Operation Flashpoint: Red River (2011)

Настоящие пацаны в игровой теме при слове Flashpoint делают лимонную рожу, дескать, а-а-а, это та игра, где ты полчаса бежишь, чтобы сдохнуть от первой же пули. Такие геймеры аккуратно откладывают диск другу или в окно, даже не пытаясь выяснить, что изменилось за прошедшую декаду.

Вот уже несколько лет болтается между землей и небом несчастный сериал – фанаты оригинальной игры от поделок Codemasters Studios усиленно открещиваются, а все прочие, памятуя о зубодробительной хардкорности Cold War Crisis, предпочитают с «Флэшпойнтом» не связываться вообще. Лишь те, кто случайно наткнулся на Operation Flashpoint: Dragon Rising и даже получил от нее удовольствие, не пройдут мимо новой игры. Так что рассматривать ее будем в системе координат «Восхождения дракона».

Небольшой ликбез: первая OFP действительно была шутером, где у игрока прицел плясал как пьяный матрос (особенно после пятиминутной пробежки в полной выкладке), где можно было покататься на тракторе, танке и вертолете, где уровень занимал десятки квадратных километров, где только на easy разрешалось сохраняться, да и то один раз за миссию. Разработчики в какой-то момент разошлись во взглядах с издателем, начали делать свой сериал Armed Assault, основанный на тех же изуверских принципах, а Codemasters приступила к обработке франшизы своим личным напильником, на что у нее ушло аж четыре года.

Первый блин, однако, не оказался таким уж комом (2 миллиона копий на трех платформах) – управление в OFP: Dragon Rising стало попроще, одинокий сейв сменился чекпойнтами, а игрок бегал уже не один-одинешенек, а в составе четверки морпехов, которым можно отдавать любые приказы боевого характера. Неограниченные расстояния, правда, все равно остались: в некоторых миссиях игрок выбирает, с какой стороны подойти к цели и в каком порядке выполнять задания.

Так вот, в Red River избавились и от этой степени свободы. Теперь каждый приказ начальства направляет отряд четко по сюжетным рельсам, периодически дозволяя навести артиллерию или авиаудар на какие-нибудь труднодоступные осиные гнезда. Вся деятельность отряда Браво сократилась до выбора укрытий (в случае защиты периметра) и направления удара (в случае, соответственно, штурма). Попытка выбежать за пределы оперативного радиуса кончается загрузкой чекпойнта после первого и последнего предупреждения.

Обидно, но лично я издателя понимаю: суровые жизненные симуляторы массам не нужны, а про Delta Force как раз уже все забыли, так почему бы не позаимствовать у Novalogic пустующую нишу? К тому же такой подход позволяет охватить больше консольных поклонников жанра милитари-шутеров, ведь до новой Call of Duty еще полгода минимум, а про Ghost Recon: Future Soldier мы не слышали уже больше года.

Я сейчас быстро про негатив отчитаюсь, а потом перейду к елею. Тупые противники – так было всегда и, вероятно, будет в сериале. Враг, потеряв цель, может развернуться и, насвистывая, пойти домой под перекрестным огнем. К тому же они все глухие напрочь – пока не ворвешься в мазанку да не начнешь пальбу, так и будут куковать у окошка. Как и полагается китайцам, берут толпой и заградительным огнем. Приходится импровизировать, управляя своими бойцами, благо система приказов никуда не делась. Чего при этом делается в кооперативе, ума не приложу, поскольку я смотрел пре-релизные версии на PC и PS3.

Про консольную скажу только пару слов: очень хочется подсунуть программисту управления вместо рулевой колонки его автомобиля джойстик от PS3, настроенный на Red River. Я промучился три миссии, пока не появилась возможность играть на PC, и как же я возрадовался мышке и клавиатуре! Как в том анекдоте про чукчу и холодильник. Ну и жуткая пикселизация в 720p, конечно, тоже укрепила меня в мысли о том, что в новый OFP нужно играть только на компьютере.

А теперь – дискотека! Закрыв глаза на линейность происходящего и болванистый AI, остается только наслаждаться (по крайней мере, именно так я и поступил) превосходными, неповторимыми роликами между миссиями и переговорами перед операцией, после нее и частенько даже во время задания. В роликах свои мысли озвучивает какой-то совершенно съехавший с катушек полковник со скрипучим голосом, а иллюстрирует его фразы необычная инфографика – она напомнила заставки из Call of Duty: World at War. Приказы на местности отдает классический негр в звании старшего сержанта с прокачанным по максимуму скиллом матерщины. Одновременно на каждую операцию выезжает еще два отряда, которые не чураются позасорять эфир, и все эти переговоры – просто наслаждение для слуха. Шикарные обороты и ни разу не промахивающиеся интонации: если ситуация швах, то fuck пойдет через каждое слово уставших бойцов, а если мы всыпали перцу необозначенным таджикам и китайцам, то повышенная концентрация yeah и hooray! неизбежна.

Да-да, таджикам и китайцам. Если сюжет Dragon Rising позаимствован из каких-то выброшенных в помойку черновиков Тома Клэнси, то Red River уж точно высосан из пальца того, кто эти черновики подбирал. В Таджикистане началось повстанческое движение, вооруженные до зубов террористы грозятся свергнуть власть, бравые морпехи США выезжают на их нейтрализацию. С боевиками разговор короткий, но в какой-то момент все идет прахом – из-за ближайшего холма поднимается малая разведгруппа китайцев, всего-то тысячи три бойцов, однако меры приходится принимать самые суровые. Этот переломный момент, кстати, показан в самой мощной по накалу миссии – марш американцев по разбомбленной местности, который на полпути рассеивается и переходит в тяжелый многоступенчатый отход с огромными потерями.

Система приказов слилась в едином экстазе с коллегой из полузабытой Tom Clancy’s Rainbow Six (тех, что были до Vegas) – можно управлять отрядом не только по принципу «куда укажет прицел», но и тщательно продуманными щелчками по карте местности. В рамках популяризации жанра каждому бойцу в отряде (включая главного героя) можно назначить один из четырех классов – снайпер-разведчик, штурмовик-автоматчик, тяжелый пулеметчик и гранатометчик.

За убийства дают очки опыта, которые идут в выбранный класс – награды там не ахти, но и разницы между классами особо никакой, кроме стартового оружия и пары умений вроде стабилизации прицела и ускоренного наведения. Необходимые стволы подбираются прямо на задании, но аккуратнее с китайскими автоматами – их часто заклинивает. Впрочем, все равно кем, чем и в кого стрелять, главное самому под пули не подставляться. Функцию санитара теперь исполняет любой в отряде (за это еще и опыт дают!), но вместо ожидания спасительного укола раненый солдат может и сам отползти в безопасный угол, достать медпакет и за пятнадцать секунд привести себя в состояние боевого огурца. Такой вот шоу-бизнес.

Отсюда, собственно, и 7.5 в оценке – OFP: Red River по-прежнему предлагает не четко означенный жанр, а только отдельные переключатели между «очень просто» и «реалистично». Баллистика честно отрабатывает законы физики, выгодно отличаясь от во всех смыслах слова прямолинейных милитари-шутеров своим наличием, но в то же время нельзя отключить джедайские трассеры, по которым легко пристреляться или отследить нычку противника. На самом аскетичном уровне сложности, когда нет ни перекрестья прицела, ни компаса с отложенным на нем направлением к заданию, ни прочей HUD-ерунды, все равно остается бесконечный медпакет, напрочь рушащий все впечатление от сурового морпехского быта (зато чекпойнтов нет и бойцы не возрождаются).

Так что британцы, конечно, молодцы, но я бы на их месте к следующему выпуску все-таки определился с целевой аудиторией. Иначе спецы по возрождению старых хитов поделят рынок уже без их участия.