, не зря некоторые граждане полушутя назвали ее «интерактивным текстовым приключением». Пусть бои и не очень сложны, но практически после каждой зачистки местности (вы еще помните, как строятся карты на движке Silent Storm?) герои собираются в кучку и начинают разговаривать. А вот как они разговаривают – это отдельный поклон Лео Каганову. Но и тут все не так просто. Его креатив действует как лекарство, каждая отдельная шутка заслуживает улыбки. Но когда тебе колют не положенные два кубика приколов, а граммов двести, у тебя очень быстро сведет губы. Каждая вторая реплика содержит если не ядреную рифму типа «Лучше выпить водки литр, чем поймает инквизитор», то отсылку на фильм («Але, это Гесер? Мне нужен настоящий Гесер! Какой еще Владимир Меньшов!?»), то ссылку на оригинальную трилогию («Может, тебя в Артек на стажировку на две недели послать?»). Сначала улыбаешься. Потом хохочешь. Потом устаешь. Слишком много Каганова – это тоже плохо.

Как компьютерная игра «Ночной Дозор» почему-то напомнила Jagged Alliance (самый первый) – наверное, что-то общее в дизайне. Она простая, она в чем-то интересная, но при этом жутко манчкинская – я не представляю, что будет твориться с людьми, взращенными на том факте, что копейка бережет рубль. Как они будут плакать, мучительно выбирая, что выкинуть из рюкзака: брелок или наручные часы. Как они будут терпеливо запускать бой, стрелять файрболом, ждать накопления маны, снова стрелять — и так, пока не увидят долгожданный плюсик на иконке заклинания…

pic2-b

Но не только в геймплее дело. Черт с ним, что игра скучная в этом плане – зато она по «Дозору»! Там клевые диалоги! Там отличный сюжет и люминесцентные лампы! И там даже есть видеовставки из первого и второго фильмов! Вот таким людям игра точно понравится.